Азартный бюджет: как предполагается легализовать игорный бизнес

Поданный Минфином в Раду законопроект предусматривает открытие казино в элитных отелях и отсев не зарегистрированных в Украине онлайн-операторов
Азартный бюджет: как предполагается легализовать игорный бизнес
Фото Shutterstock

Одной из статей наполнения госбюджета-2016, согласно проекту, внесенному на рассмотрение в парламент, должна стать легализация в Украине азартных игр. Соответствующий законопроект был утвержден правительством 10 декабря, а на следующий день зарегистрирован в Верховной раде под номером 3632. Советник юридической фирмы Sayenko Kharenko Алина Плющ проанализировала для Forbes основные положения проекта закона «О детенизации рынка азартных игр и обеспечении доходов бюджета с целью выполнения социальных обязательств» и объясняет, каким образом Кабмин предлагает регулировать эту противоречивую сферу бизнес-деятельности. 

Вопрос возможности легализации азартных игр и степени их регулирования не теряет своей актуальности. В Европейском Союзе, где азартные игры рассматриваются в основном как легальная реализация склонности взрослого человека верить в свою удачу, предпринимаются активные действия по унификации подходов в этой сфере. Например, создаются специальные организации, такие как European Gaming and Betting Association, целью которой является содействие созданию честного и конкурентного рынка азартных игр. Также в 2011 году Европейской комиссией был опубликован отчет (Green Paper), который содержит всесторонние консультации в сфере регулирования онлайн-азартных игр.

Напомним, на данный момент в Украине разрешена деятельность только в сфере организации лотерей, которые формально не считаются азартными играми. Но, несмотря на запрет, многие азартные игры проводятся нелегально или полулегально и находятся вне зоны регулирования. Это приводит не только к существованию больших неконтролируемых финансовых потоков, не облагаемых налогами, но и к серьезным нарушениям прав и свобод граждан, прежде всего несовершеннолетних лиц, которые вовлекаются в проведение нелегальных игр. Ситуация также существенно осложнилась с активным развитием в Украине сети интернет и различных мобильных приложений, через которые осуществляется участие в азартных играх.

Законопроект в том виде, в котором он представлен Минфином, предусматривает регулирование трех основных сегментов деятельности в сфере организации азартных игр (казино, лотерея, букмекерская деятельность) как в офлайне, так и онлайн. Документом запрещается проведение игр, не предусмотренных законом.

Госрегулирование в сфере азартных игр: международный опыт

Вопрос государственного регулирования азартных игр решается в разных странах по-разному. В некоторых из них регулирование осуществляется определенным министерством, часто министерством финансов – как, например, в Австрии и Польше.

В других странах эти функции выполняет специально созданный орган. Такой подход, например, действует в Италии (Agenzia delle Dogane), Греции (Hellenic Gambling Commission), Нидерландах (Netherlands Gaming Authority) и Норвегии (The Norwegian Gaming & Foundation Authority).

Отечественный законопроект предлагает второй подход, и предусматривает создание специального органа (Национальная служба в сфере азартных игр), который осуществляет общее регулирование и лицензирование в этой отрасли. До создания такого органа эти функции осуществляет Министерство финансов, а полномочия в сфере контроля за организацией азартных игр переданы Государственной фискальной службе Украины.

Вопрос о необходимости создания специального органа в Украине активно обсуждался на международных конференциях, посвященных азартным играм. Например, на международной конференции Game On, которая проходила в Киеве 13 октября нынешнего года.

Принцип «ответственной игры»

В мире активно обсуждаются наиболее эффективные способы ограничения участия в азартных играх несовершеннолетних, как и борьбы с игровой зависимостью (лудоманией). Разработаны даже специальные международные программы, направленные на внедрение и соблюдение организаторами принципов «ответственной игры» (например, WLA Responsible Gaming Framework), и сертификация организаторов азартных игр в отношении соблюдения этих принципов.

Проект закона №3632 также предусматривает внедрение принципа «ответственной игры» в Украине. Организаторы азартных игр должны будут ввести процедуры идентификации игроков, которые бы позволили не допускать к участию в них несовершеннолетних. За несоблюдение таких процедур документ предусматривает финансовые санкции к организаторам.

Также законопроектом предполагается запрет на участие в азартных играх лиц, которые подали заявление об ограничении их участия в азартных играх, либо в отношении которых такое заявление подали их близкие родственники.

Казино

Согласно проекту закона, казино могут быть открыты только в зданиях гостиниц категории «5» или «4» звезды (с минимальным количеством 100 номеров). Разрешается открытие казино в международных аэропортах по примеру Франкфурта-на-Майне и Амстердама. Учитывая это требование и тот факт, что в Украине не так много гостиниц, которые бы соответствовали этому требованию, можно ожидать притока инвестиций в сферу гостиничного бизнеса в Украине.

Букмекерская деятельность

Документ предусматривает легализацию букмекерской деятельности в Украине. Стоит отметить, что она общепринята в мире, и разрешена даже в тех странах, где запрещены другие азартные игры. Например, в Израиле, на фоне запрета на азартные игры, допускается открытие букмекерских контор и проведение лотерей.

Организация азартных игр в интернете 

Организация азартных игр в сети интернет является сложной с точки зрения правового регулирования сферой, поскольку связана с разнообразными техническими аспектами. В некоторых странах до сих пор существует запрет на организацию азартных игр онлайн. И такие страны вынуждены тратить серьезные ресурсы на борьбу с нелегальными онлайн-казино, при этом полностью решить проблему не удается. В то же время многие европейские государства создают предпосылки к тому, чтобы онлайн-операторы регистрировались на их территории и подлежали государственному регулированию и контролю.

Проектом закона разрешается деятельность онлайн-операторов и предусматривается, что такую деятельность могут проводить только те из них, кто зарегистрирован в Украине, соответствуют установленным требованиям и получили необходимую лицензию. Также законопроект создает основы для ограничения доступа к операторам азартных игр в режиме онлайн, не получившим лицензию в Украине.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Вероника Лайконина
Вероника Лайконина — 16.08.2016, 18:56

мой сайт

Вероника Лайконина
Вероника Лайконина — 16.08.2016, 18:54

стандарт w3.org

Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы