Как «ударить» технологиями по бездорожью и коррупции

Из-за состояния украинских автодорог транспорт преодолевает на 15% большие расстояния. Как это отражается на экономике страны?

Олег Рудковский − экс-руководитель подразделения логистики мощной украинской компании. Проработав в ней 13 лет, уволился, и вместе с коллегами создал Sovtes − специальный софт, помогающий автоматизировать логистические бизнес-процессы компаний, отслеживать движение грузов по всей стране и изучать состояние дорожной сети. Опытом и выводами, приобретенными в процессе этой работы, он делится с Forbes.

Дороги в никуда

Фото shutterstock

К изучению состояния дорог нас подтолкнуло стремление сделать стоимость перевозки грузов дешевле. После того как решили первоочередные задачи, способствующие снижению тарифов на перевозки, а именно создание здоровой конкуренции среди поставщиков транспортных услуг и искоренение коррупции при заказе транспорта, мы начали искать новые возможности для уменьшения тарифов. На базе имеющейся в нашей системе информации мы провели сравнительный анализ кратчайшего пути в пункт назначения и реального расстояния, которое преодолевает транспортное средство. Результаты показали, что в среднем разница составляет 15,5%. Именно плохое состояние дорог заставляет водителя (перевозчика) делать выбор в пользу более долгого пути.

Запутанные дороги Украины

Мы провели сравнительный анализ кратчайшего пути в пункт назначения и реального расстояния, которое преодолевает транспортное средство. Результаты показали, что в среднем разница составляет 15,5%. Именно плохое состояние дорог заставляет перевозчика делать выбор в пользу более долгого пути

Ситуация с дорожной картой крайне сложная. Прежде всего проблема заключается не в отсутствии дорог, а в качестве дорожного полотна. Например, сообщение Киев − Днепропетровск: кратчайший путь через Кременчуг составляет 451 км. Однако чаще всего водители выбирают другую дорогу – через Полтаву и Красноград. Она длиннее на 80 км, но более оптимальна по качеству. Направляясь из столицы в Запорожье, транспорт преодолевает 95 км «лишнего» пути, а в Ивано-Франковск − 166 км. Но это далеко не означает, что эта дорога идеальная, на самом деле это просто лучший вариант из существующих.

Киев − Днепропетровск

Самый короткий путь − 450 км (через Кременчуг)

Оптимальный − 530 км (через Полтаву, Красноград)

Разница − 80 км (17,7%)

Киев − Запорожье

Самый короткий путь − 515 км (через Кременчуг)

Оптимальный − 610 км (через Полтаву, Красноград)

Разница − 95 км (18,4%)

Киев − Ивано-Франковск

Самый короткий путь − 550 км (через Житомир, Тернополь)

Оптимальный − 716 км (через Львов, Стрый)

Разница − 166 км (30,1%)

Можно провести параллель между качеством дорожного полотна и уровнем доходов населения, проживающего вблизи дороги. Дело в том, что плохое состояние дорог существенно влияет на поступление средств в тот или иной населенный пункт

Следствие такой дорожной ситуации  − не только ускоренный износ транспортных средств и увеличение расходов на его обслуживание (замена запчастей, резины, замены масла и т.п.). Прежде всего это повышенная стоимость товаров для конечного потребителя из-за высоких тарифов на перевозки; загрязнение окружающей среды выбросами СО2 и высокий уровень опасности на дорогах. Глобальное последствие − слабо развитая инфраструктура и высокий уровень безработицы из-за низкого уровня трафика короткими маршрутами.

Можно провести параллель между качеством дорожного полотна и уровнем доходов населения, проживающего вблизи дороги. Дело в том, что плохое состояние дорог существенно влияет на поступление средств в тот или иной населенный пункт.

Во-первых, страдает внутренний и внешний автотуризм: в Украине очень много интересных и красивых мест, но поездка, например, в Черновцы больше напоминает экстремальное путешествие, когда каждая следующая дыра в асфальте сопровождается выбросом адреналина.

Во-вторых, ухудшается коммерческий трафик: это также дополнительное поступление средств, которое в дальнейшем положительно повлияет на развитие инфраструктуры (АЗС, гостиницы, пункты общественного питания), а вместе с тем − новые рабочие места. Кроме того, качественное дорожное покрытие позволит рассредоточить транспортные потоки, что, в свою очередь, существенно продлит срок эксплуатации дорожного полотна.

Как улучшить состояние украинских дорог

Инновации в транспортной системе будут. Однако когда именно − сложный вопрос. Так, появляются новые проекты, которые смело можно назвать первопроходцами, ведь Украина пока только на пути к совершенствованию отечественной транспортной сети. Например, недавно мы присоединились к «ИТС Украина», которая является ассоциированным членом Европейской сети национальных ITS ассоциаций. «ИТС Украина» объединяет и поддерживает поставщиков современных транспортных технологий в Украине, а также популяризирует их деятельность.

Когда мы в 2011 году начинали свой проект, рынок еще не был готов: многие говорили, что такие инициативы никому не нужны. Хотя уже сегодня мы видим положительную тенденцию, когда сами компании ищут новые решения для автоматизации процессов и оптимизации затрат в транспортной логистике. Интересно, что развитию нашего бизнеса способствует именно экономический кризис − предприятия начинают считать деньги.

