Мексиканские мотивы: куда нужно летать из Львова

И кому за это платить. Опыт Европы

Режим «открытого неба» во Львове дает все основания для запуска авиарейсов в курортные города Мексики. Об этом заявил глава Львовского областного совета Петр Колодий на встрече с послом Мексики в Украине Марией Гаргальо. По словам посла, Мексика стремится развивать сотрудничество с Украиной, особенно в сфере торговли и туризма. «Поскольку в последние годы поток туристов в Мексику очень уменьшился, наша страна заинтересована в открытии мексиканского туризма для украинцев», – сообщила госпожа Гаргальо. Глава Львовского облсовета выразил уверенность, что именно авиарейсы в Мексику будут способствовать туристическому и экономическому продвижению обоих государств.

О том, насколько жизнеспособна эта инициатива и соответствует ли она экономическим реалиям Украины, в колонке для Forbes рассуждает эксперт Александр Ланецкий.

Мексиканские мотивы: куда нужно летать из Львова
Фото Shutterstok

В Украине даже в мирном 2013-м хоть раз в году авиатранспортом воспользовались не более 3 млн граждан. В прошлом году поток упал почти на 40%. При этом дальнемагистральные перелеты вообще хоть раз за свою жизнь совершали не более 1 млн украинцев, то есть примерно 2% населения. Поэтому в данной ситуации все разговоры о прямом авиасообщении из Львова с курортами Мексики напоминают предложение Марии Антуанетты голодающим парижанам есть пирожные, раз нет денег на хлеб.

Львовская область остро нуждается в улучшении транспортной инфраструктуры. Если постараться выделить самые важные проблемы с точки зрения избирателей области, то они выстроятся примерно в такой ряд:

  • Обеспечение современным общественным транспортом Львова (особенно замена старого электротранспорта на новый), переход от маршруток к комфортабельным автобусам повышенной вместимости, а также внедрение единого электронного билета.
  • Обеспечение современным общественным транспортом других городов области, в первую очередь крупных – Дрогобыча, Трускавца, Червонограда.
  • Обеспечение транспортной доступности из районов в райцентры и из райцентров во Львов.
  • Решение проблем Львовской железной дороги, в том числе обновление вагонов и преодоление периодических сложностей с билетами на столичном направлении.
  • И наконец, улучшение авиационной доступности области – как из украинских городов-миллионников, так и из-за рубежа.

Последний пункт очень важен в свете привлечения авиакомпаний, способных привозить туристов в область – в первую очередь на курорты. Речь идет как о бывших соотечественниках (Казахстан, Закавказье, Беларусь, Прибалтика, Израиль, Германия), так и о новых направлениях (Италия, Греция, Турция, Испания). Кроме того, полеты в европейские страны будут способствовать улучшению связей с «новой диаспорой» – сотнями тысяч украинцев, выехавших на заработки в Южную Европу.

Чтобы привлечь таких перевозчиков, можно воспользоваться опытом средиземноморских курортов. Так, практически все курорты Испании, Италии и Греции заключают специальные договоры с авиакомпаниями (чаще всего лоукостами), в которых последние обязуются за сезон доставить в данный регион определенное количество пассажиров. Если перевозчики выполняют это условие, то местные власти выплачивают им солидную дотацию из расчета фиксированной суммы за каждого пассажира.

Лоукост в Украине нужен для того, чтобы привести на украинские курорты иностранных туристов. Их прилет можно и нужно дотировать – деньги все равно вернутся через налоги обратно в бюджет страны

Так как дотация важна для авиакомпаний, они очень четко отслеживают пассажиропоток, и уже к середине сезона (а иногда и раньше) могут осознать, укладываются ли в обязательства. В случае если нет – авиакомпании принимают экстренные меры, устраивая распродажу билетов. И таким образом лоукост быстро набирает недостающих ему пассажиров, переманивая их с рейсов других авиакомпаний и даже других направлений. А так как авиакомпания все равно получает дотацию за привезенных пассажиров (10–40 евро за человека), по итогам года она выходит в хороший плюс на направлении.

