Чем оборачивается продление валютных ограничений НБУ

И почему «валютный голод» внутри страны – по большей части политическое решение
Чем оборачивается продление валютных ограничений НБУ
Фото Shutterstock

Национальный банк Украины, как и ожидалось, продлил основные валютные ограничения еще на три месяца – до 4 марта 2016 года. В частности, сохранена норма об обязательной продаже 75% валютной выручки юридических лиц и расчеты по экспортно-импортным операциям до 90 дней. Вместе с тем Нацбанк ослабил некоторые административные меры, касающиеся нерезидентов и миссий международных благотворительных организаций. Эксперт Forbes проанализировал, насколько велика на данный момент потребность в либеральном и прозрачном валютном законодательстве с позиции гражданина Украины и с позиции иностранного инвестора.

Валютные ограничения дают возможность на коротком временном отрезке погасить панику и смягчить негативные явления, пошатнувшие украинский финансовый сектор. Однако для дальнейшего развития страны крайне необходимо иметь четкий план отмены этих нововведений и интеграции в мировую финансовую систему. Даже Кипр, пережив тяжелейший банковский кризис в 2013 году и введя строжайшие ограничения по движению капитала, сумел восстановить экономику и банковскую систему до того уровня, при котором все ограничения за два года были постепенно сняты. Украина более 20 лет живет в условиях закрытой экономики, и, как показала практика, от кризисов это не сильно уберегло. А вот развитию помешало весьма существенно, что особенно заметно на фоне динамики стран, построивших за тот же период времени более либеральную систему.

В то время как любой инвестор может иметь доступ на 36 фондовых и 22 фьючерсных биржи, может торговать 182 валютные пары, а также опционы, CFD, облигации со всего мира, и все это через один счет с экрана своего компьютера, рудиментарное украинское законодательство ограничивает своих граждан рамками недоразвитых локальных финансовых инструментов. Полноценный рынок акций в Украине отсутствует, две крупнейшие биржи лишены лицензий, да и ранее торговля украинскими акциями – в силу мизерных объемов рынка и практически неограниченных возможностей ценовых манипуляций – напоминала скорее казино, чем финансовые инвестиции. Рынок недвижимости не является привлекательным для спекулятивных и краткосрочных инвестиций, а говорить о его потенциальном восстановлении можно будет только после повышения бизнес-активности в стране, которая приведет к росту доходов физических лиц и возобновлению банковских ипотечных программ.

Украина более 20 лет живет в условиях закрытой экономики, и, как показала практика, от кризисов это не сильно уберегло. А вот развитию помешало весьма существенно, что особенно заметно на фоне динамики стран, построивших за тот же период времени более либеральную систему

Таким образом, для вложения своих накоплений среднестатистическому украинцу остаются только депозиты в украинских банках с гарантией всего около 7000 евро (для сравнения, депозиты в банках Евросоюза гарантированы на 100 000 евро), возможностью снятия не более 20 000 гривен с валютного счета (около 700 евро), и то, если банк имеет достаточную ликвидность. А в этом, увы, нельзя быть на 100% уверенным, даже несмотря на признание банка системным или уверения Нацбанка и ФГВФЛ в его платежеспособности.

Но и в таком случае, с точки зрения принятия на себя риска банка, украинский резидент находится в менее выгодных условиях. Депозит – это по своей экономической сути долг банка перед клиентом. Есть прекрасный долговой инструмент – еврооблигация, которую иностранный инвестор может свободно покупать и продавать через любой банк или брокерскую компанию. При этом, в отличие от депозита, этот инструмент является более ликвидным (может быть продан на международном рынке в любой момент), его доходность может в разы превышать заявленные депозитные ставки для украинских клиентов (например, по украинским банкам доходности еврооблигаций достигали 25-40% годовых в валюте, в то время как депозитные ставки не превышали 10%).

Ну, и главное: в случае проблем с ликвидностью украинскому вкладчику деньги можно просто не отдавать (особенно с учетом ограничений НБУ о выдаче наличных со счетов), а с иностранными кредиторами приходится договариваться о реструктуризации.

Однако все эти преимущества доступны любому иностранному инвестору, торгующему на мировых финансовых рынках, но не украинскому гражданину. Почему украинское законодательство настолько неблагосклонно к своим же собственным гражданам, ставя их в менее выгодные условия?

На сегодняшний день Украина представляет собой страну с сомнительно высокими доходностями при безусловно высоких рисках. Поэтому доля таких инвестиций в портфеле умеренного и, тем более, консервативного инвестора не превышает 10-25%. Остальные средства диверсифицируются по регионам, отраслям, инструментам с меньшим уровнем риска. Так почему украинское законодательство своими ограничениями вынуждает украинских инвесторов вкладывать в Украину все 100% своих сбережений?

Конечно, в таких условиях накопленный капитал стремится из Украины «хоть тушкой, хоть чучелом». Мелкие инвесторы вывозят по 10 000 евро, разрешенные к перемещению через границу без декларирования. Крупные инвесторы рисуют более сложные офшорные схемы, которые, несмотря на борьбу Нацбанка, были и остаются на рынке, просто становятся дороже, и в зависимости от действующей власти меняют своих «покровителей». Остановить этот процесс невозможно, его можно и нужно либерализовать под повышенным контролем.

Капитал не будет утекать из страны в том случае, если он: 1) может это сделать в любой момент, 2) защищен и 3) имеет интересные с экономической точки зрения возможности для приумножения. Объективно, на сегодняшний день условия 1 и 2 не выполняются вообще, а условие 3 – с большой натяжкой.

Теперь посмотрим на ситуацию глазами иностранного инвестора. Какой здравомыслящий бизнесмен будет вкладывать в страну, где запрещена покупка валюты при выводе дивидендов и выходе из хозяйственных обществ? Если у инвестора нет абсолютно прозрачной и прогнозируемой exit strategy, он не будет инвестировать. Пусть даже будет «вход – гривна, выход – две», но единые и прозрачные правила для всех, чтобы эти условия можно было закладывать в бизнес-план.

Капитал не будет утекать из страны в том случае, если он: 1) может это сделать в любой момент, 2) защищен и 3) имеет интересные с экономической точки зрения возможности для приумножения. Объективно, на сегодняшний день условия 1 и 2 не выполняются вообще, а условие 3 – с большой натяжкой

Не стоит заблуждаться, будто на границе стоит очередь инвесторов с миллиардами евро/долларов, жаждущих вкладывать в Украину. За инвестора нужно бороться, и создавать для него все возможные благоприятные условия. И возможность свободного движения капитала является одной из ключевых в этом списке!

В то время как США, Европа, Япония используют количественное стимулирование и накачивают экономику деньгами, украинская экономика испытывает денежный голод, связанный с низким уровнем доверия к национальной денежной единице, к банковской системе, концентрацией неэффективно используемых ресурсов в крупных банках и НБУ, а также отсутствием полноценного притока прямых иностранных инвестиций.

Необходимо снять валютные ограничения на передвижение капитала; определить приоритетные направления развития экономики, приоритетные отрасли и предоставить иностранным инвесторам максимально благоприятный режим вложения средств. Необходимо насытить рынок деньгами и валютой, что позволит повысить экономическую активность и положительно отразится на доходах населения, которые также получат возможность инвестировать через передовую торговую платформу в финансовые инструменты по всему миру.

А самое главное, власти необходимо прекратить политические игры, перестать думать о собственной выгоде и начать делать простые очевидные вещи, которые уже в краткосрочной перспективе принесут положительный эффект для населения и страны в целом.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Топ-5 изменений в Налоговый кодекс, предложенных Минфином
Краткий юридический анализ очередных «министерских» новшеств
6193
Пенсионная реформа: реалии и вызовы
Экономическая история и перспективы развития ПФУ
4893
О чем говорят результаты работы банковской системы во II квартале 2016 года
Очевидно замороженное кредитование на фоне роста депозитного портфеля
2969
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Почему Brexit перенаправит потоки влияния из Лондона в Брюссель
Как скажется попытка выхода Британии из ЕС на глобальной лоббистской активности, и где в этом процессе интересы Украины
Пенсионная реформа: реалии и вызовы
Экономическая история и перспективы развития ПФУ
Топ-5 изменений в Налоговый кодекс, предложенных Минфином
Краткий юридический анализ очередных «министерских» новшеств
О чем говорят результаты работы банковской системы во II квартале 2016 года
Очевидно замороженное кредитование на фоне роста депозитного портфеля
Зачем украинским банкам прозрачность
Как требования АМКУ и НБУ меняют условия работы финансовых учреждений
Поможет ли финансовому рынку ликвидация Нацкомфинуслуг
Реальная ли это реформа или бутафория для выполнения требований ЕС
Семейный бизнес: богатый дед, благородный отец, бедный сын
Как формируют прослойку бизнес-преемников в Бразилии и чему может научиться Украина
Минимальные цены на табак: конкуренция не по-европейски
Почему не все производители поддерживают инициативу ГФС