»гра в одни ворота: европейские риски дл€ украинского фармрынка

ѕочему «—“ с ≈— принесет гораздо больше выгод европейским производител€м лекарств, нежели украинским компани€м
»гра в одни ворота: европейские риски дл€ украинского фармрынка
‘ото Shutterstock

«а первые 11 мес€цев 2015 года ”краина импортировала из ≈— фармацевтической продукции на сумму $883 млн, или свыше 70% от общего объема поставок. ¬ обратном направлении отечественные фармпроизводители продали всего $6,9 млн, а основна€ часть их экспорта на общую сумму $139 млн по-прежнему приходитс€ на страны —Ќ√.

ѕричины столь существенного дисбаланса Ц не только в преимуществах европейцев в используемых технологи€х. ƒаже наиболее качественным разработкам украинских фармацевтов бывает сложно выйти на рынок ≈— из-за особенностей местного регулировани€.

ќб актуальном положении фармацевтического рынка ”краины и гр€дущих последстви€х несимметричного открыти€ торговых границ дл€ лекарственных препаратов Forbes рассказал совладелец фармкомпании Ђƒарницаї, народный депутат ”краины √леб «агорий.

„ем может закончитьс€ футбольный матч, если против фаворитов выходит команда без вратар€? Ўанс на победу более слабого соперника сокращаетс€ до минимума, и это, как правило, очевидно всем. Ќо то, что в спорте Ц €вный признак поражени€, в экономике почему-то воспринимаетс€ как праздник.

»диллические представлени€ о зоне свободной торговли с ≈вропой сохран€ютс€ даже на фоне крайне слабых показателей (в абсолютном выражении экспорт в ≈— падает не намного медленнее, чем украинские поставки в другие страны. Ц Forbes). ѕричина провала этой идеи Ц сохран€ющиес€ значительные ограничени€ со стороны ≈— и неповоротливость ”краины в прин€тии важных стратегических решений.

ѕо сути, европейцев обвинить не в чем. ќни хорошо подготовлены и защищают свои интересы. » нам действительно есть чему у них поучитьс€. ”краина же, принима€ де-юре определенные решени€, на практике не спешит их воплощать. яркий пример Ц патентна€ сфера. –азработка новых лекарств требует колоссальных инвестиций, а значит, вопрос защиты интеллектуальной собственности здесь €вл€етс€ ключевым.  ак на общеевропейском уровне, так и на уровне отдельных государств ведетс€ последовательное укрепление патентной монополии.

ѕатентное законодательство ”краины не учитывает развити€ прогресса в сфере производства, по€влени€ новых способов продвижени€ продукции, формировани€ глобального рынка, в том числе и фармацевтической продукции

«аконодательное регулирование этой сферы в ”краине тоже выгл€дит цивилизованно. Ќаша страна подписала р€д базовых международных конвенций в сфере интеллектуальной собственности, включа€ ѕарижскую конвенцию по охране промышленной собственности. “акже действуют соглашени€, содержащие базовые принципы участи€ стран во ¬семирной организации торговли (GATT, GATS и —оглашение по относ€щимс€ к торговле аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS)), и договоры, которые об€зывают стороны к созданию и обеспечению действи€ надлежащего механизма защиты патентных прав.

ќднако практическа€ реализаци€ указанных нормативных положений в ”краине и ≈— различна. ¬се актуальные процессы не прорабатываютс€ Ц существующие недостатки нормативной базы никто устран€ть не спешит, судебна€ практика неоднородна, фактических адекватных мер защиты патентных прав производителей фармацевтической продукции попросту нет. —амое главное Ц патентное законодательство ”краины не учитывает развити€ прогресса в сфере производства, по€влени€ новых способов продвижени€ продукции, формировани€ глобального рынка, в том числе и фармацевтической продукции.

¬се это вли€ет на позиции украинских производителей, их возможности развиватьс€ и желание инвестировать в создание новых лекарств. Ќа этом фоне особенно остро чувствуетс€ неравноправие между западными компани€ми и отечественными. “ранснациональные гиганты, инвестирующие в разработку и наукоемкие процессы совсем не в ”краине, нашу страну рассматривают исключительно как рынок сбыта.

