Подвести черту: что на самом деле означает закрытие украинского неба

И как это соотносится с международным правом

Реакция части общественности на инициативу украинских властей ввести санкции против российских авиакомпаний, которые выполняли или выполняют полеты в закрытое Украиной воздушное пространство Крыма, была разнообразна в своей однозначности. «Украина поджимает хвост в ожидании ответных мер», «Украина опасается зеркальных санкций РФ», «Украина выстрелила себе в ногу – и именно украинские пассажиры пострадают больше всех». После таких громких заявлений все ожидали закрытия пространства для украинских авиакомпаний со стороны России. Но официальная реакция оказалась неожиданно мягкой: РФ составила список лишь из пяти авиакомпаний, которым запретила полеты в своем воздушном пространстве. Как это событие повлияет на авиаполитику Украины и что стоит за таким выбором чиновников, в колонке для Forbes рассуждает Андрей Гук эксперт, специализирующийся на авиационном праве.

Подвести черту: что на самом деле означает закрытие украинского неба
Фото: shutterstock

Все по сути

Даже такие «мягкие» меры России с юридической точки зрения не обоснованы и нарушают межправительственное соглашение о воздушном сообщении между Украиной и РФ. В этом соглашении предусмотрено право одной страны ограничить авиакомпании другой страны, если те нарушают правила или решения такой страны. Украина и международные организации давно закрыли пространство над Крымом в связи с возможными двойными указаниями диспетчеров (Украина и РФ одновременно заявили о контроле над воздушным пространством Крыма, что неприемлемо с точки зрения безопасности полетов).

Но многие российские авиакомпании начали или продолжили выполнять полеты в Крым. Госавиаслужба Украины методично фиксировала и выписывала штрафы всем летающим за каждый полет. Но эти штрафы игнорируют и не платят, полеты продолжаются, а «Аэрофлот» еще и оспаривает все протоколы в судах Украины. В любом случае Украина зафиксировала бесспорные нарушения со стороны авиакомпаний РФ, и вместе с внутренним законом о санкциях это стало обоснованием и причиной введения запрета таким авиакомпаниям полетов в Украину.

Таким образом, действия украинской стороны полностью соответствуют как внутреннему, так и международному законодательству.

В любом случае Украина зафиксировала бесспорные нарушения со стороны авиакомпаний РФ, и вместе с внутренним законом о санкциях это стало обоснованием и причиной введения запрета всем таким авиакомпаниям полетов в Украину

В таких условиях РФ оказалась в юридическом тупике. Ведь украинские авиакомпании ничего не нарушали, но ответить как-то надо. В упомянутом соглашении предусмотрена процедура обязательных консультаций между авиационными властями стран, если одна из них планирует ввести какие-либо ограничения. При этом, обязательно необходимо назвать и разъяснить, какие причины ограничений и какие требования необходимо выполнить чтобы их снять. Такая процедура должна быть выдержана в случае, если причина ограничений не в нарушениях авиакомпаниями законодательства и правил РФ.

РФ же официально не объяснила причины, не провела консультации, не выставила никаких требований. Таким образом, действия РФ нарушают международное право. Причем, единственным способом не нарушить соглашение о воздушном сообщении со стороны РФ было обязать собственные авиакомпании не летать в Крым и выплатить штрафы, ничего в ответ не применяя к украинским авиакомпании.

Не знаю, присутствовало ли стратегическое мышление, когда РФ ставили в такое положение, но получилось сильно.

Дальше – больше. Украина опять-таки в исполнение соглашения о воздушном сообщении запросила у Росавиации разъяснение: каковы причины запрета в отношении украинских авиакомпаний? На этот раз хватило лишь молчания Росавиации. Не получив ответа в течение нескольких дней, Украина объявила о полном запрете всем российским авиакомпаниям летать в Украину. Даже тем, кто проявил то ли дальновидность, то ли стойкость – и не летал в Крым.

Теперь реакция на такую уже даже не наглость, а явную агрессию Украины – глухое молчание. Мы ожидали новых громких тезисов, чего-то наподобие «Украина выстрелила себе в голову», но в ответ – ни комментариев, ни решений.

Интересные связи

То, чего раньше не отмечали комментаторы и эксперты: решение о санкциях в отношении авиакомпаний РФ предшествовало двум важнейшим событиям в истории Украины. Первое – публикация отчета голландской комиссии по расследованию трагедии MH17 и избрание Украины непостоянным членом Совбеза ООН.
И именно в отчете голландской комиссии значительная часть посвящена именно процессам принятия решений авиационными властями Украины.

Украине указали на то, что, имея все основания, она не приняла решения, к примеру, о полном закрытии пространства. Хотя при этом отдельно детально проанализировано и указано, что решения Украины полностью соответствовали мировой практике в случаях вооруженных конфликтов. Более того, комиссия не смогла найти ни одного случая, когда пространство над вооруженным конфликтом закрывалось – ни в Ираке, ни в Афганистане, ни даже сегодня в Сирии небо для гражданской авиации не закрыто. Тем не менее есть вопросы к процессам принятия решений. Такой же посыл направлен в отчете к IKAO, IATA. Проще говоря – необходимо заставлять страны принимать более смелые решения, когда идет вооруженный конфликт, который переходит в воздушное пространство.

Есть вопросы к процессам принятия решений. Такой же посыл направлен в отчете к IKAO, IATA. Проще говоря – необходимо заставлять страны принимать более смелые решения, когда идет вооруженный конфликт, который переходит в воздух

И сейчас Украина демонстрирует эти смелые решения, чем ставит российские авиационные власти и авиакомпании в тупик.

И потому не стоит внимать фаталистическим настроениям, что пассажиры непоправимо пострадают,  между странами и даже семьями будут разорваны все связи. Ведь есть много способов улететь в РФ. И, по убеждению автора, цена будет не намного большей, учитывая некие неудобства при пересадках. Национальный перевозчик Украины уже заявил, что санкции РФ вполне можно пережить и даже найти плюсы в ситуации.

Украина сегодня окончательно стала одним из ключевых регионов мировой геополитики. И в этом контексте любые жесткие решения в отношении РФ в принципе показывают способность их принимать. А отсутствие мгновенной реакции на них со стороны России говорит о том, что в поведении Украины что-то изменилось, и это требует некой переоценки российской стороной.

Тем интереснее сейчас наблюдать, каким же образом РФ ответит. Тем более что в качестве постскриптума Украина намекнула: еще есть вопрос транзита через территорию Украины, который также может быть полностью закрыт.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Andriy Guck
Andriy Guck — 20.10.2015, 02:25

Санкции на то и санкции, что они приводят в определенным неудобствам. Неудобства, которые возникают у пассажиров вполне преодолимы. И санкции всегда политическое решение - не экономическое. Политически Украина не может игнорировать состояние отношений между странами и полеты в Крым.

Евгений Яровицын
Евгений Яровицын — 18.10.2015, 11:37

Автор далек от реальной жизни, особенно рассуждая о "неких неудобствах при пересадках"))) Хоть раз бы съездил от дома до офиса через соседний город, а затем также обратно.
Теперь надо подключить данного юриста к обоснованию запрета покупки энергоносителей у организаций, поддерживающих сепаратизм, и можно копать могилку. Всем.

Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы