Отход на Восток: как украинский бизнес мигрирует в Казахстан

Чем эта страна так привлекает украинских IT-бизнесменов и рекламистов
Отход на Восток: как украинский бизнес мигрирует в Казахстан
Фото Shutterstock

Украинский IT-сектор все сильнее ощущает на себе давление фискальных органов. Несовершенство налогового законодательства не дает возможности легально получать прибыль из-за рубежа, а серия громких обысков вредит деловой репутации и подрывает доверие потенциальных клиентов. В качестве нового пристанища многие из компаний выбирают ближнее зарубежье, в частности, Казахстан. Forbes уже писал о переезде в эту страну акселератора Happy Farm. Помимо айтишников, влияние неблагоприятной бизнес-среды в Украине ощущают на себе и другие структуры, работающие в высокотехнологичном сегменте. О том, почему все больше украинских IT-компаний и рекламных агентств выходят на казахский рынок, и чем он качественно отличается от украинского, рассказал СЕО Pioneer Design Studio Евгений Баздырев.

В начале ноября в столице Казахстана – Астане – прошла крупнейшая IT-конференция TechConnect. Она собрала более сотни инвесторов и стартаперов со всего мира. Еще пару лет назад сложно было представить такое масштабное мероприятие в сфере IT на территории Казахстана, где стартаперского сообщества до этого фактически не существовало. А теперь Казахстан, имея на то все основания, претендует на звание главного технологического хаба постсоветского пространства.

ТechConnect Astana проходил при участии международного бизнес-акселератора Happy Farm, украинского проекта, который ушел с отечественного рынка и запустил в июле этого года акселерационную программу в Казахстане, где и развивается успешно до сих пор. Украинские игроки рынка дизайна, рекламы, IT постепенно мигрируют в сторону Астаны и Алматы – сегодня там можно найти гораздо большее поле для деятельности, чем в Киеве.

Население Казахстана в 2,5 раза меньше, чем в Украине. Это значит, что все продукты и услуги будут проданы клиентам, а не останутся нереализованными

Многие украинские компании считают привлекательной простоту регистрации бизнеса в Казахстане. Так, в 2015 году государство отменило госпошлину на регистрацию малых и средних предприятий. Для того чтобы зарегистрировать компанию, достаточно иметь паспорт, индивидуальный налоговый код или учредительные документы (для юридических лиц). Не требуется ни уставного капитала, ни перевода документов для резидентов стран СНГ.

Кроме того, в Казахстане с 2012 года работает так называемое «электронное правительство» – перевод сервисов, необходимых для ведения бизнеса, в электронную форму. На сегодняшний день лицензирование, нотариат и таможенное декларирование производятся онлайн. Сложно переоценить то, насколько это облегчает жизнь предпринимателям.

Для активизации внешнеэкономических связей и привлечения инвестиций в Казахстане функционируют специальные экономические зоны, например, «Астана – новый город» и «ПИТ» в городе Алматы, их участники освобождаются от корпоративного подоходного налога, НДС и таможенных пошлин на ввоз товаров. На территории этих СЭЗ реализуются проекты в области информационных технологий, телекоммуникаций и электроники. Но даже вне особых экономических зон налоговая система страны лояльна к бизнесу. Все налоги и страховые взносы – в рамках разумного.

Стремительный рост экономики Казахстана спровоцировал приток специалистов и инвестиций во все сферы бизнеса, включая и рынок рекламы и дизайна. В настоящий момент уровень инфляции в Казахстане – 3,9%.

Это самый низкий показатель за всю историю существования государства. При этом приток прямых инвестиций в экономику страны в 2014-м составил $9,6 млрд. Такими данными располагает Министерство по инвестициям и развитию РК (Республики Казахстан). А fDi Markets – служба анализа прямых инвестиций Financial Times – сообщает, что Казахстан лидирует по количеству финансовых вливаний среди развивающихся стран.

Серьезный рывок экономики Казахстана совпал со сложными временами в украинской экономике, политике и обществе в целом. Конкурентная заработная плата, лояльность государства и бизнес-перспективы – то, что заставило украинских специалистов двинуться на восток

Примечательно, что именно правительство оказывает всестороннюю поддержку инновациям и развитию бизнеса в стране. Государство выделяет гранты стартапам, спонсирует выставки и конференции – словом, делает все, для того чтобы сфера развивалась. Помимо государственных организаций, в Казахстане функционируют и частные бизнес-инкубаторы, помогающие начинающим стартаперам. Так, лидер среди подобных инкубаторов iStartup инвестирует деньги в стартапы, прошедшие конкурсный отбор, а также помогает новичкам выходить на международные рынки.

Серьезный рывок экономики Казахстана совпал со сложными временами в украинской экономике, политике и обществе в целом. Конкурентная заработная плата, лояльность государства и бизнес-перспективы – то, что заставило украинских специалистов двинуться на восток. Таким образом, казахстанский рынок начал развиваться еще более стремительно за счет притока «свежей крови». Украинцы высоко ценятся казахскими управленцами – за лучшую компетентность и опыт, которого нет у местных специалистов.

После революции в Украине и последовавшего за ней политического кризиса Казахстан стал активно «перекупать» украинских рекламистов, дизайнеров и программистов – и сфера цифровых услуг не прекращает расширяться до сих пор. Рынок интернет-коммерции переживает бум – под растущий спрос необходимы новые предложения. Плюс ко всему, население Казахстана в 2,5 раза меньше, чем в Украине. Это значит, что все продукты и услуги будут проданы клиентам, а не останутся нереализованными.