—егодн€ 65% средств (по оценкам компании ЂЅизнес-кредитї, в 2015 году объем розничного рынка лекарств составил 34,7 млрд гривен. Ц Forbes), которые украинцы трат€т на лекарства, уход€т на счета международных корпораций. ѕричем эти компании здесь абсолютно свободны, а вот отечественным производител€м на рынки ≈— попасть практически невозможно.

 лючевые игроки фармацевтического рынка ”краины в насто€щее врем€ не заинтересованы мен€ть правила игры, и не настроены способствовать дальнейшей гармонизации сферы обращени€ лекарственных средств в соответствии с европейским законодательством. яркий тому пример Ц проблемы, св€занные с поэтапным введением в ”краине европейской модели лицензировани€ и инспектировани€ импорта лекарственных средств.

—ейчас большинство импортеров лекарств не готовы брать на себ€ ответственность за ввоз и оборот на территории ”краины импортируемых лекарств, как этого требует европейское законодательство. »х позици€ формируетс€ отдельными представител€ми профильных индустриальных ассоциаций и базируетс€ исключительно на лоббировании своих интересов, получении сверхдоходов от импорта лекарств и сохранении усто€вшихс€ коррупционных схем.

Ќа сегодн€шний день отечественна€ фарминдустри€ способна изготовл€ть все востребованные лекарственные средства, на которые нет правовых ограничений

Ќапример, лоббирование устаревшей практики проведени€ государственного контрол€ качества при ввозе импортных лекарств на территорию ”краины, который содержит риски совершени€ коррупционных правонарушений, лоббирование сохранени€ функции государственной регистрации лекарств за ћинистерством здравоохранени€ ”краины и √ѕ Ђ√осударственный экспертный центрї и др.

 ак следствие, имеем следующие главные проблемы рынка лекарств ”краины:

  • непрозрачное ценообразование (чрезвычайно высока€ цена на импортные лекарства и медицинские издели€);
  • несовершенные и непрозрачные процедуры допуска на рынок (государственной регистрации) лекарственных средств и медицинских изделий;
  • посто€нные разговоры о необходимости Ђмифической дерегул€цииї и саботирование дальнейшей гармонизации законодательства ”краины в сфере обращени€ лекарственных средств с соответствующим европейским законодательством;
  • лоббирование импортерами своих интересов, получение сверхприбыли от импорта лекарств и сохранение усто€вшихс€ коррупционных схем;
  • проблемы с качеством и безопасностью лекарств и медицинских изделий, наличие фальсификата и т.п.

¬ прошлом году фактически был остановлен процесс имплементации европейского фармацевтического законодательства в национальное. Ќормы, которые должны были вступить в силу, защищают как пациента, так и производител€. — одной стороны, они гарантируют доступность качественных, безопасных и эффективных лекарств, а с другой Ц равные услови€ дл€ отечественных и иностранных компаний.

—реди прочего ожидалась унификаци€ административных процедур, надлежаща€ система допуска на рынок и многое другое. ¬ажность этого шага заключаетс€ в том, что это позволило бы ”краине в рамках соглашени€ об ассоциации с ≈— подписать и соглашение о взаимном признании результатов инспектировани€ производств и контрол€ качества лекарств.

Ќа сегодн€шний день данное соглашение действует в одностороннем пор€дке. “о есть именно так, как в футбольном матче без вратар€, ”краина фактически снимает регул€торные барьеры дл€ иностранных компаний, в то врем€ как европейские страны не делают того же дл€ наших производителей.

 ак результат, 117 лицензированных предпри€тий, а именно столько фармацевтических производителей в ”краине, не могут попасть на рынки ≈вросоюза. „то значило бы такое расширение дл€ экономики страны, объ€сн€ть не приходитс€ Ц это дополнительные рабочие места дл€ украинцев, развитие отечественной науки и увеличение отчислений в бюджеты всех уровней.

 ак в футбольном матче без вратар€ Ц ”краина фактически снимает регул€торные барьеры дл€ иностранных компаний, в то врем€ как европейские страны не делают того же дл€ наших производителей

„то касаетс€ внутреннего рынка, тут игра тоже идет по выгодным дл€ иностранного бизнеса правилам. ѕоддержки национального производител€ нет, а идею импортозамещени€ даже не рассматривают.

