Бензиновое дежавю: почему топливо на АЗС не спешит дешеветь

И почему АМКУ по-прежнему «смотрит не туда»

В конце августа премьер-министр Арсений Яценюк заявил о необходимости проверить объективность цен на основные виды автомобильного топлива в Украине. Буквально на следующий день Антимонопольный комитет выдал рекомендацию «снизить цены до уровня, который бы существовал в условиях конкуренции». Такой сценарий, по мнению эксперта Сергея Куюна, очень напоминает манеру общения с топливным рынком при прежней власти.

Бензиновое дежавю: почему топливо на АЗС не спешит дешеветь
Фото Shutterstock

В последнее время ощущение дежавю преследует все чаще. Уж очень много чего возвращается из той, казалось бы, прошлой жизни. Например, последняя «бензиновая двухходовка», которая постоянно использовалась при прежнем режиме. 

Очевидно, кто-то просто сдул пыль с пожелтевшей страницы, оставленной «папередниками», изменил даты и выдал новую-старую рекомендацию. А возможно, кто-то открыл дежурный файл «Рекомендация нефтетрейдерам.doc»

Ну, во-первых, какой еще должна быть конкуренция, если на украинском рынке нефтепродуктов более десяти сетей с количеством станций свыше 100 единиц? А сколько мелких и одиночных АЗС – не сосчитать. В любой европейской стране вряд ли найдется более 6-7 торговых марок, из которых 4-5 – транснациональные игроки, такие как Shell, BP, Total, Statoil и т.д.

Во-вторых, в перечне сетей, которым рекомендовано снизить цены до «рыночного» уровня, множество различных ошибок. Юрлица, владеющие сетями, идут вперемешку с брендами, формы собственности извращены. Среди них также упоминается ООО «Веста-Сервис», которое уже года четыре не ведет операционной деятельности на рынке, сдавая свою сеть в аренду операторам, работающим совершенно под другими торговыми марками.

Все это говорит о том, что новые чиновники АМКУ – а его состав, напомню, недавно был переформатирован полностью – пока решили работать по старинке. Очевидно, кто-то просто сдул пыль с пожелтевшей страницы, оставленной «папередниками», изменил даты и выдал новую-старую «рекомендацию». А возможно, кто-то открыл дежурный файл «Рекомендация нефтетрейдерам.doc».

Но главная проблема – не в этом. Украинские антимонополисты всегда развивают активность лишь в периоды высоких цен, которые срочно необходимо снижать. В этом основное отличие нашей, безусловно, очень нужной антимонопольной службы от европейских коллег. И можно с уверенностью утверждать, что именно это отличие приводит к перекосам топливного рынка, который часто не оправдывает ожидания общественности и чиновников. В том числе и в такой период, как сегодня, когда цены на украинских заправках пусть и медленно, но ползут вниз следом за обвалившейся нефтью.

Именно низкие, а не высокие цены на топливо привлекают внимание европейских антимонополистов. Потому что низкая цена – это сигнал об отсутствии в ней налогов

В цивилизованном мире принято следить за справедливостью конкуренции, что приводит к процветанию. Такой лозунг даже начертан крупными буквами в офисе АМКУ в Киеве. Но что же происходит в отечественной реальности? От каждого нового директора местного отделения Shell то и дело приходится слышать, что такой разницы в ценах, как в Украине, нет больше нигде.

«В Европе все торгуют по единым ценам, потому что покупают в одних и тех же местах, платят одинаковые налоги, несут одни и те же затраты. В Украине все то же самое, только разница в ценах на АЗС может достигать 15%. Это невероятно!» – примерно так звучит праведный гнев от представителей зарубежного топливного ритейла. Удивительно это выглядит еще и потому, что 15% – это, как правило, недосягаемый уровень торговой наценки в этом бизнесе. Иными словами, если кто-то торгует дешевле Shell на 15%, он торгует без прибыли. Таких на украинском рынке – половина заправок. Кто-то верит, что они продают бензин и дизтопливо без прибыли?

Все дело в налогах. Они на сегодня достигли в цене бензина 45%, или почти 9 грн/л при цене на колонке около 20 грн/л. Это акциз, НДС и 5%-ный налог с розничного оборота подакцизных товаров. Те, кто их не платит, а это кустарные производители и контрабандисты, имеют огромное преимущество перед теми, кто имел неосторожность заплатить.

Теперь понятно, откуда такая разница в ценах? Необязательно не платить с каждого литра, можно не платить с каждого третьего, но и тогда преимущество будет колоссальным. И это позволяет забирать продажи у того, кто платит казне сполна. И это называется недобросовестная конкуренция, с которой, прежде всего, должен бороться Антимонопольный комитет. Именно низкие, а не высокие цены на топливо привлекают внимание европейских антимонополистов. Потому что низкая цена – это сигнал об отсутствии в ней налогов.

Все дело в налогах. Они на сегодня достигли в цене бензина 45%, или почти 9 грн/л при цене на колонке около 20 грн/л. Это акциз, НДС и 5%-ный налог с розничного оборота подакцизных товаров. Те, кто их не платит, а это кустарные производители и контрабандисты, имеют огромное преимущество перед теми, кто имел неосторожность заплатить

По оценкам «Консалтинговой группы А-95», в 2015 году теневой рынок бензина и дизтоплива унесет из бюджета около 7 млрд гривен, поскольку суммарный объем составит 800 000 тонн. И этот рынок виден безо всяких лабораторных анализов и проверок – просто по стелам АЗС с привлекательно дешевым бензином, который даже рекламируют по телевизору.

Эта проблема имеет также эффект в виде заторможенности падения цен. Крупные «дорогие» сети с падением цен на закупаемое топливо получают возможность поправить свое финансовое здоровье, пошатнувшееся в борьбе с «бодяжниками» и контрабандистами. Поэтому снижать цены особо не спешат. Не делает этого и конкурирующая сторона, удерживающая 2-3-гривневую дистанцию от «брендов».

Если бы конкуренция была такой, как пишет АМКУ в своих рекомендациях, реакция рынка на внешние изменения была бы куда более оперативной, ведь возможность снизить цены – это всегда шанс получить новых потребителей. В нашей же ситуации снижение ничего не даст, так как «бодяжник» всегда имеет возможность уйти еще ниже, притом не на копейки – на гривны.

Ключом к более прогнозируемому рынку нефтепродуктов является наведение порядка по части неукоснительной уплаты налогов. С этого должна начать свою работу новая команда АМКУ. Практика «папередников», которую пока использует новый состав Комитета, не работала и раньше, а сегодня не будет работать тем более.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
В погоне за реформами: что предлагает Кабмин в качестве налоговых новаций
И какие подвохи скрыты в этих инициативах
3946
Точка разворота: как воспитать здоровую конкуренцию на строительном рынке
И преодолеть демпинговою политику застройщиков-«однодневок»
2336
Украина-ЕС: Битва за «Нафтогаз»
Почему структурные изменения в газовой отрасли Украины чреваты противостоянием на международном уровне
1974
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 3
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Max Davydov
Max Davydov — 10.09.2015, 06:59

Логика в статье отсутсвует полностью. У нас есть только две сети с хорошим бензином,у которых одинаковая цена,они ее не снежают и этим пользуются.
И не надо писать о заправках с табличкой Шел,как о Шеле европейском.
Наш антиманопольный комитет ноль, пустое место. Что есть он, что нет его.

Роман Горбачёв
Роман Горбачёв — 09.09.2015, 12:50

Исходя из логики автора (при всем моем уважении), следует, что крупные сети не снижают цены в связи с опасением, что «бодяжник» всегда имеет возможность уйти еще ниже, притом не на копейки, а на гривны. И что? Я не вижу здесь логики. Есть законы рынка. Есть спрос и предложение. И как пример, когда КЛО в конце августа снизила на 1 гривну цены на свои нефтепродукты, очереди стояли не на одну сотню метров. Это рынок. Разница между крупным оптом и розницей на объемах - очень приличная. Я еще понимаю, что не спешат снижать из-за курса доллара, плавающего в течение недели на пару гривен - это да. Опять же, а кто может гарантировать, что на крупных сетях не подмешивают? Да никто. То, что наш Антимонопольный как всегда не кует не мелет - так это известно всем и во все времена. Поэтому, повторюсь, как по мне, логики в сделанных выводах я не нахожу.

Александр Александров
Александр Александров — 09.09.2015, 09:06

. (Без \"лоха\" жизнь плоха) А Если заправляться 92-м бензином вместо 95-го, разница в расходе топлива и падении мощности будет практически незаметной Не веришь Вот почитай Введи в поисковик (( НеБольшая разница в октановом числе бензина? )))

Последние мнения
Точка разворота: как воспитать здоровую конкуренцию на строительном рынке
И преодолеть демпинговою политику застройщиков-«однодневок»
В погоне за реформами: что предлагает Кабмин в качестве налоговых новаций
И какие подвохи скрыты в этих инициативах
Внутренняя несвобода: почему либерализации газового рынка в Украине пока так и не произошло
Даже с новым законом газовый рынок претерпел не так уж много изменений
Украина-ЕС: Битва за «Нафтогаз»
Почему структурные изменения в газовой отрасли Украины чреваты противостоянием на международном уровне
Транш МВФ: справится ли Украина с кризисом
Какие изменения в валютную политику следом внёс НБУ
Зачем стартапам работать с лидерами мнений
И сколько это может стоить
День знаний о чужих богатствах: что и о ком расскажет электронное декларирование
Что можно найти в е-декларациях, и какими могут быть последствия для бизнеса
Аудит украинских государственных предприятий: проблемы и особенности
Почему отечественные госкомпании не хотят проходить обязательный аудит