Как развивается «женский» вопрос в мировом искусстве

И какие процессы происходят на украинской арт-сцене
Как развивается «женский» вопрос в мировом искусстве
Розмари Трокель
Фото: sothebys.com

13 февраля в столичном «Шоколадном домике» стартует «Женский проект». Именитые украинские художницы, среди которых – Марина Скугарева, Елена Рыжих, Анна Криволап, Илона Сильваши, Беата Корн, Мария Куликовская и другие, представят собственный взгляд на «женский вопрос». Накануне открытия выставки историю этого вопроса в мировом и украинском искусстве рассказывает организатор проекта Георгий Браиловский.

Долгое время кураторы музеев и коллекционеры едва ли обращали внимание на женщин. Теперь на арт-сцене, где доминируют мужчины, на первый план выходят с крупными выставками и рекордными ценами женщины. Трехметровая вязаная картина в красном и золотом цвете Розмари Трокель на осенних торгах Sotheby’s была продана за $4,98 млн – с трехкратным превышением эстимейта. «Фантастический результат, – восхищается Филипп Херцог фон Вюртемберг, глава европейского отделения аукционного дома Sotheby`s. – Художницы все активнее выходят из тени мужчин».

Иоанна Куртен
Фото: wikipedia.org

История женского искусства насчитывает сто лет или около того – крохотный отрезок времени по сравнению с общей историей развития человечества. Ренессанс – эпоха развития науки и искусства, но первой известной женщине-скульптору XV века Проперции де Росси не было позволено работать с мрамором. Свои барельефы она вырезала на сливовых косточках.

А кто сегодня вспомнит выдающегося мастера XVI века голландку Иоанну Куртен, чьи работы в технике резьбы по бумаге в свое время стоили в три раза дороже, чем «Ночной дозор» Рембрандта? Женщины не допускались к обучению в живописных мастерских, им не было дозволено изучать анатомию, они не имели права писать человека с натуры.

Радикальнее всего женский вопрос решили в начале ХХ века в СССР: женщина встала рядом с мужчиной. Эти перемены порой превращались в перегибы – вроде совместных работ по шпалоукладке, – но коснулись и художественного процесса. «Амазонки авангарда» переставали быть просто музами, и становились активными участницами арт-процесса. Их главной темой тоже были женщины – освобожденные, независимые и сильные (во всех смыслах). Появляется образ этакой физкультурницы, воспетый в фарфоровых статуэтках Натальи Данько и некоторых скульптурах Веры Мухиной. Дальше – затянувшийся период соцреализма, в котором женское течение в искусстве фактически иссякло. Прочное место заняли мужчины, хотя и они использовали уже утвердившийся образ амазонок: на их картинах изображены великие женщины со шпателями, в косынках и в грязных от штукатурки брюках.

Фрида Кало, автопортрет
Фото: gallerix.ru

В это же время в западном искусстве феминистки стали задавать новые вопросы. Художницы громко манифестируют свой образ жизни, и утверждают, что женские проблемы нельзя скрывать в ванных комнатах и на кухне. В этом ключе действовали Марта Рослер, Мэри Келли, Вали Экспорт и одна из главных художниц 1990-х Трейси Эмин. Благодаря усилиям феминисток работы художниц, занимавших в 1940–1960-е годы относительно маргинальное положение, теперь находятся в центре критического артдискурса. Это произошло, например, с произведениями Мерет Оппенгейм, разносторонней художницы, близкой французскому сюрреализму, с выдающейся американской художницей-живописцем Джорджией О'Киф, с ныне культовой фигурой мексиканского искусства Фридой Кало и многими другими.

Одним из важных явлений, возникших благодаря феминистскому искусству, стало движение за новую орнаментальность и декоративность. В конце 1970-х –начале 1980-х годов декоративное искусство, считавшееся прежде маргинальным, усилиями некоторых художниц и художников начало утверждать себя в качестве fine art – «большого» искусства.

Декоративное искусство традиционно относили к искусству «женскому», предполагалось, что оно носит чисто бытовой характер. Например, знаменитые архитектор Ле Корбюзье и художник Озенфан утверждали в 1918 году, что существует строгая иерархия, согласно которой декоративное искусство всегда на дне, а искусство человеческих форм – на вершине. Далее следовало краткое и безапелляционное объяснение: «Потому что мы мужчины».

Феминисткам, прежде всего Мириам Шапиро и американской художнице Джойс Козлоф, как и примкнувшим к ним художникам, удалось доказать, что эта иерархия является абсолютно ложной, что искусство декорирования ничуть не ниже абстрактных минималистических форм, а орнамент всегда был неотъемлемой частью искусства с самых древних времен. Благодаря им в Америке и Европе орнаментальное и декоративное искусство оказалось в центре искусствоведческих дискуссий и выставочной деятельности престижных галерей и музеев.

Как развивается «женский» вопрос в мировом искусстве
Татьяна Яблонская, «Хлеб»

Процессы в Украине во многом схожи с теми, с которыми столкнулись почти все постсоветские республики. С одной стороны, единственными академиками АХ СССР в Украине были Сергей Григорьев и Татьяна Яблонская. Формальное равенство. Но поскольку все художники были вынуждены выполнять социальный заказ страны, говорить о чисто женском взгляде в искусстве или о проблемах феминизма можно достаточно условно.

Ситуация в стране довольно сильно изменилась в годы независимости. Первые программные работы Марины Скугаревой еще в 1980-е годы вновь актуализировали «женский» вопрос. Марина первой использовала декоративную вышивку на своих живописных холстах – сегодня этот прием часто используют и другие художницы.

Как развивается «женский» вопрос в мировом искусстве
Мария Куликовская

Новое поколение украинских художниц-феминисток активно отвоевывает свое место в истории современного искусства у мужчин. Совместная акция Марии Куликовской и фонда «Изоляция» On vacation на Венецианской биеннале стала заметным явлением, о котором писала вся западная пресса. Нина Мурашкина представляла нашу страну в Китае на международной биеннале в Шанхае в 2015-м, художник-график Олеся Джураева уже в этом году выиграла престижный международный конкурс графиков в Брюсселе. В нашей стране – как и в западном мире – женщина-художник воспринимается наравне с мужчиной, и творчество каждой из них оценивается прежде всего через работы, а не по гендерному признаку.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Откровения Онищенко: станет ли беглый нардеп новым майором Мельниченко
И какие вопросы возникают к самому «разоблачителю» украинской политической коррупции
12083
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
10043
Визуализируй это: на что ориентироваться маркетологам в будущем году
Каковы тенденции маркетинга-2017 и на какие инструменты следует опираться
8555
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Бесценные люди: зачем знать стоимость человеческой жизни
И как ценность гражданина сказывается на развитии экономики страны
Между Болгарией и Барбадосом: как себя чувствует Украина в рейтинге простоты уплаты налогов
Исследование Paying Taxes как индикатор налоговой привлекательности страны
Как развиваются деловые отношения между Украиной и Италией
И на что нужно направлять дальнейшие усилия в сотрудничестве
Откровения Онищенко: станет ли беглый нардеп новым майором Мельниченко
И какие вопросы возникают к самому «разоблачителю» украинской политической коррупции
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
Визуализируй это: на что ориентироваться маркетологам в будущем году
Каковы тенденции маркетинга-2017 и на какие инструменты следует опираться
The EX-Files: что стоит за борьбой с украинскими файлообменниками
И возможно ли таким образом преодолеть использование нелицензионного контента в стране
Частная медицина Украины: плохие и хорошие новости
Зачем врачам изучать базовые правовые вопросы, нюансы налогообложения и элементарный маркетинг