Уравнение с множеством переменных: топ-5 политических трендов 2016 года

ЗСТ и безвизовый режим с ЕС, рынок земли, переформатирование Кабмина и глобальная приватизация – чего ожидать и к каким рискам готовиться
Уравнение с множеством переменных: топ-5 политических трендов 2016 года
Фото УНИАН

Политический сезон в Украине подходит к своему завершению, и его финальный аккордом стало принятие бюджета на 2016 год, который эксперты уже успели назвать бюджетом стагнации. Если 2015 год считался для нашей страны своего рода переходным, то 2016-й обещает быть насыщенным целым рядом системных изменений и непопулярных политических решений. При этом грань между возможностями и рисками очень тонкая, и выгодное для Украины решение сложного политического уравнения, как всегда, зависит от большого количества переменных. Попробовать его решить взялся и Forbes.

Экономический аванс: как будет работать ЗСТ с Евросоюзом

С 1 января 2016 года зона свободной торговли между Украиной и Европейским Cоюзом наконец-то начнет работать. Этого события украинский бизнес ждал долгих полтора года – в прошлом году соглашение в силу не вступило из-за принципиальной позиции России. Сегодня же максимум, что смогла сделать Москва, это расторгнуть договор о ЗСТ между Украиной и СНГ, номинально действующий с 2012 года, но так и не заработавший в полную силу. Естественно, Киев, двигаясь навстречу аналогичному соглашению с ЕС, понимал, что мосты с Евразийским берегом будут неизбежно сожжены. 

Теперь для Украины главное – как можно быстрее воспользоваться всеми возможностями свободной торговли с Евросоюзом, а здесь все гораздо менее радужно, чем подается в СМИ. Во-первых, вопрос конкурентоспособности украинских товаров на европейских рынках все еще остается открытым. Внутренний бизнес-климат (особенно на фоне проведения очередной налоговой реформы) не способствует направлению существенных средств на модернизацию производства, поэтому общую ситуацию в этом направлении можно охарактеризовать как стабильно тяжелую.

Украинский успех в этом проекте, вне всякого сомнения, будет зависеть от действий правительства, которому придется балансировать между интересами потребителя и поддержкой производителя

Что же касается самой перспективной сферы украинской экономики – АПК, то правительство за год так и не продвинулось в направлении увеличения экспортных квот для украинских производителей, а значит, там, где мы действительно могли бы составить конкуренцию, нас будет душить европейский протекционизм.

Чтобы понять важность расходов на модернизацию производства, стоит сказать, что даже для АПК она оценивается в 900 млн евро. Для других отраслей порядок цифр гораздо выше. Кроме того, не нужно забывать, что ЗСТ – это договор с двусторонним движением, то есть украинский бизнес должен быть готов к тому, чтобы конкурировать не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, на который придут европейские производители.

При этом экономический потенциал от начала работы ЗСТ с ЕС оценивается в десятки миллиардов евро в перспективе 2-3 лет. И первым на себе выгоду должен почувствовать отечественный потребитель – в виде снижения цен на импортные товары. Украинский успех в этом проекте, вне всякого сомнения, будет зависеть от действий правительства, которому придется балансировать между интересами потребителя и поддержкой производителя. Для последнего сейчас как никогда будут актуальными льготные кредиты и эффективные государственные программы.

Безвизовый режим: окно в Европу или новые ограничения

Очевидно, что самым ожидаемым событием 2016 года станет отмена визового режима, широко анонсированная после публикации весьма лояльного к Украине доклада Еврокомиссии. Точно сориентировать общество в сроках власть не может – называется и май, и июнь, и куда более туманная формулировка «вторая половина 2016 года». Как бы там ни было, важность этого события для Украины трудно переоценить.

Плюсы безвизового режима всем хорошо известны – это и стимул к развитию туристической сферы, и шаг на пути интеграции с ЕС, и просто моральная сатисфакция для миллионов украинцев, которые сейчас обременены унизительными визовыми процедурами. В то же время уже в 2016 году Украина может ощутить на себе целый ряд побочных эффектов безвизового режима, который за последние несколько лет в нашей стране оброс множеством мифов.

Миф №1 – украинцы смогут путешествовать по Европе в формате «купил билет – и лети». Нет. Многие негативные атрибуты визовых процедур в виде предоставления обратных билетов и открытия валютных счетов, гарантирующих платежеспособность человека, увы, остаются.

Миф №2 – украинцы смогут работать в ЕС. К сожалению, либерализация визового режима не даст нашим гражданам широких трудовых прав. Транзитный период – стандартные 90 дней, а значит, вместо цивилизованных трудовых соглашений с европейскими компаниями нас ждет очередная волна нелегального «заробитчанства», не красящая Украину перед западными партнерами.

Миф №3 – мы станем на одну ступень ближе к членству в ЕС. На самом деле прямой связи между подписанием ЗСТ с ЕС, введением безвизового режима и членством в Союзе нет. Достаточно обратить внимание, что безвизовый режим с ЕС имеет целый ряд стран, не имеющих отношения к Союзу ни политически, ни даже географически (Гондурас, Гватемала, Япония).

В 2016 году для организации нормальной работы безвизового режима Украине во многом придется опираться на опыт Молдовы, получившей этот статус годом ранее. Возможно, удастся избежать целого ряда ошибок и не ударить перед европейцами в грязь лицом.

Рынок земли: пришло время решать

Мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения существует в Украине с 2001 года, и все это время идет ожесточенная дискуссия по поводу его отмены. Многими экономическими экспертами действие моратория традиционно называется одним из главных барьеров, сдерживающих развитие отечественного АПК, однако политическая составляющая из года в год приводит к искусственной консервации решения этой проблемы.

2016 год может стать решающим в этом вопросе, а объективные внешние обстоятельства – все-таки склонить украинский политикум к принятию волевого решения. 10 ноября текущего года Верховная рада в очередной раз продлила мораторий, однако уже в марте 2016 года парламент может начать рассмотрение законопроекта «О рынке земли», разработанного Государственным агентством по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

Экономический эффект от введения рынка земли в Украине аналитики оценивают в коридоре от $30 млрд до $100 млрд – все зависит от степени эффективности действий правительства, прозрачности закона и приведения в порядок земельного кадастра. Проведение столь масштабной реформы может закончиться для Украины как инвестиционным бумом в АПК, так и полным антисоциальным фиаско – в зависимости от политической воли и мотивов реформаторов. В любом случае, 2016 год – самое удачное время для принятия решения, а «заморозка» реформы приведет только к негативным последствиям.  

Правительственный пасьянс: каким будет Кабмин

То, что ожидаемая отставка Арсения Яценюка с поста премьер-министра Украины не состоялась в текущем году, отнюдь не говорит о том, что его будущее выглядит безоблачным в году будущем. Конфигурация сил в украинском парламенте все еще не позволяет президенту Петру Порошенко укомплектовать большинство без «Народного фронта», но именно выстраивание государственной вертикали «под президента» с последующим «сливом» Яценюка – один из главных политических трендов 2016 года.

Во многом успешность этой затеи определит перспективы Порошенко на будущих президентских выборах 2019 года. Роспуск Верховной рады как вариант переформатирования правительства был благополучно похоронен в Администрации президента в силу своей бесперспективности, и будет использован командой нынешнего главы государства только в самом крайнем случае.

После приезда в Киев вице-президента США Джо Байдена стало очевидно, что «пакт о ненападении» действует до весны 2016 года, после этого «добро» на смену премьера президент получит и от Госдепа. Арсений Петрович, судя по синхронным заявлениям БПП и «Народного фронта» о важности реформ и единстве команды, правила игры принял, и смирился с весенним сценарием.

Вопрос теперь в том, как президентская команда планирует провести смену премьера, и за счет кого будет добирать недостающие голоса. Прецеденты в современной украинской истории бывали – вербовка мажоритарщиков путем их включения в состав президентской фракции. Не исключены и ситуативные договоренности с такими фракциями, как «Воля народа» и «Видродження», которых может ждать ребрендинг с последующим переформатированием в пользу команды президента.

Большая распродажа: произойдет ли глобальная приватизация

Украинское правительство, в отличие от народа, не следует старой новогодней примете не оставлять незаконченные дела в старом году. Поэтому столь масштабный процесс, как приватизация, плавно перекочует из 2015-го в 2016-й, и станет неотъемлемым трендом политики правительства. Арсений Яценюк уже анонсировал продажу целого ряда госпредприятий, аргументируя это тем, что без эффективного собственника их ждет неизбежный крах и прописка на экономическом кладбище.

Учитывая опыт Украины в вопросе приватизации госпредприятий, наивным было бы ждать существенного наполнения бюджета, а судьба многих активов после продажи, как правило, слабо коррелирует с тем, что заявляет правительство

Причем перечень выставленных на продажу объектов с каждым месяцем растет. Буквально недавно он пополнился такими гигантами, как «Украгролизинг» и «Укрспецторг». Флагманом же приватизации в следующем году может стать Одесский припортовый завод, и уже понятно, что продадут его значительно ниже его реальной стоимости.

Учитывая опыт Украины в вопросе приватизации госпредприятий, наивным было бы ждать существенного наполнения бюджета, а судьба многих активов после продажи, как правило, слабо коррелирует с тем, что декларирует правительство. Тем не менее, Яценюк надеется выручить от приватизации 17 млрд гривен, но пока эти планы выглядят слишком амбициозными, учитывая инвестиционный климат в Украине.

Напомним, в 2015 году страна заняла 89-е место в рейтинге инвестиционной привлекательности (BDO International Business Compass) по версии Гамбургского института мировой экономики.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Криминальный ренессанс: к чему привела ликвидация УБОПа
И велики ли шансы Украины преодолеть организованную преступность
6461
Могучий Днепр: декоммунизация или банальное расточительство
Справедлива ли критика в отношении переименования Днепропетровска
4921
Свое – ближе: как показать украинцам свои же товары
Опыт объединения местных производителей на одной платформе
4841
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Семья и бизнес: две половины одного целого
Руководителя не должны любить подчиненные – его должны любить дома
Криминальный ренессанс: к чему привела ликвидация УБОПа
И велики ли шансы Украины преодолеть организованную преступность
Возобновление кредитования: выполнима ли миссия
Как преодолеть слабый спрос на кредитные продукты
Могучий Днепр: декоммунизация или банальное расточительство
Справедлива ли критика в отношении переименования Днепропетровска
Уроки Великой депрессии: как возродить банковскую систему Украины
К каким шагам следует незамедлительно прибегнуть правительству и Нацбанку
Свое – ближе: как показать украинцам свои же товары
Опыт объединения местных производителей на одной платформе
Поисковый гигант Google объявляет войну «деньгам до зарплаты»
Что будет с украинскими микрофинансовыми компаниями, и где украинцы будут занимать деньги
Разрушая госмонополию: шаг навстречу государственно-частному партнерству
Высокий уровень интереса к вопросу работы с открытыми государственными данными ведет к консолидации усилий на этом рынке