Почему сейчас выгодно инвестировать в классическое искусство

И что меняется на рынке антиквариата
Почему сейчас выгодно инвестировать в классическое искусство
Фото Shutterstock

Внимание экспертов сейчас обращено преимущественно на рынок современного искусства. Но при этом на украинском арт-рынке доля классического искусства составляет около 90% в денежном выражении, и примерно 80% – в количественном. Это даже при том, что рынок традиционного искусства сейчас пребывает в полудремлющем состоянии: из-за кризиса спрос упал примерно в два раза. Тем не менее, на рынке классического искусства происходят интересные процессы.

Во-первых – перераспределение потребительского спроса. Если в 2012 году (2013 год не является показательным) основные продажи предметов классического искусства велись в ценовом сегменте от $1000 до $5000 (доля сегмента – около 70% рынка классики), то в 2014-м и первой трети 2015 года сделок там практически не было. В последнее время большинство продаж проходило в сегменте от $5000 до $50 000 (20-25% рынка классики). Правда, сейчас ситуация постепенно выравнивается – сегмент от $1000 до $5000 вновь медленно набирает популярности благодаря появлению новых собирателей. В сегменте от $50 000 мало что изменилось с 2012 года – там как время от времени покупали работы, так и продолжают покупать. Произведений искусства в этом ценовом сегменте на украинском рынке не очень много.

По сравнению с 2012-м в текущем году предложение качественной классики на рынке выросло примерно в 10-15 раз

Тенденцию перераспределения спроса среди коллекционеров можно легко объяснить. Те, кто приобретал работы за $1000-5000, сейчас притормозили покупки предметов искусства, им не до этого. В то же время коллекционеры сегмента $5000-50 000 на фоне кризиса активно пользуются падением цен на 20-30%, а то и снижением стоимости работ в несколько раз. Это, собственно, вторая тенденция рынка классики.

Третья – очень интересная тенденция 2014-2015 годов – появление на рынке большого количества первоклассных работ классического искусства, которые год-два назад днем с огнем невозможно было отыскать. По сравнению с 2012-м в текущем году предложение качественной классики на рынке выросло примерно в 10-15 раз. Некоторые коллекционеры и дилеры, в связи с непростой ситуацией в стране, «выбросили» на рынок множество отличных работ в сегменте $5000-50 000. Одни спасают свой бизнес, другие – покидают страну. А, как известно, украинское законодательство ограничивает вывоз за пределы Украины работ старше 50 лет. Так что забрать с собой коллекцию легально не представляется возможным. Вот и происходят распродажи.

Рост качественного предложения закономерно вызвал ажиотаж среди  заинтересованных коллекционеров, инвесторов, самих топ-дилеров, ведь все они понимают: стоимость этих работ уже через два года вырастет минимум на 50-150%. А предложения действительно сегодня уникальные. Можно, например, встретить большие работы Николая Глущенко – их разбирают, как только они появляются. К слову, такие художники, как Глущенко, Шишко, Зарецкий, Эрдели, в цене не сильно упали. Более того, стоимость некоторых их работ даже немного выросла. Тем, кто желал или желает купить этих художников, кризис сыграл на руку – но покупатели зачастую выигрывают не в цене, а в том, что в принципе появилась возможность приобрести шедевры классиков такого уровня.

Сейчас у власти находятся люди, которые много лет были публичными коллекционерами. Это сродни 2004 году, когда к власти пришел Виктор Ющенко, и все знали, что он – коллекционер украинских икон и предметов народного быта

Четвертая тенденция, которая затрагивает как антикварный рынок, так и все направления искусства в целом – смена политической элиты. Сейчас у власти находятся люди, которые много лет были публичными коллекционерами. Президент Петр Порошенко, например, и его окружение. Это сродни 2004 году, когда к власти пришел Виктор Ющенко, и все знали, что он – коллекционер украинских икон и предметов народного быта. В то время был небывалый расцвет коллекционирования.  

Впрочем, есть разница между 2004-м и 2015-м годами: учитывая политическую и экономическую ситуацию в стране, публичное коллекционирование среди нынешних чиновников и бизнесменов, увы, не считается хорошим тоном. Его скорее посчитают «показухой», которая в сегодняшних условиях играет не на руку известному собирателю. Такое восприятие не лучшим образом отражается на активности рынка искусства и ценах на работы. В то же время те, кто покупает, но не разглашает покупки, именно сейчас создают лучшие коллекции классики. Во-первых, выбор работ необычайно широк. Во-вторых, можно отыскать шедевры по приемлемой цене.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы