Экспорт молока в Китай: насколько широки горизонты

И кого из украинских производителей готовы видеть на китайском рынке

После заседания Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Украиной и Китайской Народной Республикой Китай предоставил доступ на свой рынок для 18 украинских компаний. Сертификат для экспорта молока и молочных продуктов из Украины в КНР, по которому осуществлялся экспорт украинских продуктов на рынок Китая, был подписан ветеринарными службами Украины и КНР в 2012 году. В мае 2014 года было установлено, что каждая страна, которая намерена экспортировать молоко и молочную продукцию, должна пройти оценку эквивалентности государственной системы национального контроля и ветеринарной службы. Администрация по сертификации и аккредитации Китая после оценки ветеринарного надзора и государственной системы контроля безопасности при производстве молочной продукции в Украине признала ее эквивалентной китайской.

Экспорт молока в Китай: насколько широки горизонты
Фото shutterstock

Кто на новенького?

С 23 сентября доступ на китайский рынок получили пять предприятий агрохолдинга «Милкиленд»: «Менский сыр», Славутский маслодельный комбинат, Ахтырский сырокомбинат, Миргородский сыродельный комбинат и Роменский молочный комбинат.

Кроме того, доступ на рынок КНР теперь открыт для предприятия агропромгруппы «Укрпродукт» – Староконстантиновского молочного завода; крупного экспортера сгущенного молока «Техмолпром» (Полтавская область), двух предприятий группы «Молочный альянс» – Золотоношского маслодельного комбината и Баштанского сырзавода.

Помимо этого, разрешение на поставки в Китай получили предприятия Ичнянский молочно-консервный комбинат группы компаний PRAVIO; завод кондитерской корпорации Roshen «Бершадьмолоко»; предприятия «Дубномолоко» (Ривненская область); «Клуб сыра» (Киевская область), Жашковский молокозавод (Черкасская область); «Элитмол» (Луцк); а также Тульчинский маслосырзавод компании «Терра Фуд», Хмельницкий завод «Молочный визит» и Литинский молокозавод из Винницкой области.

Что предложим и кого потесним?

Продуктовая линейка, направленная на экспорт, представлена сухим молоком, сывороткой и маслом. Об объемах поставок пока судить сложно, поскольку компании выбрали постепенную и точечную стратегию. Сначала украинские предприятия нацелены закрепиться на рынке, познакомить китайского потребителя со своей продукцией, а через год наращивать объемы поставок и расширять свое присутствие.

Пробиться на растущий китайский рынок украинским молочникам будет не так просто, особенно в условиях жесткой конкуренции с производителями молочной продукции из других стран. Не исключено, что через год будет существовать конкуренция и между самими украинскими производителями.

На данный момент китайский рынок занят игроками из других стран с узнаваемыми брендами, а со странами АСЕАН действует нулевая таможенная пошлина. Эти факторы играют не на руку отечественным предприятиям. Кроме того, у наших производителей нет больших бюджетов на раскрутку своего бренда.

Не стоит также забывать и о специфике китайских контрактов. Китайцы не купят импортную продукцию по предоплате – только на реализацию в сеть. В результате украинские предприниматели не смогут за 90 дней вернуть валютную выручку. В общем, трудностей предостаточно.

Помимо этого, для китайцев вкус молока необычен и даже странен. Впервые молочные продукты появились в Поднебесной чуть более ста лет назад, и то – по прихоти иностранцев, а большая часть населения страны и сегодня не особенно знакома со вкусом «белой воды». Показатель годового потребления молока на душу населения в Китае составляет 30 кг, что существенно ниже мировых показателей, которые варьируются в диапазоне 80-200 кг. А жители США потребляют молока почти в 10 раз больше, чем китайцы – 260 кг в год.

Вместе с тем, согласно прогнозам аналитиков, к 2018 году потребление молока в КНР ощутимо возрастет и составит 37 кг на душу населения, а к 2024 году этот показатель достигнет 44 кг. Для того чтобы удовлетворить такой спрос, Китаю потребуется еще столько же молока, сколько его производят Австралия и Новая Зеландия.

На сегодняшний день в Китае содержатся 5 млн молочных коров, которые производят 35,7 млн тонн товарного молока в год. Количество крупных ферм в стране с поголовьем более 1000 голов – 706, а молочных компаний – 803. Однако внутреннее производство не может полностью покрыть спрос на рынке, хотя на сегодня самообеспеченность молоком в Китае – самая высокая в Азии и составляет 80%.