Сейчас наша команда работает над дополнительным сервисом программного обеспечения Sovtes − GPS-мониторинга. Кроме разработки новых, достаточно инновационных инструментов для украинского рынка, предоставляющих возможность отследить местонахождение груза в процессе перевозки с участием сторонних транспортных компаний, планируем также собрать статистику перемещения грузов по территории Украины.

На основе этих данных мы предоставим конкретные предложения по совершенствованию дорожной системы нашего государства, а также перечень путей, требующих первоочередного ремонта, с подробными расчетами потенциальной экономической и социальной выгоды для страны. На перспективу также запланировано предоставление услуг по расчету оптимального размещения логистических центров, сервисных станций, АЗС и стоянок для грузовых автомобилей.

Сегодня нам предстоит реформировать страну, украинские дороги − не исключение, а скорее один из самых насущных вопросов современности. Для этого должна функционировать государственная поддержка отечественных проектов, способствующих улучшению дорожной ситуации в Украине, причем в данный момент речь идет не о материальной поддержке. Нужно разработать методы стимулирования бизнеса к участию в проектах по строительству и ремонту прилегающих дорог, программы улучшения инвестиционного климата для иностранных компаний, которые приобщаются к таким проектам.

Вместе с тем необходимо обеспечить прозрачность использования средств, предназначенных для ремонта и строительства дорог, через привлечение всемирно известных, авторитетных аудиторских компаний. Уверен, учитывая масштабы коррупции в этой сфере, даже вознаграждение в 20% бюджета позволит существенно повысить эффективность использования средств.

Да, строительство дорог − дело не быстрое, поэтому начинать надо уже сегодня. По моему личному мнению, состояние дорог и чистота окружающей среды, как ничто другое, отражают ситуацию в стране, в частности, отношение руководства к государству и народа к нему.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 5
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Maxim Sevostianov
Maxim Sevostianov — 23.09.2015, 20:58

Ігор, я з Вами повністю згоден. І це не менша проблема для інфраструктури країни. Питань ще досить багато, головне щось робити для їх вирішення. Саме таких проектів бракує державі для динамічного розвитку і контролю процесів перевезення вантажу.

Igor Shylo
Igor Shylo — 23.09.2015, 10:18

Для початку треба перестати возити в причіпах по 40т вантажу , і Ви Олеже знаєте про ці транспортні компанії і корупційну складову цієї теми. Це зробити є набагато легше,швидше, і з мінімальною витратою коштів. Саме цим треба зайнятися негайно.

Oleg Rudkovsky
Oleg Rudkovsky — 23.09.2015, 23:05

Так Ігоре, знаю, згоден, це також одна з причин, яку необхідно вирішувати. Проте цей транспорт також не їздить найкоротшим шляхом, а зношує саме більш менш придатні для пересування шляхи.

Igor Shylo
Igor Shylo — 23.09.2015, 23:41

В цьому і найбільша проблема,що зношуються найбільш використовувані шляхи, і якщо з цим не боротися, то вже не буде так званих "більш-менш доріг" залишеться сміття. Зверніть увагу на шляхи біля цукрових заводів, біля металургійних заводів, там ніколи не буде доріг поки процвітатиме централізована оплата уповноваженим особам (а вона існує і сьогодні) за те щоб автомобілі 2-3 фірм в Україні не зупиняли і не карали за "перегруз". Друга сторона - це те, що обом сторонам така співпраця вигідна, маржа в обох подвоєна, і слідкуючи за цими процесами не перший - другий рік, ситуація тільки зараз зрушилась дуже повільно, а найгниліше в цьому питанні є те, що про це все, так звані "регулятори" не те що знають , а беруть участь(зверніть увагу кого цукрові заводи, і хто зараз при владі). Так що ЄБРР от знову виділяє близько 100 млн. на розвиток доріг західної України(http://www.epravda.co m.ua/news/2015/09/23/560756/) а наша влада (якщо не буде чіткого регулятора та неймовірно високих штрафних санкцій) все це перетворить в бездоріжжя і в мега заробіток в свої кишені. Тому статистика - статистикою,а треба діяти, або, хоча б писати про це у відповідні органи , а потім вже у Forbes. З інформацією,якою володіє Sovtes, я думаю зробити це досить легко. (хоча навіщо писати,якщо Sovtes з "перегрузу" теж подвійно заробляє) ) Чекаю з нетерпінням статтю про транспортні компанії,які у Вас в лідерах по перевезенню "перегрузів"

Oleg Rudkovsky
Oleg Rudkovsky — 24.09.2015, 22:32

Ігоре, при всій повазі, Ви дійсьно вважаєте, що це найголовніша причина? Особисто я вважаю, що причина саме у використанні застарілих методів ремонту та будівництва доріг, при цьому з порушенням навіть цих застврілих стандартів. Якщо перевезення вантажів на тих, чі інших шляхах по 40 тон є більш оптимальним, то потрібно будувати відповідну дорогу, а не звичайну дорогу розраховану на пересування на велосипедах. Моя позиція полягає в тому, що ці підприємства мають приймати безпосередню участь у будівництві цих ділянок доріг. Якщо заборонити пересування на автомобілях по території України то проблема якості доріг взагалі нікого не хвилюватиме.

Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы