Цивилизованный авторынок: как сделать покупку машин с пробегом безопасной

И почему до сих пор этот сегмент уходил в тень

В парламенте зарегистрирован законопроект №3046 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования рынка бывших в употреблении товаров». Этот документ, в случае его принятия, имеет все шансы существенно повлиять на автомобильную отрасль, поскольку на фоне спада продаж новых автомобилей набирает обороты рынок авто с пробегом, особенно внутренние перепродажи автомобилей на территории Украины.

По мнению экспертов Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), рынок подержанных автомобилей имеет большой потенциал и реальные возможности для реанимации автомобильного бизнеса в стране. Это, в свою очередь, простимулирует дополнительные налоговые поступления в госбюджет. Однако такое развитие событий станет возможным лишь при условии, что нормы законодательства в области регулирования и налогообложения коммерческих операций на рынке подержанных авто будут соответствовать европейской и международной практике. А рынок, в целом, обретет цивилизованные форму и содержание. Как этого достичь, Forbes рассказал предправления компании «ВиДи АвтоСити» Артем Ткаченко.

Цивилизованный авторынок: как сделать покупку машин с пробегом безопасной
Фото Shutterstock


За последние годы покупка нового автомобиля у официального дилера стала такой же нормой для граждан Украины, как и во всем цивилизованном мире. Мы давно не покупаем новый автомобиль где-то на рынке под палящим солнцем или проливным дождем; проверяем наличие заводской гарантии; пользуемся инструментами финансирования, предлагаемыми официальными дилерами. Это удобно и, главное, безопасно. В то же время все еще нормой считается покупка авто с пробегом на рынках у перекупщиков, через объявления «из рук в руки» и т.д. Это неудобно и небезопасно. Но предложение официальными дилерами автомобилей с пробегом крайне ограничено, поэтому у покупателя (да и продавца) зачастую просто не остается выбора.

Можно ли изменить эту ситуацию? В поисках ответа мы можем обратить взор на соседние рынки – европейский и даже российский.

Некоторые положения существующего Налогового кодекса допускают неоднозначную трактовку, что может приводить к двойному налогообложению операций официальных дилеров с подержанными авто

В Европе на один проданный новый автомобиль в среднем приходится два-три проданных авто с пробегом. При этом порядка 50% всех операций на вторичном рынке производятся через автосалоны официальных дилеров, то есть за относительно «свежими» автомобилями с пробегом (в возрасте до 5-8 лет) покупатели приходят исключительно к официальным дилерам. А вот действительно старые автомобили покупают через альтернативные каналы продаж (сайты, аукционы, рынки и т.д.).

К европейским показателям стремительно движется и российский рынок: по итогам 2014 года в Москве официальные дилеры совершили порядка 30% операций на вторичном рынке; средний показатель по России составляет более 10%. А что же в Украине? У нас этот показатель достигает, в лучшем случае, 3-5%.

Так в чем же причина? Ведь сайты официальных дилеров буквально пестрят объявлениями: «примем в трейд-ин», «выкупим ваш старый автомобиль» и т.д. Однако, когда дело доходит до сделки, в подавляющем большинстве случаев клиенту предлагают заключить договор комиссии (и подождать, пока его автомобиль будет продан новому собственнику) вместо договора купли-продажи его автомобиля (и мгновенного получения продавцом денег за его авто).

Главной причиной такой ситуации является вовсе не нежелание официальных дилеров расставаться с деньгами сразу, а пробелы в законодательстве. Дело в том, что некоторые положения существующего Налогового кодекса допускают неоднозначную трактовку, что может приводить к двойному налогообложению операций официальных дилеров с подержанными авто.

В корне изменить ситуацию призваны два законопроекта, которые уже внесены участниками рынка в парламент: один из них вносит изменения в Налоговый кодекс, дабы исключить описанные выше недоразумения. Второй – меняет норму закона «О дорожном движении» и освобождает официальных дилеров от обязанности ставить на учет в органах ГАИ выкупленные у граждан автомобили с пробегом с целью дальнейшей их продажи.

Эти два простых и полезных законопроекта способны кардинально изменить культуру потребления автомобилей с пробегом в Украине и со временем привести ее к европейским стандартам.

А что же получит покупатель авто с пробегом? Все те же преимущества и гарантии, которые имеют покупатели новых автомобилей: официальные документы, необходимую сопроводительную документацию, прозрачную историю владения (состояние, количество владельцев, возможные неполадки, информацию о ДТП и т.д.), удобные кредитные и страховые программы, высокий уровень обслуживания, и даже официальную гарантию на некоторые авто.

Детенизация рынка и повышение прозрачности операций, увеличение налоговых поступлений в бюджет, повышение уровня защиты прав потребителей авто с пробегом – все это может стать реальностью уже завтра. Нужно только принять два законопроекта.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы