Как следует проводить налоговую реформу агросектора

Чем можно заменить льготный режим НДС и как побороть «теневую» аренду земли

В начале сентября Министерство финансов представило свою концепцию налоговой реформы, со ставкой в 20% налога на доходы физлиц, а также ЕСВ и НДС. Компенсаторами ведомство решило сделать налоги на игорный бизнес, на авто премиум-класса и недвижимость. Также пополнить бюджет планируется за счет отмены налоговых льгот для аграриев. Агробизнес надеется, что эти нововведения не будут приняты, потому что они могут нанести ощутимый урон отрасли. Заместитель министра аграрной политики и продовольствия Владимир Лапа рассказал Forbes, какие варианты наполнения бюджета подотчетное ему ведомство предлагает ввести вместо тех, на которые сделали упор коллеги из Минфина.

Как следует проводить налоговую реформу агросектора
Фото shutterstock

Проект налоговой реформы Минфина касается двух вопросов для агробизнеса.

Единый налог

Он заменяет собой ряд налогов и сборов, в том числе и налог на прибыль. Он сейчас действует для сельхозпроизводителей и рассчитывается в процентах от нормативно денежной оценки. На сегодня его размер составляет около 120 гривен на гектар в среднем по Украине, хотя все зависит от региона.

Если возобновить полноценную систему налогообложения, налоговая нагрузка на средние и крупные сельхозпредприятия увеличится, что будет лишь способствовать дальнейшему выведению земли в теневую обработку. К примеру, сейчас в Украине насчитывается 6,5 млн собственников паев, из которых 4,5 млн зарегистрированных договоров аренды. А 2 млн где-то «гуляют», причем большая часть из них обрабатывается. И мы это понимаем

Со стороны Минфина звучали предложения дать возможность использования единого налога только мелким хозяйствующим субъектам, а средний и крупный бизнес вывести на общую систему налогообложения. Такая инициатива выглядит несколько странной. Она не предусмотрена меморандумом с МВФ, и, соответственно, выглядит как собственная инициатива ведомства.

Проблема в том, что даже сейчас большие объемы земель пребывают в так называемой теневой аренде – обрабатываются на неформальных условиях, оговоренных между сельхозпроизводителями, фермерами и владельцами земельных паев. При таком сценарии владельцам выплачивается определенная плата или деньгами, или сельхозпродукцией, но договоры аренды не регистрируются, и налоги не платятся. А это является нарушением налогового законодательства.

Если возобновить полноценную систему налогообложения, налоговая нагрузка на средние и крупные сельхозпредприятия увеличится, что будет лишь способствовать дальнейшему выведению земли в теневую обработку. К примеру, сейчас в Украине насчитывается 6,5 млн собственников паев, из которых 4,5 млн зарегистрированных договоров аренды. А 2 млн где-то «гуляют», причем большая часть из них обрабатывается. И мы это понимаем.

Поэтому идею де-факто повысить налоговое давление на бизнес нельзя назвать конструктивной, она самим бизнесом не была принята. Взамен мы предлагаем модель так называемого минимального социального взноса на гектар, который будет отвечать разумным расчетным нормам начисления налога на арендную и на заработную плату.

Рассчитывается эта сумма взноса – и бизнес, обрабатывая землю, должен будет ее оплатить. Оформлять теневые договоры аренды земли, выплачивать теневую зарплату станет невыгодно. И это будет стимулировать вывод земли из теневой обработки, в результате чего государство получит дополнительные доходы не от повышения фискального давления на аграрный бизнес, а от расширения базы налогообложения. По самым скромным подсчетам, это может быть 2,5 млрд гривен ежегодно.

Спецрежим НДС для аграриев

Разница между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом не уплачивается в бюджет, а используется на производственные нужды. В меморандуме с МВФ указано, что Украина откажется от этого инструмента налоговой поддержки. При этом в коалиционном соглашении прописан мораторий на смену системы налогообложения до 2018 года. Очевидно, что эти два документа противоречат друг другу.

Сейчас мы пытаемся найти какой-то компромиссный вариант. В том числе возможность использовать аккумулированные суммы НДС не просто на какие-либо потребности, а на капитальные инвестиции – чтобы обеспечить более динамичное развитие отрасли и более целевое использование этих денег. Непростые дискуссии проходят как в формате рабочих групп в парламенте, так и с Министерством финансов. В любом случае это будет сложным решением. Оно уже выносилось на рассмотрение Верховной рады и закончилось блокировкой трибуны и дискуссией некоторых народных депутатов с премьер-министром.

