Насколько инновационна Украина

Что нужно для прорыва в «первый мир» технологически развитых государств
Насколько инновационна Украина
Фото shutterstock

Среди главных задач Украины на 2016 год, озвученных президентом Петром Порошенко во время форума БПП, значатся борьба с коррупцией и децентрализация. Именно эти шаги, по мнению главы государства, позволят стране достичь экономического и политического развития. Однако в XXI веке решающую роль в успешности государств играют не территории, не колонии, не сырье, а способность генерировать новые знания и эффективно их имплементировать. Иными словами – инновации. Знания и новая информация – основа инноваций, нововведений, которые переводят производственную систему на новый качественный уровень. В какой мере Украина инновационна и насколько готова поспевать за всем миром, разбиралась Елена Минич, директор департамента инноваций и интеллектуальной собственности МЭРТ. 

Существует корреляция между понятием «инновация» и «конкурентоспособность» – чем выше степень развития инноваций, тем выше конкурентоспособность экономики: система способна производить продукцию нового качества, более востребованную, с меньшими издержками и т.д. Украина в этом вопросе существенно отстает от топ-группы государств. Как результат – обладает экономикой с низкой добавочной стоимостью, неконкурентоспособной продукцией, ориентированной на добычу и минимальную обработку сырья, импортирующей высокотехнологичное оборудование.

Доля нематериальных активов в себестоимости украинской продукции не превышает 0,5-2%, что в 20 и более раз ниже, чем в экономически развитых странах

Отставание можно объяснить несколькими причинами: 1) мы стоим, а все бегут; 2) мы бежим, но конкуренты бегут быстрее; 3) мы бежим в противоположном направлении. Судя по экономическим результатам страны, наши конкуренты бегут быстрее – они научились эффективно создавать и внедрять инновации, обновлять свое производство. Показателен пример Израиля, который за 20 лет вошел в топ-20 инновационных экономик при отсутствии природных ресурсов, в сложных климатических и военно-политических условиях.

Успех страны в сфере инноваций определяется степенью развития экосистемы, основные компоненты которой:

  • наличие «мозгов» и талантов;
  • наличие фундаментальных и прикладных исследований;
  • сильная система технического и коммерческого образования;
  • бизнес-инфраструктура;
  • инновационная культура, культура предпринимательства;
  • легкий доступ к финансам;
  • техническая инфраструктура (помещения, интернет);
  • наличие эффективных торговых механизмов, доступ к глобальным рынкам.
Насколько инновационна Украина

В Украине существует ряд барьеров, которые сдерживают развитие инноваций.

Роль государства

К сожалению, на протяжении почти 25 лет не была сформирована инновационная идеология на уровне государства, что приводит к классическому статическому  мышлению в органах власти и тотальной недооценке возможностей инноваций. Для сравнения: Япония, Израиль, Новая Зеландия, Швеция и другие перестали мыслить шаблонно, смогли создать ландшафт для инноваций, в первую очередь, по причине смены философии, видения, понимания.

Кроме философии, для инноваций очень важно создание комфортных макроусловий – доступность финансов, разумная регуляторная политика, отсутствие коррупции и т.д., которые полностью в зоне ответственности государства.

Отсутствие эффективной инновационной инфраструктуры

Переход от модели «закрытых инноваций» (вся цепочка создания и внедрения замыкалась в рамках одного предприятия) к модели «открытых инноваций» (знания, изобретения доступны для всех) требует создания эффективной инновационной инфраструктуры, в рамках которой идея/знание успешно доводится до готового коммерческого продукта.  

В Украине государственная инновационная инфраструктура (технопарки, технополисы, кластеры, центры трансфера технологий) изначально создавались для получения экономических выгод от ввоза оборудования или специальных таможенных пошлин. Технопарки формализованы огромным количеством нормативно-правовых актов, которые плохо скоординированы и систематизированы – и в итоге ничего не работает. 

На фоне этого возник новый тренд – альтернативные частные механизмы (акселераторы, хабы, инкубаторы и т.д.). Но, к сожалению, в большинстве случаев основной мотив – это селекция перспективных проектов и вывоз их из страны вместе с создателями.

В большинстве случаев основной мотив акселератора – это селекция перспективных проектов и вывоз их из страны вместе с создателями

Утечка мозгов

Отток ученых и профессионалов становится критическим для государства. Для представителей интеллектуальной элиты важна возможность творчески и профессионально самореализоваться и комфортно жить. К сожалению, в стране, где у pizza delivery boy оклад больше, чем у кандидата наук, будущего у таких людей нет.

Несмотря на то что по уровню развития человеческого капитала Украина занимает 31-ю строчку, нам нечем гордиться по части качества подготовки специалистов. Ведущие вузы страны занимают «почетные» места за пределами первых четырех сотен в рейтинге World University Rankings 2015/16. 

По разным оценкам, за 2014 год из страны выехало около 5000 программистов и около 3000 ученых. Отток распространяется не только на состоявшихся деятелей науки, но и на талантливых студентов, которые после обучения в ведущих вузах мира не спешат возвращаться в Украину. 

При этом государство не занимается трансфером технологий от лабораторий и исследований как вузов, так и академий наук. Но до тех пор пока государство будет поддерживать экономику ФПГ олигархов, не нужен будет ни R&D, ни трансфер технологий, ни качественное образование.

Недооценка роли интеллектуальной собственности 

Экономика знаний естественным образом требует эффективной системы охраны и защиты прав на объекты знаний (интеллектуальная собственность). Доля нематериальных активов в себестоимости украинской продукции не превышает 0,5-2%, что в 20 и более раз ниже, чем в экономически развитых странах. Например, в Европе – около 39%. Причины: на предприятиях просто нет инновационного развития; многие предприятия не утруждают себя оформлением охранных документов; правонарушения в сфере ИС и отсутствие прозрачного рынка объектов ИС. 

Кроме этого, отсутствуют механизмы учета нематериальных активов в стоимости предприятий. Предприятие не сможет стать инновационным (то есть, конкурентоспособным), пока менеджмент будет воспринимать нематериальный актив как формальность. Это еще один пример политики лоббизма и протекционизма отдельных предприятий и отраслей, когда в искусственно созданной благоприятной среде менеджмент предприятий забывает о суровой реальности конкурентной борьбы, и как результат – недопонимает, зачем вообще нужны инновации.

В стране, где у pizza delivery boy оклад больше, чем у кандидата наук, будущего у талантливых студентов нет

Что делать?

1. С точки зрения государства важно создать благоприятные базовые макроусловия, которые являются фундаментом  для любого экономического развития (верховенство права, искоренение коррупции, усиление энергоэффективности). Следует модернизировать и привести к лучшим мировым практикам законодательное поле, обеспечить доступ к финансированию, и самое главное – сделать инновации своей стратегией развития.

2. Уже сегодня необходимо улучшать качество технического образования, популяризовать науку и технику среди молодежи, вернуть моду на знания. Кроме того, время указывает на необходимость появления новых профессий – к примеру, менеджер инноваций.

3. Требует значительного улучшения государственная инновационная инфраструктура. Необходимо широко внедрять механизмы частного и государственного сотрудничества. Многие страны начинали свой путь к инновациям через привлечение крупных инновационных компаний и создание тысяч рабочих мест в инновационной сфере.

По разным оценкам, за 2014 год из страны выехали около 5000 программистов и около 3000 ученых

4. Необходимо создавать новые модели организации взаимодействия по линии наука/знание – производство.   Отметим: то, что сегодня считается инновацией, завтра превращается в обычное серийное производство. Поэтому важно создать инновационную инфраструктуру, которая способна максимально быстро внедрять знания в экономику.

5. Интеллектуальная собственность должна перейти из разряда формальностей в разряд необходимых инструментов инновационного развития. Для этого необходима смена образа мышления не только у руководителей предприятий, владельцев малого и среднего бизнеса, но и у изобретателей, ученых, студентов и множества стартапов.

6. Для перехода на модель «открытых инноваций» необходимы информационные платформы-связки между наукой и бизнесом. Нужен широкий нетворкинг, интенсивный обмен информацией и доступ к международным рынкам, мультинациональным корпорациям и инновациям международным кластерам – таким как Силиконовая долина.

7. Наиболее эффективной формой инноваций является широкое внедрение ІТ-решений во все без исключения сферы – от агро до аэро. Поэтому целесообразно интенсифицировать как разработку, так и внедрение ІТ-продуктов во все сферы экономики. Благо, в этом направлении Украина занимает одно из ведущих мест в мире.

Путь к процветанию лежит через рост экономики, рост экономики зависит от конкурентоспособности продукции, конкурентоспособность продукции зависит от инноваций, а инновации зависят от каждого из нас.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Почему Brexit перенаправит потоки влияния из Лондона в Брюссель
Как скажется попытка выхода Британии из ЕС на глобальной лоббистской активности, и где в этом процессе интересы Украины
2544
Будет горячо: чего ждать Украине в новом политическом сезоне
По каким направлениям власть пойдет «в наступление», и какие главные ошибки может совершить
2513
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Андрей Шевченко
Андрей Шевченко — 14.12.2015, 20:26

Отличная статья. Осталось только МОНу, Минекономики и НАНУ сесть вместе с Еврокомиссией и стейкхолдерами Европейского исследовательского пространства за один круглый стол и разработать план внедрения дорожной карты ERA в Украине и реализации новых приоритетов три "О" использования ERA. Предложения такого круглого стола переданы в МОН и DG Reserach со списком участников. Европа ждет официального запроса от властей Украины.

Последние мнения
Будет горячо: чего ждать Украине в новом политическом сезоне
По каким направлениям власть пойдет «в наступление», и какие главные ошибки может совершить
Почему Brexit перенаправит потоки влияния из Лондона в Брюссель
Как скажется попытка выхода Британии из ЕС на глобальной лоббистской активности, и где в этом процессе интересы Украины
Пенсионная реформа: реалии и вызовы
Экономическая история и перспективы развития ПФУ
Топ-5 изменений в Налоговый кодекс, предложенных Минфином
Краткий юридический анализ очередных «министерских» новшеств
О чем говорят результаты работы банковской системы во II квартале 2016 года
Очевидно замороженное кредитование на фоне роста депозитного портфеля
Зачем украинским банкам прозрачность
Как требования АМКУ и НБУ меняют условия работы финансовых учреждений
Поможет ли финансовому рынку ликвидация Нацкомфинуслуг
Реальная ли это реформа или бутафория для выполнения требований ЕС
Семейный бизнес: богатый дед, благородный отец, бедный сын
Как формируют прослойку бизнес-преемников в Бразилии и чему может научиться Украина