Казахский покупатель становится более осведомленным и требовательным – он уже готов отдавать деньги локальным компаниям, действующим внутри страны. Специалисты прогнозируют, что в скором времени население забудет, что 90% покупок делалось на иностранных ресурсах. Высокий уровень IT и развитая инфраструктура создадут самые благоприятные условия для местных ресурсов.

В сфере цифровых услуг Казахстана максимально развивается сектор e-commerce. Поэтому маркетинг и дизайн в первую очередь подчинены нуждам этого сектора. Сейчас рынок дизайна в Казахстане находится в состоянии перехода от красивых картинок к осознанному использованию дизайна как эффективного бизнес-инструмента, который будет работать на компанию. И украинские дизайн-студии, представленные на казахском рынке, работают именно в направлении эффективного дизайна. К слову, существует отдельный премиум-сегмент русского дизайна, но он, как известно, стоит достаточно дорого, при этом не всегда отличаясь европейским качеством.

В Алматы на данный момент работают около 50 дизайн-студий, в то время как в Киеве их около 200. Рынок недостаточно насыщен, но существует спрос на качественный дизайн по вменяемым ценам. Это открывает широкие возможности для новых украинских дизайн-студий, которые хотят развиваться и работать в Казахстане. Продукт, что могут предложить казахстанскому рынку украинские дизайн-студии или рекламные агентства, эффективен и незаменим для местного бизнес-сектора.

Пока мы работаем дистанционно, из Киева, тестируя рекламные кампании и точечно анализируя рынок. Мы выявляем и используем эффективные каналы, и о нас узнают все больше локальных компаний, и все больше клиентов приходит к нам. Результаты такого пробного тестирования помогут со временем освоить рынок уже более основательно.

Украинцы высоко ценятся казахскими управленцами – за лучшую компетентность и опыт, которого нет у местных специалистов

Теперь основной спрос существует на создание логотипов, фирменных стилей и сайтов для новых бизнесов. Существующие компании заказывают ребрендинг, рекламную активность и стимуляцию спроса – landing pages и другие инструменты продвижения. Крупные агрегаторы, уже имеющие сайты, хотят эти сайты адаптировать и создавать мобильные приложения.

Мы ориентируемся на два основных направления – это брендинг и сайты. Есть масса примеров, когда бизнес выходит на новый уровень развития, модифицируется и нуждается в новом визуальном образе, чтобы и покупатель воспринимал его как нечто обновленное и улучшенное. Часто к ребрендингу подталкивает возрастающая конкуренция, что сейчас и происходит в Казахстане. Поэтому разработка логотипов и фирменных стилей сейчас – одно из наиболее приоритетных направлений в дизайне.

Когда дело касается рекламы и маркетинга, казахстанский бизнес охотно обращается к иностранным специалистам, в частности, украинским. Казахи воспринимают это как возможность перенять лучшие практики. Местная рекламная индустрия на сегодня отстает от украинской в среднем лет на пять, но с учетом нынешних темпов развития этот отрезок будет сокращаться, и не без участия ведущих украинских профессионалов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Поисковый гигант Google объявляет войну «деньгам до зарплаты»
Что будет с украинскими микрофинансовыми компаниями, и где украинцы будут занимать деньги
12681
Свое – ближе: как показать украинцам свои же товары
Опыт объединения местных производителей на одной платформе
4279
Разрушая госмонополию: шаг навстречу государственно-частному партнерству
Высокий уровень интереса к вопросу работы с открытыми государственными данными ведет к консолидации усилий на этом рынке
2455
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Roman Shkabko
Roman Shkabko — 22.12.2015, 18:35

Это статья с какого года?
У нас тоже есть заказчики с КЗ, так они говорят, что нет так все радостно как пишут :(

Евгений Баздырев
Евгений Баздырев — 21.12.2015, 17:02

Если возникнут вопросы – обращайтесь: https://www.facebook.com/Bazdyrev Evgeniy

Последние мнения
Свое – ближе: как показать украинцам свои же товары
Опыт объединения местных производителей на одной платформе
Поисковый гигант Google объявляет войну «деньгам до зарплаты»
Что будет с украинскими микрофинансовыми компаниями, и где украинцы будут занимать деньги
Разрушая госмонополию: шаг навстречу государственно-частному партнерству
Высокий уровень интереса к вопросу работы с открытыми государственными данными ведет к консолидации усилий на этом рынке
Вернуться в авангард: как украинцам побороть комплекс неполноценности
В начале ХХ века украинские художники сформировали мировое искусство. Как использовать это сегодня в экономике?
Конкурировать по-европейски: насколько господдержка производителя противоречит нормам ЕС
И какими документами это регулируется
Эффект плацебо: спасут ли украинскую экономику иностранные инвестиции, кредиты МВФ и приватизация
И что нужно предпринять для скорейшего накопления внутренних ресурсов
Тотальный контроль: владельцы веб-сайтов и собственники хостингов в Украине могут оказаться «под колпаком»
Почему новые законодательные инициативы Кабмина работают на построение тоталитарного государства
Биткоин: секретный агент частного капитала
Какие глобальные события повлияли на цену криптовалют