Бензиновое дежавю: почему топливо на АЗС не спешит дешеветь

И почему АМКУ по-прежнему «смотрит не туда»

В конце августа премьер-министр Арсений Яценюк заявил о необходимости проверить объективность цен на основные виды автомобильного топлива в Украине. Буквально на следующий день Антимонопольный комитет выдал рекомендацию «снизить цены до уровня, который бы существовал в условиях конкуренции». Такой сценарий, по мнению эксперта Сергея Куюна, очень напоминает манеру общения с топливным рынком при прежней власти.

Бензиновое дежавю: почему топливо на АЗС не спешит дешеветь
Фото Shutterstock

В последнее время ощущение дежавю преследует все чаще. Уж очень много чего возвращается из той, казалось бы, прошлой жизни. Например, последняя «бензиновая двухходовка», которая постоянно использовалась при прежнем режиме. 

Очевидно, кто-то просто сдул пыль с пожелтевшей страницы, оставленной «папередниками», изменил даты и выдал новую-старую рекомендацию. А возможно, кто-то открыл дежурный файл «Рекомендация нефтетрейдерам.doc»

Ну, во-первых, какой еще должна быть конкуренция, если на украинском рынке нефтепродуктов более десяти сетей с количеством станций свыше 100 единиц? А сколько мелких и одиночных АЗС – не сосчитать. В любой европейской стране вряд ли найдется более 6-7 торговых марок, из которых 4-5 – транснациональные игроки, такие как Shell, BP, Total, Statoil и т.д.

Во-вторых, в перечне сетей, которым рекомендовано снизить цены до «рыночного» уровня, множество различных ошибок. Юрлица, владеющие сетями, идут вперемешку с брендами, формы собственности извращены. Среди них также упоминается ООО «Веста-Сервис», которое уже года четыре не ведет операционной деятельности на рынке, сдавая свою сеть в аренду операторам, работающим совершенно под другими торговыми марками.

Все это говорит о том, что новые чиновники АМКУ – а его состав, напомню, недавно был переформатирован полностью – пока решили работать по старинке. Очевидно, кто-то просто сдул пыль с пожелтевшей страницы, оставленной «папередниками», изменил даты и выдал новую-старую «рекомендацию». А возможно, кто-то открыл дежурный файл «Рекомендация нефтетрейдерам.doc».

Но главная проблема – не в этом. Украинские антимонополисты всегда развивают активность лишь в периоды высоких цен, которые срочно необходимо снижать. В этом основное отличие нашей, безусловно, очень нужной антимонопольной службы от европейских коллег. И можно с уверенностью утверждать, что именно это отличие приводит к перекосам топливного рынка, который часто не оправдывает ожидания общественности и чиновников. В том числе и в такой период, как сегодня, когда цены на украинских заправках пусть и медленно, но ползут вниз следом за обвалившейся нефтью.

Именно низкие, а не высокие цены на топливо привлекают внимание европейских антимонополистов. Потому что низкая цена – это сигнал об отсутствии в ней налогов

В цивилизованном мире принято следить за справедливостью конкуренции, что приводит к процветанию. Такой лозунг даже начертан крупными буквами в офисе АМКУ в Киеве. Но что же происходит в отечественной реальности? От каждого нового директора местного отделения Shell то и дело приходится слышать, что такой разницы в ценах, как в Украине, нет больше нигде.

«В Европе все торгуют по единым ценам, потому что покупают в одних и тех же местах, платят одинаковые налоги, несут одни и те же затраты. В Украине все то же самое, только разница в ценах на АЗС может достигать 15%. Это невероятно!» – примерно так звучит праведный гнев от представителей зарубежного топливного ритейла. Удивительно это выглядит еще и потому, что 15% – это, как правило, недосягаемый уровень торговой наценки в этом бизнесе. Иными словами, если кто-то торгует дешевле Shell на 15%, он торгует без прибыли. Таких на украинском рынке – половина заправок. Кто-то верит, что они продают бензин и дизтопливо без прибыли?

Все дело в налогах. Они на сегодня достигли в цене бензина 45%, или почти 9 грн/л при цене на колонке около 20 грн/л. Это акциз, НДС и 5%-ный налог с розничного оборота подакцизных товаров. Те, кто их не платит, а это кустарные производители и контрабандисты, имеют огромное преимущество перед теми, кто имел неосторожность заплатить.