ѕри этом отдавать такую отрасль в полную зависимость от импорта Ц угроза буквально дл€ безопасности страны, ведь речь идет о здоровье граждан. » аргумент о том, что в ”краине просто нет аналогов западных препаратов, не срабатывает.

Ќа сегодн€шний день отечественна€ фарминдустри€ способна изготовл€ть все востребованные лекарственные средства, на которые нет правовых ограничений. ќт государства требуетс€ только выполн€ть задачи регул€тора, потому что сейчас каждый производитель сам строит свою стратегию и создает портфель продуктов.

ƒл€ того чтобы быть полноценным игроком на международном рынке, ”краина в сложных дл€ себ€ экономических услови€х должна хот€ бы временно установить барьеры дл€ иностранных производителей и согласовать с ними прозрачную систему ценообразовани€. «еркальные меры Ц а это именно они, потому что ≈вропа не сильно ждет нас на своем рынке Ц позвол€т уравн€ть в правах отечественные и международные компании и поддержать национального производител€. √осударство должно стать тем надежным вратарем, который держит удар за свой бизнес и своих граждан. 

≈сли вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES ¬ —ќ÷»јЋ№Ќџ’ —≈“я’
 омментариев 2
¬ойдите, чтобы опубликовать комментарий
»рина ƒиогенова
»рина ƒиогенова — 12.02.2016, 12:58

”краина повернулась к ≈вропе лицом, а ≈вропа к ней - ж.....ой. «а что боролись на то и угнездились.

Serghiy Kimak
Serghiy Kimak — 12.02.2016, 03:19

÷итата з ц≥Їњ статт≥: ''”краина фактически снимает регул€торные барьеры дл€ иностранных компаний'' - це лицем≥рна брехн€!!! ѕроцедура введенн€ техрегламенту в ”крањн≥, п≥дписана јзаровим в 2013 ≥ не зм≥нена його посл≥довником яценюком до сьогодн≥шнього дн€ - виключно корупц≥йна. ¬веденн€ украњнського техрегламенту на вироби медпризначенн€ переписано, €к ≥ маЇ бути, з Ївропеськоњ ƒирективи 93/42≈≈—, проте додано к≥лька чисто украњнських ТТдеталейТТ дл€ процесу його отриманн€ так, що свтов≥ бренди найвищоњ €кост≥, маючи на руках сертиф≥кат ≈— та ISO 13485 (украњнський ƒ—“” ISO 13485 Ї повн≥стю ≤ƒ≈Ќ“»„Ќ»… до Ївропейського бо на 100% переписаний з нього) не можуть вважатис€ таким, що в≥дпов≥дають украњнському техрегламенту. “реба предТ€вити ще тонну документ≥в, а саме головне, щороку украњнськњ ''експерти'' в≥д вповноважених центр≥в стандартизац≥њ мають ≥нспектувати виробництво ≥ноземного виробника, про €ке вони зеленого пон€тт€ не мають, звичайно ж за рахунок ≥мпортера,

ѕоследние мнени€
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
 акие задачи л€гут на плечи команды, а какие Ц непосредственно на владельца
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
„ем отличаетс€ поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
—кромное оба€ние биткоина: украинские реалии использовани€ криптовалют
ѕри том, что криптовалюты пока официально запрещены, ”краина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Ќовый-старый пор€док аттестации от ћинюста: что изменилось
ќб особенност€х нового пор€дка аттестировани€ состава √осударственной уголовно-исполнительной службы ”краины
Ёкспортные мифы, или  ак покорить ¬еликую  итайскую стену
–ынок  Ќ– сверхпривлекателен дл€ экспортеров всего мира, продукци€ которых сегодн€ китайскому потребителю кажетс€ гораздо интереснее, чем украинска€
—колько стоит профессиональное выгорание персонала
» как бизнес может застраховатьс€ от проблем с сотрудниками
–азрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложени€
 аковы новые правила налогообложени€ процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых Ђоблигаций участи€ в кредитеї на международных рынках капитала
ѕринуждение в частном пор€дке: новшества в сфере исполнени€ судебных решений
—танет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы