Все в Сеть: как украинский ритейл адаптируется к европейским новациям

Основные тренды ритейла в Европе, которые может позаимствовать Украина на 2016 год
Все в Сеть: как украинский ритейл адаптируется к европейским новациям
Фото Shutterstock

Со стремительным развитием технологий люди изменяют свои традиционные подходы к совершению покупок, а ритейлеры ищут новые пути адаптации к новым условиям ведения бизнеса. Сегодня самый большой спрос на e-commerce в Великобритании – около 15% покупок уже совершается онлайн. Но по оценкам экспертов, на большинстве развитых рынков до 2020 года доля онлайн-покупок возрастет как минимум до 20%. О том, как растет потребительский спрос на e-commerce в Украине, новых форматах торговли и последних тенденциях в стрит-ритейле Forbes рассказал Александр Носаченко, управляющий директор Colliers International (Украина).

Последние исследования показывают, что доля технологически подкованных жителей городов с каждым годом увеличивается – и в ближайшие два десятилетия именно их покупательские предпочтения будут одним из определяющих факторов в развитии розничной торговли и способов доставки товаров до конечных потребителей. По данным международного агентства Eurostat, в 2014 году более 50% граждан Евросоюза сделали покупки онлайн (в 2007 году – около 30%), в дальнейшем эксперты прогнозируют умеренный рост.

В Украине, согласно данным GfK, более половины населения страны пользуются интернетом (в 2007-м – около 12%), и около 17% из них совершают покупки через интернет. Несмотря на более доступные цены и множество способов получения товаров потребителями, доля объема розничной онлайн-торговли в целом по Европе остается низкой. В 2014 году она составила всего порядка 5,7%, но, по прогнозам экспертов, в будущем она будет доходить до 25-40%. В то же время в Китае и Индии ожидается бум, который создаст большие возможности для существующих ритейлеров, которые сегодня имеют преимущество в виде развитой инфраструктуры и брендов, которые интересны потребителям на развивающихся рынках.

Отдельно стоит отметить всеобщий интерес ритейлеров к интерактивным решениям: 3D-печати, технологиям дополненной реальности, интерактивным «магазинам будущего» и другим

Стремительное развитие технологий и изменение покупательских предпочтений снижают интерес к традиционным форматам торговли (розничные сети, торговые центры, монобрендовые магазины и т.д.). На первый план постепенно начинают выходить современные форматы, ориентированные на запросы потребителей в отношении цены, обслуживания, доступности и удобства. Так, в последнее время среди ритейлеров все большую популярность набирает концепция оmni-channel retail (омниканальный ритейл).

Например, во время пребывания в магазине покупатель использует приложение на смартфоне для сравнения цен, изучения отзывов или даже заказа товара с последующей его доставкой. Или наоборот, заказ осуществляется в интернете, но забрать его можно из традиционного магазина. При этом некоторые ритейлеры позволяют возвращать в магазин покупки, совершенные онлайн. Многие ритейл-операторы уже становятся на путь создания омниканальной модели, и о правильной реализации и применении этой модели украинским операторам также стоит задуматься уже сегодня.

Еще одна тенденция – переход магазинов с формата «места продажи» на «шоу-рум». В шоу-руме покупатели могут ознакомиться с предлагаемым ассортиментом бренда, а потом сделать заказ того, что понравилось. При этом ритейлеры могут значительно сэкономить на аренде торговых площадей для магазина. Отдельно стоит отметить всеобщий интерес ритейлеров к интерактивным решениям: 3D-печати, технологиям дополненной реальности, интерактивным «магазинам будущего» и другим. Без сомнения, уникальный потребительский опыт и индивидуальный подход – одни из наиболее важных инструментов для укрепления позиций любого бренда в ближайшем будущем.

В Украине ситуация несколько отличается – и, на мой взгляд, традиционные продажи товаров через сеть магазинов в торговых центрах будут и дальше пользоваться популярностью. Для украинских покупателей, и особенно женщин, которые являются «двигателем торговли», поход в магазин – некая традиция проведения времени. Идут за возможностью примерить понравившийся товар, получить консультацию у продавцов, обсудить модные тренды и т.д. Конечно, онлайн-магазины предоставить этого не могут.

Кроме того, в последнее время магазины стали проводить и поддерживать различные тематические мероприятия (например, Cosmopolitan night, Black Friday и т.д.), активно использовать социальные сети и создавать лояльное коммьюнити с лидерами мнений. Однозначно, количество ивентов увеличивается пропорционально тому, как торговые центры в Украине становятся местом социализации и интересного времяпрепровождения для людей.

Для украинских покупателей, и особенно женщин, которые являются «двигателем торговли», поход в магазин – некая традиция проведения времени. Идут за возможностью примерить понравившийся товар, получить консультацию у продавцов, обсудить модные тренды и т.д.

Если ранее в новых украинских ТРЦ отводилось около 70% под арендуемые площади и 30% под общие, то сейчас количество вторых увеличивается. ТРЦ нового поколения уже включают в себя большие свободные зоны, где можно общаться, где размещаются free wi-fi зоны и т.д.

Кроме того, изменился и состав арендаторов – намного больше площадей, чем ранее, занимает индустрия развлечений, заведения общественного питания, различные коворкинговые пространства и нетрадиционные арендаторы, например, сервисно-визовый центр. Создание уютной дружественной атмосферы стало основной задачей для ТРЦ.

Что касается стрит-ритейла, то спрос на него в центре Киева, в том числе и на Крещатике, сегодня формируется преимущественно за счет заведений общественного питания, компаний, представляющих услуги, операторов ювелирных изделий и магазинов электроники. Это соответствует общеевропейской тенденции, когда происходит смещение акцента исключительно с фешн-операторов на нестандартных операторов: отделения почты, операторов услуг различных сегментов (в основном, салонов красоты и клиник), коворкинговые пространства и т.д.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы