Третье поколение электронных аукционов как разгром государственной монополии

Как работает распределенная информационная система
Третье поколение электронных аукционов как разгром государственной монополии
Фото Shutterstock

Правительство – самый плохой менеджер. За последний год можно было наблюдать, что даже перевод госзакупок в открытый электронный формат позволил экономить бюджетные деньги за счет отсутствия коррупции и открыл дорогу тем компаниям, которые в прошлые времена и не пытались играть с государством.

Впрочем, нынешние электронные системы не лишены недостатков. Во-первых, трудно подключиться к торговой системе, чтобы затем предоставлять доступ клиентам – время регистрации неоправданно долгое. Во-вторых, база данных и механизм торга остаются в руках у одного администратора (государства), однако если плохому менеджеру отдать монополию, сохранится высокий риск коррупции и манипуляций. Решение проблемы – на поверхности, утверждает Лаша Антадзе, эксперт Фонда инноваций и развития (Грузия).

Некоторое время назад Одесская областная государственная администрация решила организовать электронные аукционы по продаже и аренде коммунальной собственности, но перечисленные выше недостатки существующих электронных аукционов, над которыми, кстати, работала наша грузинская команда, натолкнули нас на мысль, что мы можем сделать нечто лучшее.

Большинство электронных аукционов, которые на 100% – в руках государства, представляют собой моноблок, куда включены база данных, бидинг (система торгов) и пользовательский интерфейс. Говорить о том, что здесь все прозрачно, не приходится

В Грузии электронный аукцион был создан в 2009 году. При этом и база данных, и площадка для торгов по сей день являются исключительной государственной собственностью. Поэтому, даже если зайдете на грузинский сайт госзакупок сейчас, вы обнаружите, что там уже шесть лет ничего не менялось. К сожалению, до сих пор осталась вероятность того, что государство прибегнет к манипуляциям, ведь у него есть для этого все возможности, а в Украине они уж есть наверняка.

Большинство подобных электронных аукционов, которые на 100% – в руках государства, представляют собой моноблок, куда включены база данных, бидинг (система торгов) и пользовательский интерфейс. Говорить о том, что здесь все прозрачно, не приходится. Но это было первое поколение электронных торгов.

Опыт второго поколения – системы ProZorro – показывает, что оставаясь в руках правительства даже частично, все равно сохраняется угроза монополии. Минэкономики, управляющее этой системой, уже предлагало сделать вещи, которые противоречат самой сути прозрачных аукционов. Например, оно хотело наряду с частными площадками сделать свою, и вступить в конкуренцию с бизнесом. А что потом?

Потом – кто знает – будет создано госпредприятие, выделено помещение, понадобится много серверов, бюрократов, возникнет вопрос защиты данных. А в Украине почему-то по-прежнему считают, что серверы Amazon менее надежны, чем серверы, физически находящиеся в Украине. И на все это будут потрачены бюджетные деньги.

В общем, хорошая идея постепенно устаревает. Каков же выход?

Решение этой проблемы – у нас под ногами, и оно называется блокчейн, то есть распределенная информационная система. Принцип работы блокчейна прост: первичная база данных и открытый электронный код распределяются между всеми подключенными участниками, каждый из которых имеет свою копию всех транзакции, осуществленных от начала до последнего момента. Для того чтобы в эту базу внести изменения, другие участники должны подтвердить их валидность. Таким образом полностью исключаются манипуляции, убивается монополия и больше нет необходимости кому-то одному (государству) содержать серверы: вся информация есть у всех, под защитой механизма взаимного контроля.

Блокчейн-аукцион, когда он будет внедрен в Украине, станет первым в мире прототипом использования государством децентрализованной горизонтальной системы для приватизации и аренды государственного имущества

А как это работает на практике? Например, мы решили провести аукцион по приватизации завода. Пользователи находят электронную частную торговую площадку, подают свои заявки, вносят комиссию, делают ставки, и кто предложил больше, тот и побеждает. А фоном работает децентрализованная система, которая проверяет, предоставил ли участник достоверную информацию о себе, внесены ли средства на депозит и так далее. Все транзакции видны всем, и они синхронизуются у всех. Затем несложно проверить всю историю, словно мы изучаем ДНК.

Блокчейн-аукцион, когда он будет внедрен в Украине, станет первым в мире прототипом использования государством децентрализованной горизонтальной системы для приватизации и аренды государственного имущества. Эта система способна в корне изменить экономическую модель и позволяет выйти за рамки существующих границ.

В Украине невероятно большой IT-ресурс. С помощью волонтеров из Distributed Lab, Ощадбанка, Приватбанка, Unitybars и Microsoft мы уже разработали систему на основе блокчейна, которой нет аналогов в мире. Нас поддерживают Администрация президента, комитет Верховной рады по вопросам информатизации и связи, сотрудничаем с областными, городскими и районными администрациями Сумской и Киевской областей, горадминистрациями Львова, Днепропетровска, Тернополя, а также с ФГИ, Земельным агентством и Министерством агрополитики.

Время решений в духе ХХ века осталось в прошлом.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Топ-5 изменений в Налоговый кодекс, предложенных Минфином
Краткий юридический анализ очередных «министерских» новшеств
6108
Пенсионная реформа: реалии и вызовы
Экономическая история и перспективы развития ПФУ
4625
О чем говорят результаты работы банковской системы во II квартале 2016 года
Очевидно замороженное кредитование на фоне роста депозитного портфеля
2903
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Почему Brexit перенаправит потоки влияния из Лондона в Брюссель
Как скажется попытка выхода Британии из ЕС на глобальной лоббистской активности, и где в этом процессе интересы Украины
Пенсионная реформа: реалии и вызовы
Экономическая история и перспективы развития ПФУ
Топ-5 изменений в Налоговый кодекс, предложенных Минфином
Краткий юридический анализ очередных «министерских» новшеств
О чем говорят результаты работы банковской системы во II квартале 2016 года
Очевидно замороженное кредитование на фоне роста депозитного портфеля
Зачем украинским банкам прозрачность
Как требования АМКУ и НБУ меняют условия работы финансовых учреждений
Поможет ли финансовому рынку ликвидация Нацкомфинуслуг
Реальная ли это реформа или бутафория для выполнения требований ЕС
Семейный бизнес: богатый дед, благородный отец, бедный сын
Как формируют прослойку бизнес-преемников в Бразилии и чему может научиться Украина
Минимальные цены на табак: конкуренция не по-европейски
Почему не все производители поддерживают инициативу ГФС