Как повысить продуктивность труда украинцев

6 основных проблем управления трудовыми ресурсами и пути их решения

Одним из ключевых вопросов преодоления Украиной нынешнего экономического коллапса является то, каким образом страна сформирует отношение к собственным трудовым ресурсам. В частности, сумеет ли сделать производительность труда приоритетной в экономической политике. Что для этого необходимо и какие проблемы предстоит преодолеть?

Как повысить продуктивность труда украинцев
Фото shutterstok

Рассмотрим ключевые проблемы социально-трудовых отношений в Украине. А также то, какие решения могут быть приняты сегодня, чтобы кардинально изменить ситуацию в будущем.

Высокий уровень теневой занятости (до 40%)

Здесь проигрывают все: не начисляется трудовой стаж, отсутствуют или минимальны социальные выплаты и страховые выплаты в случае потери трудоспособности. А минимальная зарплата сегодня означает минимальную пенсию в будущем. Недоплаты работодателем государству компенсируются более высокими ставками других налогов. Однако государство тоже в проигрыше – усиливается социальное напряжение, понижаются социальные стандарты, в итоге создается замкнутый круг.

Решение. Создать прозрачную систему стимулирования всех форм занятости; внедрить преференции при создании новых рабочих мест; поощрять самозанятость населения и ведение бизнес-деятельности. Минимизировать налоги на заработную плату и фонд оплаты труда.

Отсутствие реальной (полной и достоверной) статистики занятости и зарплат

Это приводит к искаженной картине рынка труда и, соответственно, невозможности адекватной оценки. Возникает дисбаланс в уровнях оплаты труда работников разных профессий в разных регионах. В результате – зарплата не всегда соответствует сложности и специфике работы, что приводит к значительному разрыву этого показателя между различными отраслями.

Решение. Выполнение Украиной Конвенции о статистике труда №160, Рекомендаций о трудовых правоотношениях №198, Конвенции о политике в области занятости №122, которые Украина ратифицировала. Это даст возможность проводить анализ и составлять прогнозы, данные которых войдут в международную трудовую статистику. Что, в свою очередь, позволит увидеть место Украины в сравнении с другими странами, и в последующем скорректировать соотношение оплаты труда работников разных профессий, профессиональных групп и секторов экономики, осуществить дифференциацию сложности труда, сформировать политику оплаты труда в стране.

Отсутствие обязательных обучающих и профессиональных стандартов в соответствии с международными нормами

Такое положение вещей привело к тому, что, несмотря на 30-е место (из 187) в мировом рейтинге образования за счет охвата большинства населения начальным, средним и высшим образованием, Украину отличает один из самых низких уровней продуктивности и оплаты труда. По данным МВФ (World Economic Outlook Database, апрель 2015), в 2014 году уровень ВВП на душу населения Украины составлял $3054, в 2015 году он снизился до $2000.

Для сравнения:

Страна Уровень ВВП на душу населения в I квартале 2015 года,  $
Грузия 3087
Российская Федерация 8183
Румыния 9570
Польша 12920
Словакия 16137
Германия 41955
США 56421
Норвегия 80748
Швейцария 84069

Решение. Преодолеть разрыв можно, сделав упор на два основных фактора – качество образования и качество труда. Разработка и принятие новых обязательных обучающих стандартов в соответствии с международными стандартами простимулирует повышение качества образования.

Вторым условием является создание Национального центра профессиональных квалификаций. Его задачи – разработка новых профессиональных стандартов; независимая оценка квалификации работников; сертификация специалистов разных профессий и квалификации в соответствии с международными профессиональными стандартами. Внедрение профессиональных стандартов и их соблюдение позволит повысить продуктивность, а значит – и экономический рост.

Отсутствие центра продуктивности труда

Означает отсутствие возможности сравнительной оценки продуктивности отдельных предприятий в отрасли и разных отраслей, что, в свою очередь, приводит к некорректному соотношению заработных плат в разных отраслях.

Решение. Создание Центра продуктивности труда в Украине подготовит базу для мониторинга и анализа продуктивности труда. Наличие сравнительных данных о продуктивности труда по отраслям могло бы стать ориентиром для структурного реформирования экономики страны, включая развитие новых отраслей.

Отсутствие реального социального диалога в стране

Парадоксальность ситуации заключается в том, что закон «О социальном диалоге в Украине» был принят еще в 2010 году, но и через пять лет он так и не заработал. Каждая из четырех сторон трудовых отношений – государство, профсоюзы, работодатели и активное трудовое население – решает свои вопросы в пределах своих возможностей, не вступая в диалог друг с другом ни на уровне регионов, ни на общенациональном уровне. Коллективные переговоры и коллективные договоры зачастую носят формальный характер. Без диалога найти баланс интересов сторон невозможно.

Решение. Создать условия и механизмы для выполнения закона «О социальном диалоге в Украине». В частности, развивать институты социально-трудовых отношений – профессиональные ассоциации, союзы и сообщества. Благодаря этому станет возможным внедрение этики новых трудовых отношений, повышение ценности труда.

Отсутствие стратегии социально-трудовых отношений

Это приводит к отсутствию единого подхода, норм, принципов построения социально-трудовых отношений в стране.

Решение. Разработка и внедрение стратегии социально-трудовых отношений с привлечением экспертов и общественности. Она должна стать составной частью Стратегии развития страны с учетом тенденций развития глобального рынка труда. Социально-трудовые отношения должны стать одним из ключевых национальных приоритетов развития страны.


В заключение стоит отметить, что классический подход предполагает начать с разработки стратегии реформирования, далее следует разработка программы. Но на данном историческом этапе Украина находится в цейтноте. Время «Ч» для принятия жизненно важных управленческих решений уже наступило. Страна не может жить в кредит и надеяться только на внешние займы. При внешнем долге на уровне 91% ВВП политика проедания кредитов приведет к обнищанию населения и посадит в долговую яму будущие поколения.

В числе других безотлагательных мер не менее важно сделать ставку на повышение качества образования, рост занятости населения и продуктивности труда. Для этого нужно сделать перечисленные выше шесть шагов, для реализации которых в Украине достаточно внутреннего потенциала. Главное – политическая воля и соответствующие решения.

Общество, со своей стороны, не только должно требовать от политиков действий, но и само может многого достигнуть. Представители работодателей, профессиональные ассоциации и союзы, профсоюзы, экспертное сообщество могут и должны стать активными реализаторами необходимых изменений, вовлекая в социальный диалог активных членов общества, поощряя их к взаимодействию и сотрудничеству.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Пенсионная реформа: реалии и вызовы
Экономическая история и перспективы развития ПФУ
5142
Почему Brexit перенаправит потоки влияния из Лондона в Брюссель
Как скажется попытка выхода Британии из ЕС на глобальной лоббистской активности, и где в этом процессе интересы Украины
2445
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Stepan Denisyuk
Stepan Denisyuk — 22.09.2015, 08:17

Це все занадто багато. Рецепт простий: бандити мають сидіти в тюрмах ( на госпрозрахунку), а вчителі- учити, медики- лікувати, творці - творити. Де майнові приватизаційні майнові сертифікати більшості Українців? У тигіпка, коломойського( з потрійним громадянством), у липецьку і т.д. Угробили в Україні все, ще черга за чорноземами.

Alex Funtovoi
Alex Funtovoi — 22.09.2015, 08:00

Сделать зарплату (точнее подачку) еще меньше))

Последние мнения
Почему Brexit перенаправит потоки влияния из Лондона в Брюссель
Как скажется попытка выхода Британии из ЕС на глобальной лоббистской активности, и где в этом процессе интересы Украины
Пенсионная реформа: реалии и вызовы
Экономическая история и перспективы развития ПФУ
Топ-5 изменений в Налоговый кодекс, предложенных Минфином
Краткий юридический анализ очередных «министерских» новшеств
О чем говорят результаты работы банковской системы во II квартале 2016 года
Очевидно замороженное кредитование на фоне роста депозитного портфеля
Зачем украинским банкам прозрачность
Как требования АМКУ и НБУ меняют условия работы финансовых учреждений
Поможет ли финансовому рынку ликвидация Нацкомфинуслуг
Реальная ли это реформа или бутафория для выполнения требований ЕС
Семейный бизнес: богатый дед, благородный отец, бедный сын
Как формируют прослойку бизнес-преемников в Бразилии и чему может научиться Украина
Минимальные цены на табак: конкуренция не по-европейски
Почему не все производители поддерживают инициативу ГФС