Почему мода на запрещенное искусство 1960-1970-х внезапно возвращается

И кого из нонконформистов покупают лучше всего
Почему мода на запрещенное искусство 1960-1970-х внезапно возвращается
Роман Сельский, Акерманские лодки, 1960

Есть в истории советского искусства темное пятно – нонконформисты, подпольные художники, деятельность которых считалась почти изменой родине. Их сажали в тюрьмы, им не давали возможности выставлять свои работы, ими пренебрегали и вешали на доску позора. Их и советскими не назовешь, поскольку от советского у них лишь название, но все же творили они во времена существования Советского Союза – в 60-70-х годах ХХ века.

Несмотря на запрещенность, написали украинские нонконформисты немало – десятки тысяч работ неразрешенной живописи и графики. Потом ее, правда, разрешили, но многие работы из мастерских художников к тому времени были раздарены, запылены, утеряны.

В Украине интерес со стороны коллекционеров к местному авангарду 1960-1970-х годов появился не так давно, всего около 8-10 лет назад. До этого времени рынка украинских шестидесятников практически не было. Впрочем, развитие было очень стремительным, в том числе в денежном выражении. За пару лет стоимость работ некоторых авторов выросла со $100 до $10 000. Сейчас есть собиратели, которые увлечены исключительно этим направлением. В их арсенале – коллекции из сотен произведений представителей школы нонконформизма.

Главные звезды

Почему мода на запрещенное искусство 1960-1970-х внезапно возвращается
Фото М. Рыбака

В Украине существовало несколько основных центров андерграундной культуры. Первый и один из самых известных на всем постсоветском пространстве – Одесса. Главными фигурами школы одесских нонконформистов были: Александр Ануфриев, Людмила Ястреб, Валентин Хрущ, Станислав Сычев, Владимир Стрельников, Валерий Басанец, Олег Соколов. Летом 1967 года Сычев и Хрущ организовали первую в СССР заборную неразрешенную выставку у Оперного театра Одессы. Экспозиция навсегда узаконила творческий дуэт «Сычик + Хрущик». Они же стали одними из законодателей моды на запретные выставки, которые зачастую проходили в частных квартирах и домах и звались «квартирниками».

Аналогичные мероприятия проводила и другая школа шестидесятников – киевская. Правда, киевляне называли себя неформальными художниками, а не нонконформистами, и работы их отличались от творений одесситов. Если одесские нонконформисты ушли в абстрактное искусство, то у киевских было больше жанровых работ.

Одесские художники-нонконформисты существовали как целостная группа, а в других городах творческая художественная элита была более разрозненной. Штабом столичных художников считалась академия неформального искусства, которая базировалась в квартире художника Игоря Григорьева. Среди киевских шестидесятников самые известные имена: Алла Горская, упомянутый Игорь Григорьев, Виктор Зарецкий, Зоя Лерман, Борис Плаксий, Григорий Гавриленко, Иван Марчук, Галина Неледва, Виктор Рыжих, Валерий Ламах, Аким Левич, Анатолий Сумар, Эрнест Котков, Моисей Вайнштейн.

Почему мода на запрещенное искусство 1960-1970-х внезапно возвращается
Зоя Лерман
Фото puthudoznika.blogspot.com

Существовала еще и львовская школа. Там на пике популярности были: Роман и Маргит Сельские, Карл Зверинский, Зиновий Флинта. Все они серьезно повлияли на творчество художников западного региона.

На повестке дня

Интерес к андерграундному искусству со стороны коллекционеров в последние год-два подогревается соответствующими событиями в художественной жизни Украины. К примеру, в прошлом году вышла книга «Модернисты Одессы», куда вошли все нонконформисты этого города. В 2015-м опубликована книга «Искусство украинских шестидесятников». Тут охват шире – помимо Одессы, есть еще Киев, Львов, Ужгород, Харьков. Кстати, сейчас готовится к изданию еще одна книга про одесситов – с произведениями только из частных собраний.

В последнее время не забывают о неофициальных художниках частные галереи, и даже музеи национального масштаба. О востребованности говорят и аукционисты. Мол, шестидесятники всегда с хорошими торгами продаются. 

Несмотря на популярность последних лет, потенциал у андерграундного искусства огромен. Это, к слову, мировой тренд: мода на «послевоенное искусство».

Учитывая количество созданных в Украине произведений нонконформистов и неформальных художников, а также всеобщее внимание и признание, вторичный рынок украинского андеграунда вскоре вновь начнет расти. Речь в первую очередь, о стоимости работ. Ведь о художественной ценности и упоминать незачем: она всегда была на высоте.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы