Как ускорить движение украинского ТВ в сторону «цифры»

И какую роль в развитии цифрового вещания играет собственное производство

7 сентября стартует международный форум Kiev Media Week. Накануне мероприятия, которое продлится до 11 сентября и соберет главных игроков украинского телевизионного рынка, о трендах в мировом и отечественном ТВ Forbes рассказывает Евгений Лященко, директор медиахолдинга «Медиа Группа Украина» (каналы «Украина», «НЛО TV», «Футбол 1», «Футбол 2», «Индиго ТВ», а также ряд региональных телеканалов).

Как ускорить движение украинского ТВ в сторону «цифры»
Фото Shutterstock

Сегодня на мировом медиарынке концепция «человек идет к телевизору» меняется на противоположную: «ТВ идет к человеку». Просмотры доступны не только на экранах телевизоров, но и на планшетах, смартфонах, других устройствах, то есть реализуется концепция максимальной доступности и мультиэкранности. Очень быстрыми темпами развиваются новые технологии доставки сигнала и просмотра. Благодаря этому линейное ТВ становится нелинейным, и от этого объемы телесмотрения увеличиваются.

Украинские правообладатели сейчас только начинают работать с цифровыми технологиями вещания, и здесь много вопросов о правах на вещание контента в «цифре»

Украина следует этим мировым трендам, хотя и с заметным технологическим отставанием. «Медиа Группа Украина», например, является первым и пока единственным украинским оператором, который работает в секторе pay-TV (каналы «Футбол 1»/«Футбол 2»). Мы первыми запустили сервис интерактивного цифрового телевидения по технологии ОТТ/IPTV (бренд OLL.TV).

Препятствуют развитию пиратство и отношения с зарубежными правообладателями, которые работают исключительно по европейским коммерческим моделям, где рынки гораздо старше. Большая гибкость с их стороны могла бы придать украинскому рынку новый дополнительный импульс к развитию. Кроме того, украинские правообладатели сейчас только начинают работать с цифровыми технологиями вещания, и здесь много вопросов о правах на вещание контента в «цифре».

Ускорить движение в сторону цифрового ТВ может активное производство собственного контента. В «Медиа Группа Украина» мы начали развивать это направление несколько лет назад – задолго до образования текущей внешнеполитической ситуации и совершенно независимо от нынешнего запрета на российский контент. На сегодняшний день мы являемся одним из крупнейших производителей собственного телевизионного контента в Украине. Мы произвели порядка 1000 часов кино-сериального контента. Наш продакшен Front Cinema, созданный в прошлом году, снимает уже третью длинную кино-сериальную линейку, а на разных этапах предпродакшена – еще четыре сериала. И это без учета наших программ и шоу собственного производства.

Но с другой стороны – мы не расцениваем запрет российского контента как экономически оправданный шаг, поскольку уровень смотрения российского контента в Украине всегда был очень высок – порядка 70% от общего кино-сериального показа украинских каналов. Это случилось не вчера. В свое время российские сериалы вытеснили с украинских телеэкранов американские сериалы и бразильское «мыло». А производить собственный украинский продукт было экономически оправданно с учетом продаж на российские каналы.

Если в России кино-сериальное производство создавалось и развивалось более десяти лет, и в это направление были вложены огромные инвестиции (включая также инвестиции украинских телеканалов и продакшенов), то сейчас создать одномоментно сравнимую по масштабу отечественную индустрию невозможно. В том числе и потому, что для украинского продукта российский рынок, по понятным причинам, становится закрытым. Чтобы этот бизнес стал успешным, нужно время и долгосрочная стратегия.

В свое время российские сериалы вытеснили с украинских телеэкранов американские сериалы и бразильское «мыло». А производить собственный украинский продукт было экономически оправданно с учетом продаж на российские каналы

Безусловно, все наши продукты, в первую очередь кино-сериальные, мы продаем на зарубежные рынки. Однако сегодня мы все же ограничены рынками стран СНГ. Наш телепродукт покупают еще Грузия и Израиль. При этом, если говорить об экономической эффективности, то на первом месте все же стоит рынок России. Для сравнения: цена продажи контента в Беларусь, страны Балтии, Казахстан – в десятки раз (!) меньше, чем стоимость его производства в Украине. Минимальная же цена продажи контента в России соответствует максимальной в Украине. Другими словами, если продажа в Россию позволит сразу окупить инвестиции, то продажа контента в Беларусь, Прибалтику и Казахстан не окупит даже себестоимости.

Если будет достаточная поддержка на уровне государства, а также долгосрочные инвестиции (включая иностранные) в развитие украинского производства, то через пять лет мы можем повторить опыт Польши, построив полноценную кино-индустрию и создав большой вес локального контента в сетках украинских каналов.

Очень важно учесть, что та же Польша, а также Чехия, Венгрия и другие европейские государства строили свои производственные базы и развивали собственное производство в большой мере за счет иностранных инвестиций. Причем эти инвестиции совершенно не обязательно были европейскими. Это с одной стороны. С другой – польские телеканалы могли себе позволить инвестировать в производство контента: например, в 2013 году в Польше объем рынка телевизионной рекламы был на уровне $1,17 млрд при количестве домохозяйств 11 млн. В Украине же при 16,8 млн. домохозяйств рынок телевизионной рекламы был почти вдвое меньше – всего $0,61 млрд. Сегодня рынок Польши вырос, а рынок Украины – упал в несколько раз.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Откровения Онищенко: станет ли беглый нардеп новым майором Мельниченко
И какие вопросы возникают к самому «разоблачителю» украинской политической коррупции
12214
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
10172
Визуализируй это: на что ориентироваться маркетологам в будущем году
Каковы тенденции маркетинга-2017 и на какие инструменты следует опираться
8620
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Бесценные люди: зачем знать стоимость человеческой жизни
И как ценность гражданина сказывается на развитии экономики страны
Между Болгарией и Барбадосом: как себя чувствует Украина в рейтинге простоты уплаты налогов
Исследование Paying Taxes как индикатор налоговой привлекательности страны
Как развиваются деловые отношения между Украиной и Италией
И на что нужно направлять дальнейшие усилия в сотрудничестве
Откровения Онищенко: станет ли беглый нардеп новым майором Мельниченко
И какие вопросы возникают к самому «разоблачителю» украинской политической коррупции
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
Визуализируй это: на что ориентироваться маркетологам в будущем году
Каковы тенденции маркетинга-2017 и на какие инструменты следует опираться
The EX-Files: что стоит за борьбой с украинскими файлообменниками
И возможно ли таким образом преодолеть использование нелицензионного контента в стране
Частная медицина Украины: плохие и хорошие новости
Зачем врачам изучать базовые правовые вопросы, нюансы налогообложения и элементарный маркетинг