Зачем же греческие или испанские власти дотируют такие полеты, а Германия и Нидерланды, наоборот, обложили авиапассажиров дополнительным налогом? Потому что между туристом, прилетающим в страну отдохнуть, и летящим на заграничный курорт есть фундаментальная разница. Иностранный турист, прилетевший в Украину, – это экспорт украинской услуги. Немец, турок или казах, прилетев во Львов, будет здесь тратить привезенные с собой деньги. Это создаст рабочие места для украинцев, украинский бизнес заработает прибыль, бюджет получит дополнительные налоги.

В случае же с полетом украинца на отдых за рубеж Украина получает импорт иностранных услуг – украинец беспошлинно вывезет заработанные в стране деньги в Италию/Испанию/Грецию и уже там создаст рабочие места и пополнит местный бюджет.

В Европе эту ситуацию поняли и регулируют. Так, Германия с 2011 года обложила федеральным налогом вылет всех пассажиров. Авиакомпании платят 8 евро (при полете до 2500 км), 25 евро (полет 2500–6000 км) и 45 евро (за полет свыше 6000 км). Налогом не облагаются только транзитные пассажиры из третьих стран (так как это экспорт услуг).

В кризисные 2009–2010 годы подобный налог временно ввели Нидерланды, обложив пассажиров дополнительным сбором на вылет (от 11,5 до 40 евро). Логика этой меры проста: летишь отдыхать за рубеж – поделись с родиной, давшей тебе возможность заработать деньги.

С помощью авиационного сбора немецкие власти дополнительно привлекают в бюджет до 1 млрд евро ежегодно. И при этом опасения авиакомпаний, что подорожание авиабилетов уменьшат пассажиропоток, не подтвердились. Этого не произошло, хотя, например, Ryanair и сократила 150 рейсов на девяти направлениях полетов из немецких аэропортов.

Украинским властям тоже необходимо развивать отечественные курорты и повышать их транспортную доступность. И для этого, возможно, следует пойти западноевропейским путем. То есть стране нужны лоукост-перевозчики на рейсах в не «хабовые» аэропорты ЕС.

Лоукост в Украине нужен для того, чтобы привести на украинские курорты иностранных туристов. Их прилет можно и нужно дотировать – деньги все равно вернутся через налоги обратно в бюджет страны. А чтобы изыскать средства на подобные дотации, можно воспользоваться передовым опытом Германии и хотя бы временно ввести специальный сбор на вылетающих пассажиров. При этом главное – не перестараться и не загубить транзитный поток в Бориспольском хабе (несколько миллионов пассажиров в год), не разбазарить дотации на «авиарейсы в Мексику» и прочие амбициозные фантазии «народных избранников».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Гарвард, немного MTI и «госдеповские печеньки»: где учат лоббистов в США
Вероятное будущее украинского лоббизма на примере двух формаций западного лобби
3331
Оттолкнуться от дна: на чем банки будут зарабатывать в обозримом будущем
Банкиров подталкивают к активным действиям и смене источников дохода
2327
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Оттолкнуться от дна: на чем банки будут зарабатывать в обозримом будущем
Банкиров подталкивают к активным действиям и смене источников дохода
Гарвард, немного MTI и «госдеповские печеньки»: где учат лоббистов в США
Вероятное будущее украинского лоббизма на примере двух формаций западного лобби
Что происходит с банкингом VIP-класса
Итоги исследования «Бизнес Private Banking в Украине-2015»
Мясная экспансия: сможет ли Украина торговать с Китаем продукцией животноводства
И какие барьеры стоят на пути украинских товаров в КНР
О чем говорят итоги Евро-2016
И какие уроки стоит усвоить украинскому футболу
Как достичь фискальной справедливости в Украине
И почему налоговая реформа должна стать предметом широкой общественной дискуссии
Пивное регулирование: производители ждут послаблений
Пивовары рассчитывают на упрощение лицензионных процедур
«Политические стартапы»: как проходит формирование новых украинских партий
Почему новоявленные политические силы рискуют захлебнуться в волне популизма