Вечная отсрочка: зачем депутаты продлили мораторий на продажу земли

И почему Украине не хватит одного года для полноценного запуска рынка сельхозугодий
Вечная отсрочка: зачем депутаты продлили мораторий на продажу земли
Фото Shutterstock

На прошлой неделе Верховная рада в очередной раз продлила мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Запрет, введенный еще в 2002-м сроком на три года, парламентарии сохраняют уже больше десяти лет. Согласно принятым 10 ноября изменениям в Земельный кодекс Украины, мораторий продлен еще на 12 месяцев – до 1 января 2017 года.

В этот раз народные депутаты также поставили Кабмину дедлайн до 1 марта 2016 года в подготовке законопроектов, необходимых для полноценного запуска рынка земли, из которых главный – об обороте сельскохозяйственных земель. Без его принятия истечение действия моратория является лишь формальностью, не влияющей на реальные сроки запуска земельного рынка.

Разъяснить основные противоречия, связанные с рынком земли, и значение последних изменений в Земельном кодексе Forbes попросил члена комитета Верховной рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Андрея Вадатурского.

В Украине многие активно обсуждают тему введения рынка земли и выступают в роли экспертов. Но в то время как профессиональных мнений и предложений по решению ряда сопутствующих вопросов, к сожалению, нет, у населения сложилось множество мифов о снятии моратория на продажу земли.

Например, о том, что с истечением срока его действия 1 января 2016 года сельхозугодия автоматический вводились бы в свободный оборот. Это невозможно, поскольку без принятия закона об обороте сельхозземель рынок земли запустить нельзя. Таким образом, заявления о старте ее продажи со следующего года не имели под собой никаких оснований.

Но в этом мало кто разбирается детально. А для того чтобы снять уровень накала в обществе и не допустить очередных обвинений власти в предательстве национальных интересов, было принято сугубо политическое решение о принятии очередного закона для продления моратория на продажу земли еще на один год.

Чтобы убрать любые спекуляции на эту тему, на предпоследнем заседании комитета Верховной рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений этот законопроект долго обсуждался. Соавторами документа выступили 20 народных депутатов. Члены комитета решили принять закон и поддержать инициативу главы комитета с целью обязать Кабинет министров до 1 марта 2016 года подготовить необходимые законопроекты, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения.

Для того чтобы снять уровень накала в обществе и не допустить очередных обвинений власти в предательстве национальных интересов, было принято сугубо политическое решение о принятии очередного закона для продления моратория на продажу земли еще на один год

Второй самый распространенный миф о рынке земли касается того, что после его открытия инвесторы, якобы, выстроятся у нас в очередь за ее покупкой. К сожалению, не выстроятся. Ведь чем мы будем торговать? Земельными паями, которые, по официальным данным, хотят продать лишь 5-7% собственников? Кто из инвесторов купит пай посреди поля? Мало того, какие документы на такие паи он сможет получить? Потребуется много времени на объединение паев в массивы, поэтому нам нужно будет провести ряд законопроектов, которые позволят разработать механизм того, как сконцентрировать эти паи.

Вопреки ложному опасению, Украина также не останется без земли, если мы разрешим иностранцам ее покупать. Это абсурд, ведь никто из них не сможет вывезти землю с собой. Главное, чтобы любой, кто рассматривает возможность приобрести сельхозугодия, понимал, что он обязан соблюдать законы Украины. В то же время права покупателя такой земли тоже должны безукоризненно соблюдаться.

Наконец, агрохолдинги вовсе не заинтересованы в свободном обороте земли. С отменой моратория им придется закрывать другие свои инвестиционные проекты для накопления капитала. У агрохолдингов и так есть контроль над землей, которую они обрабатывают, в виде долгосрочных договоров.

Не заинтересованы в открытии рынка земли в ближайшие годы и фермеры, которые к этому не готовы. Такая же ситуация и с владельцами паев, ведь они понимают, что не получат справедливую цену за свои активы. Банки не заинтересованы открывать рынок земли в связи с политическими рисками и ограниченным рефинансированием с Запада.

Замкнутый земельный круг

У нас пока фактически отсутствует полноправный земельный реестр, а кадастровые карты заполнены лишь наполовину. Как можно торговать товаром, точное количество которого неизвестно? До этого необходимо провести инвентаризацию земель, а во избежание выяснения отношений и судебных тяжб – навести порядок в этом вопросе.