Дополнительный компенсатор нужен будет в контексте прямого бюджетного финансирования. Возобновление возмещения НДС даст компенсаторы для производителей зерновых, технических культур, но не даст их для животноводческой отрасли. При том, что на животноводство припадает основная занятость в отрасли. А для сельской местности это вопрос не только экономический, но и социально-политический. Потому он такой сложный

По сути, сейчас у нас ситуация, когда налоговые льготы – это единственный действенный инструмент поддержки сельхозпроизводителя. Во многих странах сельское хозяйство достаточно сильное, и при этом объемы налоговых субсидий там намного больше, чем в Украине.

Теоретически, позиция Минфина выглядит так: мы отменяем налоговые льготы и замещаем их прямым бюджетным финансированием. Но если налоговые льготы внесены в Налоговый кодекс и, соответственно, можно понимать перспективу налогообложения на два-три года вперед, то, что касается прямого бюджетного финансирования, даже если в бюджете этого года деньги предусмотрены, нет никаких гарантий, что они будут предусмотрены в бюджете следующего года. То есть фактически просчитать какой-то элементарный бизнес-план сельхозпредприятию нереально.

Один из компенсаторов, который носит налоговый характер – это сокращение налоговых льгот, но возобновление возмещения НДС при экспорте зерновых и технических культур. Сейчас Налоговый кодекс предусматривает освобождение налогообложения зерновых и технических культур при экспорте. За счет не возмещения НДС дисконтируются доходы сельхозпроизводителей и цены на внутреннем рынке. Так что в любом случае один из компенсаторов возобновления – возмещение НДС.

Дополнительный компенсатор нужен будет в контексте прямого бюджетного финансирования. Возобновление возмещения НДС даст компенсаторы для производителей зерновых, технических культур, но не даст их для животноводческой отрасли. При том, что на животноводство припадает основная занятость в отрасли. А для сельской местности это вопрос не только экономический, но и социально-политический. Потому он такой сложный.

Я могу сказать, что когда подписывался меморандум с МВФ, некоторые его редакции, касающиеся перспектив налогообложения АПК, отправлялись нам на согласование. И Министерство аграрной политики высказывало свое несогласие с некоторыми положениями. Но, несмотря на это, документ все-таки был подписан в нынешней редакции.

Как нужно сделать – сложный вопрос. Проблема достаточно  комплексная. Она касается не только налогов для аграрного рынка, но и вообще тех условий, в которых работает отрасль. К примеру, производство молока в Украине на протяжении последнего года убыточное, потому что российский рынок молочной продукции, объем украинского экспорта на который ранее составлял $300 млн, теперь для нас закрыт.

Компании переходят на производство других, менее маржинальных видов продукции – масло, сухое молоко; пытаются экспортировать их по мировым ценам. При этом нужно учесть, что если на молоко закупочные цены увеличились на 20%, то его себестоимость возросла как минимум на 60-70% за счет подорожания кормов и препаратов. Так что все это уже убыточное – даже с учетом всех действующих налоговых льгот.

Если животноводство перейдет на общий режим налогообложения, должны быть сильные программы прямой бюджетной поддержки или системное кредитование. К примеру, во многих странах, в том числе в ЕС, отдельных программ поддержки нет. Там есть программы поддержки для фермеров, касающиеся удешевления технического обеспечения. Есть программы поддержки, которые подаются в контексте развития сельской местности.

Я не возьмусь сейчас оценивать, какой вариант налоговых изменений вступит в силу. Но рассчитываю, что победит здравый смысл – и будет найден компромисс, который сохранит возможность развития отрасли. Это тем более важно, если не забывать, что аграрный сектор сейчас приносит треть притока валюты в страну.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Гарвард, немного MTI и «госдеповские печеньки»: где учат лоббистов в США
Вероятное будущее украинского лоббизма на примере двух формаций западного лобби
3467
Оттолкнуться от дна: на чем банки будут зарабатывать в обозримом будущем
Банкиров подталкивают к активным действиям и смене источников дохода
2794
Судебные новеллы: чего ждать Украине от реформы правосудия
О преимуществах и недостатках нового закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»
1591
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Почему банкротятся банки
Когда причина – не в НБУ и не в собственниках
Судебные новеллы: чего ждать Украине от реформы правосудия
О преимуществах и недостатках нового закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»
Оттолкнуться от дна: на чем банки будут зарабатывать в обозримом будущем
Банкиров подталкивают к активным действиям и смене источников дохода
Гарвард, немного MTI и «госдеповские печеньки»: где учат лоббистов в США
Вероятное будущее украинского лоббизма на примере двух формаций западного лобби
Что происходит с банкингом VIP-класса
Итоги исследования «Бизнес Private Banking в Украине-2015»
Мясная экспансия: сможет ли Украина торговать с Китаем продукцией животноводства
И какие барьеры стоят на пути украинских товаров в КНР
О чем говорят итоги Евро-2016
И какие уроки стоит усвоить украинскому футболу
Как достичь фискальной справедливости в Украине
И почему налоговая реформа должна стать предметом широкой общественной дискуссии