Теперь понятно, откуда такая разница в ценах? Необязательно не платить с каждого литра, можно не платить с каждого третьего, но и тогда преимущество будет колоссальным. И это позволяет забирать продажи у того, кто платит казне сполна. И это называется недобросовестная конкуренция, с которой, прежде всего, должен бороться Антимонопольный комитет. Именно низкие, а не высокие цены на топливо привлекают внимание европейских антимонополистов. Потому что низкая цена – это сигнал об отсутствии в ней налогов.

Все дело в налогах. Они на сегодня достигли в цене бензина 45%, или почти 9 грн/л при цене на колонке около 20 грн/л. Это акциз, НДС и 5%-ный налог с розничного оборота подакцизных товаров. Те, кто их не платит, а это кустарные производители и контрабандисты, имеют огромное преимущество перед теми, кто имел неосторожность заплатить

По оценкам «Консалтинговой группы А-95», в 2015 году теневой рынок бензина и дизтоплива унесет из бюджета около 7 млрд гривен, поскольку суммарный объем составит 800 000 тонн. И этот рынок виден безо всяких лабораторных анализов и проверок – просто по стелам АЗС с привлекательно дешевым бензином, который даже рекламируют по телевизору.

Эта проблема имеет также эффект в виде заторможенности падения цен. Крупные «дорогие» сети с падением цен на закупаемое топливо получают возможность поправить свое финансовое здоровье, пошатнувшееся в борьбе с «бодяжниками» и контрабандистами. Поэтому снижать цены особо не спешат. Не делает этого и конкурирующая сторона, удерживающая 2-3-гривневую дистанцию от «брендов».

Если бы конкуренция была такой, как пишет АМКУ в своих рекомендациях, реакция рынка на внешние изменения была бы куда более оперативной, ведь возможность снизить цены – это всегда шанс получить новых потребителей. В нашей же ситуации снижение ничего не даст, так как «бодяжник» всегда имеет возможность уйти еще ниже, притом не на копейки – на гривны.

Ключом к более прогнозируемому рынку нефтепродуктов является наведение порядка по части неукоснительной уплаты налогов. С этого должна начать свою работу новая команда АМКУ. Практика «папередников», которую пока использует новый состав Комитета, не работала и раньше, а сегодня не будет работать тем более.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
14203
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы
6408
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
2939
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 3
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Max Davydov
Max Davydov — 10.09.2015, 06:59

Логика в статье отсутсвует полностью. У нас есть только две сети с хорошим бензином,у которых одинаковая цена,они ее не снежают и этим пользуются.
И не надо писать о заправках с табличкой Шел,как о Шеле европейском.
Наш антиманопольный комитет ноль, пустое место. Что есть он, что нет его.

Роман Горбачёв
Роман Горбачёв — 09.09.2015, 12:50

Исходя из логики автора (при всем моем уважении), следует, что крупные сети не снижают цены в связи с опасением, что «бодяжник» всегда имеет возможность уйти еще ниже, притом не на копейки, а на гривны. И что? Я не вижу здесь логики. Есть законы рынка. Есть спрос и предложение. И как пример, когда КЛО в конце августа снизила на 1 гривну цены на свои нефтепродукты, очереди стояли не на одну сотню метров. Это рынок. Разница между крупным оптом и розницей на объемах - очень приличная. Я еще понимаю, что не спешат снижать из-за курса доллара, плавающего в течение недели на пару гривен - это да. Опять же, а кто может гарантировать, что на крупных сетях не подмешивают? Да никто. То, что наш Антимонопольный как всегда не кует не мелет - так это известно всем и во все времена. Поэтому, повторюсь, как по мне, логики в сделанных выводах я не нахожу.

Александр Александров
Александр Александров — 09.09.2015, 09:06

. (Без \"лоха\" жизнь плоха) А Если заправляться 92-м бензином вместо 95-го, разница в расходе топлива и падении мощности будет практически незаметной Не веришь Вот почитай Введи в поисковик (( НеБольшая разница в октановом числе бензина? )))

Последние мнения
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы
Столичные квадраты: в тренде – элитная недвижимость
Рынок элитной недвижимости Киева: основные тенденции прошлого года и прогнозы на нынешний
Традиции и тенденции: с чем Украине жить в 2017 году
О чем говорит новая мировая и европейская реальность
Show Must Go On: чистый ритейл никому не нужен
Бизнес-модель «микрополиса» – формула вечной жизни для ритейла