Гарантий того, что банковская тайна останется тайной, нет

Мнение юриста о новой норме в законе «О банках и банковской деятельности»
Гарантий того, что банковская тайна останется тайной, нет
Фото Shutterstock

В Законе о внесении изменений к Бюджетному кодексу Украины №3629 появилась норма о праве допуска к банковской тайне граждан. Подразумевается, что Министерство финансов и другие органы смогут получить полный и неограниченный доступ к информации, которая содержит банковскую тайну, а также к персональным данным граждан «во время мониторинга пенсий, помощи, льгот, субсидий, других социальных выплат» при проведении контроля над выполнением бюджетного законодательства. Подписанные президентом изменения комментирует адвокат ЮФ «Ильяшев и партнеры» Александр Выговский.

Внесенные изменения в ст. 62 закона Украины «О банках и банковской деятельности» предполагают расширение перечня государственных органов, которым и раньше предоставлялось право получать у банков информацию, содержащую банковскую тайну. Теперь таким правом будет наделен и центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики, но только в рамках бюджетного процесса, и только с целью верификации и проверки достоверности информации, поданной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработных плат, других бюджетных выплат. Такому органу может предоставляться информация о банковских счетах, открытых на имя указанных лиц, а также членов их семей, операциях и остатках средств на этих счетах.

Если сравнивать эти полномочия с правами других органов, указанных в ст. 62 данного закона, то они едва ли не самые широкие (так, например, органы прокуратуры, полиции, Национального антикоррупционного бюро и СБУ могут требовать только информацию об операциях по счетам конкретных юридических лиц или физических лиц-предпринимателей за конкретный промежуток времени).

Минфин наделяется не присущими ему полномочиями, и при этом в чрезвычайно широком объеме, что может привести к серьезным злоупотреблениям

Естественно, гарантировать, что данная информация будет использована исключительно с целью верификации (и не будет, например, передаваться налоговым органам, которые сами на сегодняшний день могут только запрашивать информацию о наличии банковских счетов) вряд ли возможно. Применение уголовных санкций, предусмотренных Уголовным кодексом Украины за незаконное разглашение банковской тайны, в данном случае крайне маловероятно.

Институт банковской тайны защищает интересы клиента банка, и, по общему правилу, запрещает доступ третьих лиц (в том числе и государства, и государственных органов) к конфиденциальной информации о клиенте банка и его операциях. С другой стороны, в большинстве стран на законодательном уровне предусмотрены исключительные случаи и порядок такого доступа к банковской тайне в интересах государства.

Эффективность регулирования правоотношений в сфере банковской тайны предполагает исчерпывающий перечень: а) сведений, подпадающих под режим банковской тайны, которые могут раскрываться по запросу конкретного государственного органа; б) органов, которые могут гипотетически обращаться с соответствующими запросами в банковские учреждения; в) ситуаций, когда такие органы могут обращаться с соответствующими запросами; г) формальных требований к самим запросам.

Органы прокуратуры, полиции, Национального антикоррупционного бюро и СБУ могут требовать только информацию об операциях по счетам конкретных юридических лиц или физических лиц-предпринимателей за конкретный промежуток времени

С одной стороны, такие меры должны обеспечить поступление социальной помощи по адресу тем, кто в ней действительно нуждается, позволят избежать выплат неправомерным получателям и снизить коррупцию в системе пенсионного и социального обеспечения. С другой – Минфин наделяется не присущими ему полномочиями, и при этом в чрезвычайно широком объеме, что может привести к серьезным злоупотреблениям.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
«Приватные» уроки: какие выводы нужно сделать из национализации
И где рядовому вкладчику найти информацию о надежности банка
5313
Фактор Нацбанка: какие вызовы предстоит учесть регулятору
О проблемах и тактике экономического роста Украины
3437
Строить по-новому: что предлагают парламентарии
Плюсы и минусы отмены категорий сложности объектов строительства
3305
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
«Приватные» уроки: какие выводы нужно сделать из национализации
И где рядовому вкладчику найти информацию о надежности банка
В какой кадровой политике нуждаются госпредприятия
На примере государственных банков
Строить по-новому: что предлагают парламентарии
Плюсы и минусы отмены категорий сложности объектов строительства
Сколько стоит альтернативное искусство
И можно ли в него инвестировать
Фактор Нацбанка: какие вызовы предстоит учесть регулятору
О проблемах и тактике экономического роста Украины
Кибер-страхование: новый инструмент риск-менеджмента
Как вызовы эпохи информационных технологий формируют инновационные страховые продукты
Венесуэльский сценарий биткойна в Украине
Что ожидает криптовалюту после предновогодних реформ правительства
Любить по-русски: что стоит за очередными разоблачениями нового президента США
И как мировая политика тонет в потоке войны компроматов