Все флаги в гости: чем живет гостиничный бизнес в украинских реалиях

Часть туристов, которых отпугнули война и экономическая нестабильность, постепенно возвращаются в Украину. Но это не означает, что выходить на отельный рынок новым игрокам будет легко

В октябре заполняемость гостиниц Киева увеличилась почти на четверть. И хотя она все еще не доходит до «психологической отметки» в 50%, оживившиеся отельеры уже спешат увеличить стоимость проживания. Основной причиной всплеска можно считать то, что осенью в столице проходит много конференций, и, как правило, все гости останавливаются именно в отелях. Также можно отметить и прирост числа туристов, отмечаемый во второй половине этого года. Так, только столица рассчитывает принять 1,2-1,3 млн путешественников, что на 25% больше по сравнению с прошлым годом. О том, чем был вызван спад туристической активности в Украине и на какие тенденции следует рассчитывать в обозримом будущем, а также о том, как чувствуют сейчас себя новые игроки на отельном рынке, Forbes рассказал Александр Носаченко, управляющий директор Colliers International (Украина).

Туризм и гостиничный бизнес: украинские реалии
Фото shutterstock

Начнем с того, что в Украине туризм в его классическом понимании и в докризисные времена был мало популярен среди иностранцев. Большая часть визитов в страну приходилась на деловые поездки как со стороны иностранных гостей, так и со стороны внутренних туристов. Военные действия на юго-востоке страны, а также нестабильная политическая и социально-экономическая ситуация негативным образом отразились на рынке гостиничной недвижимости.

Начиная с конца 2013 года, туристы из России, ранее составлявшие большую часть туристического потока, свели количество поездок к минимуму. В то же время сократилось число посетителей отелей как из других стран, так и других регионов Украины. Отели всех категорий ощущали значительное снижение туристической и бизнес-активности в столице и, как следствие, снижение спроса на гостиничные номера.

Все флаги в гости: чем живет гостиничный бизнес в украинских реалиях

Для сравнения, в 2012-2013 годах показатель заполняемости качественных отелей среднего ценового сегмента, расположенных в центральной части города, находился на уровне 55-60%. Для отелей верхнего ценового сегмента – на уровне 50-55%. В 2014 году со значительным оттоком туристов заполняемость отелей в лучших гостиницах упала с 55% до 30% на конец года, и ситуацию можно было считать катастрофической.

Сейчас общий номерной фонд гостиниц в Киеве составляет порядка 10 000 номеров (около 100 гостиниц). На отели категории 3 звезды приходится наибольшая доля – около 46% от общего номерного фонда. Девять гостиниц в сегменте верхнего и среднего ценовых диапазонов находятся под управлением международных сетевых операторов.

Все флаги в гости: чем живет гостиничный бизнес в украинских реалиях

В целом нынешняя ситуация на рынке гостиничной недвижимости достаточно сложная. Но с конца первого квартала 2015 года наметилась и положительная тенденция – со снижением напряженности на юго-востоке Украины, и вместе с условной стабилизацией национальной валюты отмечается постепенный рост потока бизнес-туристов и небольшое оживление спроса. Заполняемость отелей верхнего ценового сегмента постепенно возрастает, и на конец первого полугодия для наиболее успешных отелей составляла уже порядка 40%. Это сказывается и на динамике стоимости номеров.

Согласно данным Colliers International, средняя стоимость номеров в отелях Киева на конец ІІІ квартала 2015 года по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году увеличилась: в пятизвездочных отелях – на 3% (до 363 евро в сутки), в четырехзвездочных – на 19% (до 133 евро), в трехзвездочных – на 7% (до 64 евро). В гривневом эквиваленте из-за колебаний курса цены выросли значительно сильнее: на 99% (до 7855 гривен), на 79% (до 2878 гривен) и на 68% (до 1385 гривен) соответственно.

Средняя запрашиваемая стоимость номера отелей 
категории 5 * (гривна, евро)

Все флаги в гости: чем живет гостиничный бизнес в украинских реалиях

Конкуренция на рынке гостиничной недвижимости также достаточно жесткая, и «борьба» ведется за каждого гостя. Основными инструментами привлечения новых посетителей и удержания существующих становится применение индивидуального подхода к каждому клиенту: предоставление скидок на проживание и применение различных программ лояльности, например, ночь в подарок, бесплатный завтрак, дополнительные услуги в подарок и другие. Таким образом, средняя стоимость проданного номера в день (ADR) существенно ниже заявленной, и, например, для отелей верхнего ценового сегмента составляет порядка 140-160 евро.

Наиболее финансово устойчивыми в текущих условиях остаются гостиницы, стоимость номеров которых привязана к иностранной валюте (доллару или евро). Преимущественно это гостиницы категории 5 звезд и качественные гостиницы категории 4 звезды. При этом доходность самих отелей снизилась на 40% и коснулась всех категорий.

Средняя запрашиваемая стоимость номера отелей
категории 4 * (гривна, евро)

Все флаги в гости: чем живет гостиничный бизнес в украинских реалиях

Что касается новых проектов, то за последние два года открылся только один отель – пятизвездочная гостиница Hilton Kiev (262 номера). С учетом того, что гостиничный рынок Киева в высоком ценовом сегменте достаточно насыщен, ее открытие можно считать довольно успешным, как для такого сложного рынка. На текущий момент Hilton Kiev работает на одном уровне с другими гостиницами категории 5 звезд, которые завоевали популярность среди туристов Киева уже давно. Это, в том числе, объясняется известностью и успешностью бренда Hilton по всему миру, а также хорошо подобранной управляющей командой в Киеве.

Что касается других новых проектов, на 2015 год были заявлены к открытию три четырехзвездочные гостиницы (Renaissance Kiev Hotel, 173 номера, Indigo, 240 номеров, Saint Petersburg, 50 номеров) и две трехзвездочные гостиницы (Aloft Kiev, 320 номера, Park Inn by Radisson Kyiv Troyitska, 199 номеров).

Средняя запрашиваемая стоимость номера отелей
категории 3 * (гривна, евро)

Все флаги в гости: чем живет гостиничный бизнес в украинских реалиях

Но, принимая во внимание текущую ситуацию и крайне низкий спрос даже для существующего номерного фонда Киева, новые отельные проекты будут с трудом поглощены рынком в ближайшие годы. В силу этих обстоятельств завершение строительства новых объектов и их вывод на рынок, даже несмотря на высокий уровень их готовности, постоянно откладывается. Кроме того, в кратко- и среднесрочной перспективе основные показатели операционной деятельности (ADR и заполняемость) вряд ли достигнут уровня 2013 года.

Отдельно стоит отметить, что внутренний турист в первую очередь ориентируется на невысокую цену, удобное месторасположение и качественный сервис. Несмотря на то что качественных бюджетных гостиниц на текущий момент мало, активного развития сегмента бюджетных гостиниц в 2015-2016 годах не ожидается.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Alex Kobzar
Alex Kobzar — 02.03.2016, 10:50

Думаю эта статья заинтересует владельцев отелей, поэтому рекомендую специальные телефонные аппараты http://cetis.com.ua/

Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы