Как развивается «женский» вопрос в мировом искусстве

И какие процессы происходят на украинской арт-сцене
Как развивается «женский» вопрос в мировом искусстве
Розмари Трокель
Фото: sothebys.com

13 февраля в столичном «Шоколадном домике» стартует «Женский проект». Именитые украинские художницы, среди которых – Марина Скугарева, Елена Рыжих, Анна Криволап, Илона Сильваши, Беата Корн, Мария Куликовская и другие, представят собственный взгляд на «женский вопрос». Накануне открытия выставки историю этого вопроса в мировом и украинском искусстве рассказывает организатор проекта Георгий Браиловский.

Долгое время кураторы музеев и коллекционеры едва ли обращали внимание на женщин. Теперь на арт-сцене, где доминируют мужчины, на первый план выходят с крупными выставками и рекордными ценами женщины. Трехметровая вязаная картина в красном и золотом цвете Розмари Трокель на осенних торгах Sotheby’s была продана за $4,98 млн – с трехкратным превышением эстимейта. «Фантастический результат, – восхищается Филипп Херцог фон Вюртемберг, глава европейского отделения аукционного дома Sotheby`s. – Художницы все активнее выходят из тени мужчин».

Иоанна Куртен
Фото: wikipedia.org

История женского искусства насчитывает сто лет или около того – крохотный отрезок времени по сравнению с общей историей развития человечества. Ренессанс – эпоха развития науки и искусства, но первой известной женщине-скульптору XV века Проперции де Росси не было позволено работать с мрамором. Свои барельефы она вырезала на сливовых косточках.

А кто сегодня вспомнит выдающегося мастера XVI века голландку Иоанну Куртен, чьи работы в технике резьбы по бумаге в свое время стоили в три раза дороже, чем «Ночной дозор» Рембрандта? Женщины не допускались к обучению в живописных мастерских, им не было дозволено изучать анатомию, они не имели права писать человека с натуры.

Радикальнее всего женский вопрос решили в начале ХХ века в СССР: женщина встала рядом с мужчиной. Эти перемены порой превращались в перегибы – вроде совместных работ по шпалоукладке, – но коснулись и художественного процесса. «Амазонки авангарда» переставали быть просто музами, и становились активными участницами арт-процесса. Их главной темой тоже были женщины – освобожденные, независимые и сильные (во всех смыслах). Появляется образ этакой физкультурницы, воспетый в фарфоровых статуэтках Натальи Данько и некоторых скульптурах Веры Мухиной. Дальше – затянувшийся период соцреализма, в котором женское течение в искусстве фактически иссякло. Прочное место заняли мужчины, хотя и они использовали уже утвердившийся образ амазонок: на их картинах изображены великие женщины со шпателями, в косынках и в грязных от штукатурки брюках.

Фрида Кало, автопортрет
Фото: gallerix.ru

В это же время в западном искусстве феминистки стали задавать новые вопросы. Художницы громко манифестируют свой образ жизни, и утверждают, что женские проблемы нельзя скрывать в ванных комнатах и на кухне. В этом ключе действовали Марта Рослер, Мэри Келли, Вали Экспорт и одна из главных художниц 1990-х Трейси Эмин. Благодаря усилиям феминисток работы художниц, занимавших в 1940–1960-е годы относительно маргинальное положение, теперь находятся в центре критического артдискурса. Это произошло, например, с произведениями Мерет Оппенгейм, разносторонней художницы, близкой французскому сюрреализму, с выдающейся американской художницей-живописцем Джорджией О'Киф, с ныне культовой фигурой мексиканского искусства Фридой Кало и многими другими.

Одним из важных явлений, возникших благодаря феминистскому искусству, стало движение за новую орнаментальность и декоративность. В конце 1970-х –начале 1980-х годов декоративное искусство, считавшееся прежде маргинальным, усилиями некоторых художниц и художников начало утверждать себя в качестве fine art – «большого» искусства.

Декоративное искусство традиционно относили к искусству «женскому», предполагалось, что оно носит чисто бытовой характер. Например, знаменитые архитектор Ле Корбюзье и художник Озенфан утверждали в 1918 году, что существует строгая иерархия, согласно которой декоративное искусство всегда на дне, а искусство человеческих форм – на вершине. Далее следовало краткое и безапелляционное объяснение: «Потому что мы мужчины».

Феминисткам, прежде всего Мириам Шапиро и американской художнице Джойс Козлоф, как и примкнувшим к ним художникам, удалось доказать, что эта иерархия является абсолютно ложной, что искусство декорирования ничуть не ниже абстрактных минималистических форм, а орнамент всегда был неотъемлемой частью искусства с самых древних времен. Благодаря им в Америке и Европе орнаментальное и декоративное искусство оказалось в центре искусствоведческих дискуссий и выставочной деятельности престижных галерей и музеев.

Как развивается «женский» вопрос в мировом искусстве
Татьяна Яблонская, «Хлеб»

Процессы в Украине во многом схожи с теми, с которыми столкнулись почти все постсоветские республики. С одной стороны, единственными академиками АХ СССР в Украине были Сергей Григорьев и Татьяна Яблонская. Формальное равенство. Но поскольку все художники были вынуждены выполнять социальный заказ страны, говорить о чисто женском взгляде в искусстве или о проблемах феминизма можно достаточно условно.

Ситуация в стране довольно сильно изменилась в годы независимости. Первые программные работы Марины Скугаревой еще в 1980-е годы вновь актуализировали «женский» вопрос. Марина первой использовала декоративную вышивку на своих живописных холстах – сегодня этот прием часто используют и другие художницы.

Как развивается «женский» вопрос в мировом искусстве
Мария Куликовская

Новое поколение украинских художниц-феминисток активно отвоевывает свое место в истории современного искусства у мужчин. Совместная акция Марии Куликовской и фонда «Изоляция» On vacation на Венецианской биеннале стала заметным явлением, о котором писала вся западная пресса. Нина Мурашкина представляла нашу страну в Китае на международной биеннале в Шанхае в 2015-м, художник-график Олеся Джураева уже в этом году выиграла престижный международный конкурс графиков в Брюсселе. В нашей стране – как и в западном мире – женщина-художник воспринимается наравне с мужчиной, и творчество каждой из них оценивается прежде всего через работы, а не по гендерному признаку.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы