Как ускорить движение украинского ТВ в сторону «цифры»

И какую роль в развитии цифрового вещания играет собственное производство

7 сентября стартует международный форум Kiev Media Week. Накануне мероприятия, которое продлится до 11 сентября и соберет главных игроков украинского телевизионного рынка, о трендах в мировом и отечественном ТВ Forbes рассказывает Евгений Лященко, директор медиахолдинга «Медиа Группа Украина» (каналы «Украина», «НЛО TV», «Футбол 1», «Футбол 2», «Индиго ТВ», а также ряд региональных телеканалов).

Как ускорить движение украинского ТВ в сторону «цифры»
Фото Shutterstock

Сегодня на мировом медиарынке концепция «человек идет к телевизору» меняется на противоположную: «ТВ идет к человеку». Просмотры доступны не только на экранах телевизоров, но и на планшетах, смартфонах, других устройствах, то есть реализуется концепция максимальной доступности и мультиэкранности. Очень быстрыми темпами развиваются новые технологии доставки сигнала и просмотра. Благодаря этому линейное ТВ становится нелинейным, и от этого объемы телесмотрения увеличиваются.

Украинские правообладатели сейчас только начинают работать с цифровыми технологиями вещания, и здесь много вопросов о правах на вещание контента в «цифре»

Украина следует этим мировым трендам, хотя и с заметным технологическим отставанием. «Медиа Группа Украина», например, является первым и пока единственным украинским оператором, который работает в секторе pay-TV (каналы «Футбол 1»/«Футбол 2»). Мы первыми запустили сервис интерактивного цифрового телевидения по технологии ОТТ/IPTV (бренд OLL.TV).

Препятствуют развитию пиратство и отношения с зарубежными правообладателями, которые работают исключительно по европейским коммерческим моделям, где рынки гораздо старше. Большая гибкость с их стороны могла бы придать украинскому рынку новый дополнительный импульс к развитию. Кроме того, украинские правообладатели сейчас только начинают работать с цифровыми технологиями вещания, и здесь много вопросов о правах на вещание контента в «цифре».

Ускорить движение в сторону цифрового ТВ может активное производство собственного контента. В «Медиа Группа Украина» мы начали развивать это направление несколько лет назад – задолго до образования текущей внешнеполитической ситуации и совершенно независимо от нынешнего запрета на российский контент. На сегодняшний день мы являемся одним из крупнейших производителей собственного телевизионного контента в Украине. Мы произвели порядка 1000 часов кино-сериального контента. Наш продакшен Front Cinema, созданный в прошлом году, снимает уже третью длинную кино-сериальную линейку, а на разных этапах предпродакшена – еще четыре сериала. И это без учета наших программ и шоу собственного производства.

Но с другой стороны – мы не расцениваем запрет российского контента как экономически оправданный шаг, поскольку уровень смотрения российского контента в Украине всегда был очень высок – порядка 70% от общего кино-сериального показа украинских каналов. Это случилось не вчера. В свое время российские сериалы вытеснили с украинских телеэкранов американские сериалы и бразильское «мыло». А производить собственный украинский продукт было экономически оправданно с учетом продаж на российские каналы.

Если в России кино-сериальное производство создавалось и развивалось более десяти лет, и в это направление были вложены огромные инвестиции (включая также инвестиции украинских телеканалов и продакшенов), то сейчас создать одномоментно сравнимую по масштабу отечественную индустрию невозможно. В том числе и потому, что для украинского продукта российский рынок, по понятным причинам, становится закрытым. Чтобы этот бизнес стал успешным, нужно время и долгосрочная стратегия.

В свое время российские сериалы вытеснили с украинских телеэкранов американские сериалы и бразильское «мыло». А производить собственный украинский продукт было экономически оправданно с учетом продаж на российские каналы

Безусловно, все наши продукты, в первую очередь кино-сериальные, мы продаем на зарубежные рынки. Однако сегодня мы все же ограничены рынками стран СНГ. Наш телепродукт покупают еще Грузия и Израиль. При этом, если говорить об экономической эффективности, то на первом месте все же стоит рынок России. Для сравнения: цена продажи контента в Беларусь, страны Балтии, Казахстан – в десятки раз (!) меньше, чем стоимость его производства в Украине. Минимальная же цена продажи контента в России соответствует максимальной в Украине. Другими словами, если продажа в Россию позволит сразу окупить инвестиции, то продажа контента в Беларусь, Прибалтику и Казахстан не окупит даже себестоимости.

Если будет достаточная поддержка на уровне государства, а также долгосрочные инвестиции (включая иностранные) в развитие украинского производства, то через пять лет мы можем повторить опыт Польши, построив полноценную кино-индустрию и создав большой вес локального контента в сетках украинских каналов.

Очень важно учесть, что та же Польша, а также Чехия, Венгрия и другие европейские государства строили свои производственные базы и развивали собственное производство в большой мере за счет иностранных инвестиций. Причем эти инвестиции совершенно не обязательно были европейскими. Это с одной стороны. С другой – польские телеканалы могли себе позволить инвестировать в производство контента: например, в 2013 году в Польше объем рынка телевизионной рекламы был на уровне $1,17 млрд при количестве домохозяйств 11 млн. В Украине же при 16,8 млн. домохозяйств рынок телевизионной рекламы был почти вдвое меньше – всего $0,61 млрд. Сегодня рынок Польши вырос, а рынок Украины – упал в несколько раз.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
14808
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
3813
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
3025
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы
Столичные квадраты: в тренде – элитная недвижимость
Рынок элитной недвижимости Киева: основные тенденции прошлого года и прогнозы на нынешний
Традиции и тенденции: с чем Украине жить в 2017 году
О чем говорит новая мировая и европейская реальность