Цивилизованный авторынок: как сделать покупку машин с пробегом безопасной

И почему до сих пор этот сегмент уходил в тень

В парламенте зарегистрирован законопроект №3046 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования рынка бывших в употреблении товаров». Этот документ, в случае его принятия, имеет все шансы существенно повлиять на автомобильную отрасль, поскольку на фоне спада продаж новых автомобилей набирает обороты рынок авто с пробегом, особенно внутренние перепродажи автомобилей на территории Украины.

По мнению экспертов Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), рынок подержанных автомобилей имеет большой потенциал и реальные возможности для реанимации автомобильного бизнеса в стране. Это, в свою очередь, простимулирует дополнительные налоговые поступления в госбюджет. Однако такое развитие событий станет возможным лишь при условии, что нормы законодательства в области регулирования и налогообложения коммерческих операций на рынке подержанных авто будут соответствовать европейской и международной практике. А рынок, в целом, обретет цивилизованные форму и содержание. Как этого достичь, Forbes рассказал предправления компании «ВиДи АвтоСити» Артем Ткаченко.

Цивилизованный авторынок: как сделать покупку машин с пробегом безопасной
Фото Shutterstock


За последние годы покупка нового автомобиля у официального дилера стала такой же нормой для граждан Украины, как и во всем цивилизованном мире. Мы давно не покупаем новый автомобиль где-то на рынке под палящим солнцем или проливным дождем; проверяем наличие заводской гарантии; пользуемся инструментами финансирования, предлагаемыми официальными дилерами. Это удобно и, главное, безопасно. В то же время все еще нормой считается покупка авто с пробегом на рынках у перекупщиков, через объявления «из рук в руки» и т.д. Это неудобно и небезопасно. Но предложение официальными дилерами автомобилей с пробегом крайне ограничено, поэтому у покупателя (да и продавца) зачастую просто не остается выбора.

Можно ли изменить эту ситуацию? В поисках ответа мы можем обратить взор на соседние рынки – европейский и даже российский.

Некоторые положения существующего Налогового кодекса допускают неоднозначную трактовку, что может приводить к двойному налогообложению операций официальных дилеров с подержанными авто

В Европе на один проданный новый автомобиль в среднем приходится два-три проданных авто с пробегом. При этом порядка 50% всех операций на вторичном рынке производятся через автосалоны официальных дилеров, то есть за относительно «свежими» автомобилями с пробегом (в возрасте до 5-8 лет) покупатели приходят исключительно к официальным дилерам. А вот действительно старые автомобили покупают через альтернативные каналы продаж (сайты, аукционы, рынки и т.д.).

К европейским показателям стремительно движется и российский рынок: по итогам 2014 года в Москве официальные дилеры совершили порядка 30% операций на вторичном рынке; средний показатель по России составляет более 10%. А что же в Украине? У нас этот показатель достигает, в лучшем случае, 3-5%.

Так в чем же причина? Ведь сайты официальных дилеров буквально пестрят объявлениями: «примем в трейд-ин», «выкупим ваш старый автомобиль» и т.д. Однако, когда дело доходит до сделки, в подавляющем большинстве случаев клиенту предлагают заключить договор комиссии (и подождать, пока его автомобиль будет продан новому собственнику) вместо договора купли-продажи его автомобиля (и мгновенного получения продавцом денег за его авто).

Главной причиной такой ситуации является вовсе не нежелание официальных дилеров расставаться с деньгами сразу, а пробелы в законодательстве. Дело в том, что некоторые положения существующего Налогового кодекса допускают неоднозначную трактовку, что может приводить к двойному налогообложению операций официальных дилеров с подержанными авто.

В корне изменить ситуацию призваны два законопроекта, которые уже внесены участниками рынка в парламент: один из них вносит изменения в Налоговый кодекс, дабы исключить описанные выше недоразумения. Второй – меняет норму закона «О дорожном движении» и освобождает официальных дилеров от обязанности ставить на учет в органах ГАИ выкупленные у граждан автомобили с пробегом с целью дальнейшей их продажи.

Эти два простых и полезных законопроекта способны кардинально изменить культуру потребления автомобилей с пробегом в Украине и со временем привести ее к европейским стандартам.

А что же получит покупатель авто с пробегом? Все те же преимущества и гарантии, которые имеют покупатели новых автомобилей: официальные документы, необходимую сопроводительную документацию, прозрачную историю владения (состояние, количество владельцев, возможные неполадки, информацию о ДТП и т.д.), удобные кредитные и страховые программы, высокий уровень обслуживания, и даже официальную гарантию на некоторые авто.

Детенизация рынка и повышение прозрачности операций, увеличение налоговых поступлений в бюджет, повышение уровня защиты прав потребителей авто с пробегом – все это может стать реальностью уже завтра. Нужно только принять два законопроекта.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Гарвард, немного MTI и «госдеповские печеньки»: где учат лоббистов в США
Вероятное будущее украинского лоббизма на примере двух формаций западного лобби
3248
Оттолкнуться от дна: на чем банки будут зарабатывать в обозримом будущем
Банкиров подталкивают к активным действиям и смене источников дохода
1862
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Оттолкнуться от дна: на чем банки будут зарабатывать в обозримом будущем
Банкиров подталкивают к активным действиям и смене источников дохода
Гарвард, немного MTI и «госдеповские печеньки»: где учат лоббистов в США
Вероятное будущее украинского лоббизма на примере двух формаций западного лобби
Что происходит с банкингом VIP-класса
Итоги исследования «Бизнес Private Banking в Украине-2015»
Мясная экспансия: сможет ли Украина торговать с Китаем продукцией животноводства
И какие барьеры стоят на пути украинских товаров в КНР
О чем говорят итоги Евро-2016
И какие уроки стоит усвоить украинскому футболу
Как достичь фискальной справедливости в Украине
И почему налоговая реформа должна стать предметом широкой общественной дискуссии
Пивное регулирование: производители ждут послаблений
Пивовары рассчитывают на упрощение лицензионных процедур
«Политические стартапы»: как проходит формирование новых украинских партий
Почему новоявленные политические силы рискуют захлебнуться в волне популизма