Мексиканские мотивы: куда нужно летать из Львова

И кому за это платить. Опыт Европы

Режим «открытого неба» во Львове дает все основания для запуска авиарейсов в курортные города Мексики. Об этом заявил глава Львовского областного совета Петр Колодий на встрече с послом Мексики в Украине Марией Гаргальо. По словам посла, Мексика стремится развивать сотрудничество с Украиной, особенно в сфере торговли и туризма. «Поскольку в последние годы поток туристов в Мексику очень уменьшился, наша страна заинтересована в открытии мексиканского туризма для украинцев», – сообщила госпожа Гаргальо. Глава Львовского облсовета выразил уверенность, что именно авиарейсы в Мексику будут способствовать туристическому и экономическому продвижению обоих государств.

О том, насколько жизнеспособна эта инициатива и соответствует ли она экономическим реалиям Украины, в колонке для Forbes рассуждает эксперт Александр Ланецкий.

Мексиканские мотивы: куда нужно летать из Львова
Фото Shutterstok

В Украине даже в мирном 2013-м хоть раз в году авиатранспортом воспользовались не более 3 млн граждан. В прошлом году поток упал почти на 40%. При этом дальнемагистральные перелеты вообще хоть раз за свою жизнь совершали не более 1 млн украинцев, то есть примерно 2% населения. Поэтому в данной ситуации все разговоры о прямом авиасообщении из Львова с курортами Мексики напоминают предложение Марии Антуанетты голодающим парижанам есть пирожные, раз нет денег на хлеб.

Львовская область остро нуждается в улучшении транспортной инфраструктуры. Если постараться выделить самые важные проблемы с точки зрения избирателей области, то они выстроятся примерно в такой ряд:

  • Обеспечение современным общественным транспортом Львова (особенно замена старого электротранспорта на новый), переход от маршруток к комфортабельным автобусам повышенной вместимости, а также внедрение единого электронного билета.
  • Обеспечение современным общественным транспортом других городов области, в первую очередь крупных – Дрогобыча, Трускавца, Червонограда.
  • Обеспечение транспортной доступности из районов в райцентры и из райцентров во Львов.
  • Решение проблем Львовской железной дороги, в том числе обновление вагонов и преодоление периодических сложностей с билетами на столичном направлении.
  • И наконец, улучшение авиационной доступности области – как из украинских городов-миллионников, так и из-за рубежа.

Последний пункт очень важен в свете привлечения авиакомпаний, способных привозить туристов в область – в первую очередь на курорты. Речь идет как о бывших соотечественниках (Казахстан, Закавказье, Беларусь, Прибалтика, Израиль, Германия), так и о новых направлениях (Италия, Греция, Турция, Испания). Кроме того, полеты в европейские страны будут способствовать улучшению связей с «новой диаспорой» – сотнями тысяч украинцев, выехавших на заработки в Южную Европу.

Чтобы привлечь таких перевозчиков, можно воспользоваться опытом средиземноморских курортов. Так, практически все курорты Испании, Италии и Греции заключают специальные договоры с авиакомпаниями (чаще всего лоукостами), в которых последние обязуются за сезон доставить в данный регион определенное количество пассажиров. Если перевозчики выполняют это условие, то местные власти выплачивают им солидную дотацию из расчета фиксированной суммы за каждого пассажира.

Лоукост в Украине нужен для того, чтобы привести на украинские курорты иностранных туристов. Их прилет можно и нужно дотировать – деньги все равно вернутся через налоги обратно в бюджет страны

Так как дотация важна для авиакомпаний, они очень четко отслеживают пассажиропоток, и уже к середине сезона (а иногда и раньше) могут осознать, укладываются ли в обязательства. В случае если нет – авиакомпании принимают экстренные меры, устраивая распродажу билетов. И таким образом лоукост быстро набирает недостающих ему пассажиров, переманивая их с рейсов других авиакомпаний и даже других направлений. А так как авиакомпания все равно получает дотацию за привезенных пассажиров (10–40 евро за человека), по итогам года она выходит в хороший плюс на направлении.

Зачем же греческие или испанские власти дотируют такие полеты, а Германия и Нидерланды, наоборот, обложили авиапассажиров дополнительным налогом? Потому что между туристом, прилетающим в страну отдохнуть, и летящим на заграничный курорт есть фундаментальная разница. Иностранный турист, прилетевший в Украину, – это экспорт украинской услуги. Немец, турок или казах, прилетев во Львов, будет здесь тратить привезенные с собой деньги. Это создаст рабочие места для украинцев, украинский бизнес заработает прибыль, бюджет получит дополнительные налоги.

В случае же с полетом украинца на отдых за рубеж Украина получает импорт иностранных услуг – украинец беспошлинно вывезет заработанные в стране деньги в Италию/Испанию/Грецию и уже там создаст рабочие места и пополнит местный бюджет.

В Европе эту ситуацию поняли и регулируют. Так, Германия с 2011 года обложила федеральным налогом вылет всех пассажиров. Авиакомпании платят 8 евро (при полете до 2500 км), 25 евро (полет 2500–6000 км) и 45 евро (за полет свыше 6000 км). Налогом не облагаются только транзитные пассажиры из третьих стран (так как это экспорт услуг).

В кризисные 2009–2010 годы подобный налог временно ввели Нидерланды, обложив пассажиров дополнительным сбором на вылет (от 11,5 до 40 евро). Логика этой меры проста: летишь отдыхать за рубеж – поделись с родиной, давшей тебе возможность заработать деньги.

С помощью авиационного сбора немецкие власти дополнительно привлекают в бюджет до 1 млрд евро ежегодно. И при этом опасения авиакомпаний, что подорожание авиабилетов уменьшат пассажиропоток, не подтвердились. Этого не произошло, хотя, например, Ryanair и сократила 150 рейсов на девяти направлениях полетов из немецких аэропортов.

Украинским властям тоже необходимо развивать отечественные курорты и повышать их транспортную доступность. И для этого, возможно, следует пойти западноевропейским путем. То есть стране нужны лоукост-перевозчики на рейсах в не «хабовые» аэропорты ЕС.

Лоукост в Украине нужен для того, чтобы привести на украинские курорты иностранных туристов. Их прилет можно и нужно дотировать – деньги все равно вернутся через налоги обратно в бюджет страны. А чтобы изыскать средства на подобные дотации, можно воспользоваться передовым опытом Германии и хотя бы временно ввести специальный сбор на вылетающих пассажиров. При этом главное – не перестараться и не загубить транзитный поток в Бориспольском хабе (несколько миллионов пассажиров в год), не разбазарить дотации на «авиарейсы в Мексику» и прочие амбициозные фантазии «народных избранников».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
14808
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
3813
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
3025
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы
Столичные квадраты: в тренде – элитная недвижимость
Рынок элитной недвижимости Киева: основные тенденции прошлого года и прогнозы на нынешний
Традиции и тенденции: с чем Украине жить в 2017 году
О чем говорит новая мировая и европейская реальность