Соевая конкуренция

Есть и экономическая сторона вопроса. Крайне невыгодно производить натуральное молоко для 1,4 млрд населения, тем более, когда существует дешевая альтернатива – соевое молоко. Пакет соевого молока объемом 0,2 литра обойдется в 2 юаня (6,67 грн) – то есть 33,3 гривны за 1 литр.

Стоимость молочных продуктов иностранного производства значительно выше. Литр немецкого молока обойдется в 16 юаней (53,6 гривны), австралийского – 18 юаней (60,30 гривны), новозеландского – 20 юаней (67 гривен). На рынке Китая также присутствуют молочные продукты польского производства, которые менее популярны среди китайцев, поэтому их цена ниже. 8 юаней (26,30 гривны) – стоимость литра польского молока.


Динамика объемов импорта молочных продуктов в Китай (тыс. тонн)* 

Продукция 2010 2011 2012 2013 2014
Сухое обезжиренное молоко (СОМ) 89 130 168 215 243
Сухое цельное молоко (СЦМ) 326 320 406 535 650
Сухая сыворотка 289 265 344 378 434
Сливочное масло 23 36 48 52 60
Сыр 23 29 39 47 56
Цельномолочная продукция 20 30 80 161 220
Детское молочное питание 66 79 92 123 150

*По данным Национального бюро статистики Китая, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) и Минсельхоза США (USDA) Китай

Сможет ли украинское молоко удовлетворить молочную потребность китайского потребителя?

В Украине, согласно данным официальной статистики, за первое полугодие 2015 года произведено почти 5,2 млн тонн молока, что на 4,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Закрытие российского рынка и падение покупательной способности населения привели к сокращению поголовья коров и, соответственно, производства молока. 

Сравнительный анализ объемов производства молока в Украине (тыс. тонн)*
за январь-июнь 2014 и 2015 годов

2014 2015
Январь 615 590
Февраль 636 606
Март 878 808
Апрель 991 925
Май 1233 1128
Июнь 1236 1138

*По данным Государственного комитета статистики Украины

Как отмечают аналитики, за последние годы существенного изменения объемов производства молока в Украине не наблюдалось. Нынешнее же снижение продолжается исключительно ввиду уменьшения производства молока в частных хозяйствах населения и составляет около 6%.

Однако если правительство реализует свои планы по переводу «молочников» на общую систему налогообложения, исключив молочные фермы из специального режима НДС, падение объемов производства в следующем году может только ускориться. 

Пока же, итогам 2015 года, эксперты ожидают результата молочной отрасли на уровне 11 млн тонн произведенного молока. Объем экспорта молока в нынешнем году прогнозируется на уровне 300 000 тонн.

Насколько существенной в этом объеме станет доля рынка КНР, пока сказать сложно. В любом случае китайский рынок молочной продукции имеет большой потенциал. Согласно статистическим данным, пока только 300 млн из 1,4 млрд жителей Китая регулярно пьют молоко. Но даже этот, на первый взгляд «скромный» показатель дает на выходе рынок объемом в 1 млн тонн. А мода на здоровое питание и качественные продукты способствует увеличению импорта, тем самым оставляя огромные неохваченные просторы для экспансии украинских молочных компаний.

Теперь – слово за украинскими властями. От того, насколько здравым окажется их подход к регулированию сельскохозяйственного производства страны в целом и молочного сектора в частности, зависит результат освоения отечественными производителями китайского рынка.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua
Лидеры мнений
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
8644
Визуализируй это: на что ориентироваться маркетологам в будущем году
Каковы тенденции маркетинга-2017 и на какие инструменты следует опираться
7591
Укроскептики: почему европейские страны тормозят безвизовый режим для Украины
И каковы настроения западного истеблишмента в этом вопросе
4887
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
Визуализируй это: на что ориентироваться маркетологам в будущем году
Каковы тенденции маркетинга-2017 и на какие инструменты следует опираться
The EX-Files: что стоит за борьбой с украинскими файлообменниками
И возможно ли таким образом преодолеть использование нелицензионного контента в стране
Частная медицина Украины: плохие и хорошие новости
Зачем врачам изучать базовые правовые вопросы, нюансы налогообложения и элементарный маркетинг
Самый важный стимул, или Дерегуляция по-польски
Как польский опыт поможет украинскому бизнесу выжить и конкурировать на мировом рынке
Запасаемся выдержкой: будет ли Украина с качественным украинским коньяком
И почему норма о минимальном содержании отечественных спиртов благотворна для отрасли
Соискательство в Сети: особенности виртуального рынка труда
И как проявляется его доминирующая роль в «цифровой» экономике
Укроскептики: почему европейские страны тормозят безвизовый режим для Украины
И каковы настроения западного истеблишмента в этом вопросе