Но, боюсь, за год Кабмин просто не может справиться с такой объемной работой – и мы так и не получим законопроекта об обороте земель и не наведем порядок в земельных вопросах. В нынешнем году Минагропрод успел урегулировать лишь один вопрос – отмены фитосанитарного сертификата, а мы хотим запустить рынок земли! Для его открытия через год необходимо будет выполнить куда больший объем работы: разработать ряд законопроектов, навести порядок в Земельном кодексе Украины, в Земельном кадастре, провести инвентаризацию земель и выверить все эти данные.

В то же время одна только инвентаризация земли обойдется бюджету в более чем 1 млрд гривен. Справится ли правительство в течение следующего года с этим вопросом в условиях жесткой экономии бюджетных средств? Думаю, вряд ли. Это означает, что ровно через год мы будем снова принимать такой же законопроект о продлении моратория на следующий год.

Чем мы будем торговать? Земельными паями, которые, по официальным данным, хотят продать лишь 5-7% собственников? Кто из инвесторов купит пай посреди поля? Мало того, какие документы на такие паи он сможет получить?

Какой же сигнал мы даем сегодня всем игрокам аграрного рынка? Во-первых, вводим в еще большее замешательство владельцев земли, поскольку если они даже и хотят продать свою собственность в будущем, то не знают, на какой период времени продлевать договор аренды сейчас. Во-вторых, инвесторы не смогут приобрести технику, поскольку должны будут копить деньги для покупки земли. Для них это означает остановку всех инвестиционных проектов. 

Да и за какие деньги люди будут покупать землю через год? Даже несмотря на то, что на сегодня она самая дешевая в мире, в экономике Украины денег нет. Банки не готовы участвовать в этом, то есть финансирование залоговых схем не предусмотрено. Очевидные факты свидетельствуют о том, что за год нам не удастся подготовить рынок и его участников к началу продажи земли.

Я был сторонником того, чтобы продлить мораторий как минимум на четыре года, чтобы за это время решить все проблемы, озвученные выше. Мы не имеем права нарушать конституционные права владельцев земли, которые получили имущество в собственность, но не могут этой собственностью распоряжаться. Я поддерживаю введение рынка земли, но только после урегулирования на законодательном уровне всех спорных вопросов.

Мы просто обязаны навести порядок в земельных отношениях раз и навсегда, а не откладывать из года в год решение этой проблемы. Но за год выполнить все поставленные задачи будет слишком сложно из-за множества сдерживающих факторов. Тем не менее, продление моратория должно простимулировать Кабинет министров к поиску решения тех вопросов, которые годами не решались. Нам необходимо разработать стабильную модель рынка земли, которая будет рассчитана на 20-50 лет. И только после стабилизации политической ситуации, при стабильной законодательной деятельности мы сможем увидеть приток инвестиций и развитие экономики.

После принятия всех необходимых законов, позволяющих ввести рынок земли, мы должны протестировать их эффективность не на всей территории Украины, а на отдельных землях, которые отведены под виноградники и садоводство. Только по результатам проведенного анализа всех недостатков таких законов необходимо подготовить окончательную версию законопроекта накануне введения свободной продажи сельхозугодий. Мы не можем себе позволить столь высокие риски, которые были допущены в начале девяностых годов прошлого века во время приватизации.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua
Лидеры мнений
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
7834
Визуализируй это: на что ориентироваться маркетологам в будущем году
Каковы тенденции маркетинга-2017 и на какие инструменты следует опираться
6769
Укроскептики: почему европейские страны тормозят безвизовый режим для Украины
И каковы настроения западного истеблишмента в этом вопросе
4871
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
Визуализируй это: на что ориентироваться маркетологам в будущем году
Каковы тенденции маркетинга-2017 и на какие инструменты следует опираться
The EX-Files: что стоит за борьбой с украинскими файлообменниками
И возможно ли таким образом преодолеть использование нелицензионного контента в стране
Частная медицина Украины: плохие и хорошие новости
Зачем врачам изучать базовые правовые вопросы, нюансы налогообложения и элементарный маркетинг
Самый важный стимул, или Дерегуляция по-польски
Как польский опыт поможет украинскому бизнесу выжить и конкурировать на мировом рынке
Запасаемся выдержкой: будет ли Украина с качественным украинским коньяком
И почему норма о минимальном содержании отечественных спиртов благотворна для отрасли
Соискательство в Сети: особенности виртуального рынка труда
И как проявляется его доминирующая роль в «цифровой» экономике
Укроскептики: почему европейские страны тормозят безвизовый режим для Украины
И каковы настроения западного истеблишмента в этом вопросе