Люди подневольные: нужно ли запрещать чиновникам критиковать своих коллег

И насколько необходима сдержанность в высказываниях, если работодатель – государство
Люди подневольные: нужно ли запрещать чиновникам критиковать своих коллег
Заседание Кабинета министров Украины
Фото УНИАН

Украинские госслужащие отныне обязаны соблюдать «толерантность и политкорректность» в отношении властей и собственного места работы. Такое требование закреплено постановлением Кабинета министров «Об утверждении Правил этического поведения государственных служащих» № 65 от 11 февраля 2016 года, которое стало достоянием общественности в минувший вторник.

В документе отмечается, что его принятие вводит единые обязательные требования к стандартам этического поведения, добропорядочности в деятельности государственных служащих. В частности, госслужащий, независимо от своих собственных убеждений и политических взглядов, должен воздерживаться от любых проявлений публичной критики деятельности государственных органов, их должностных лиц и проявлять корректное отношение к руководителям и сотрудникам государственного органа при исполнении своих обязанностей.

По замыслу авторов, это должно способствовать «недопущению давления со стороны представителей бизнеса или политических сил на должностных лиц государственных органов».

Forbes поинтересовался у эксперта компании rabota.ua Татьяны Пашкиной, можно ли рассматривать такие ограничения в контексте корпоративной этики, уместны ли они в украинском корпоративном секторе и насколько этические нормы распространяются на государство как работодателя.

Как правило, лояльность в любой компании есть явление скорее желательное, чем обязательное. Конечно, любой работодатель был бы рад, если бы все его сотрудники были безоговорочно лояльны – независимо от обстоятельств внутри компании, особенностей корпоративной культуры и тенденций рынка труда. Тем не менее, это решительно невозможно или дорого и долго – ведь основания для того, чтобы быть лояльным, у каждого свои.

Лояльность по умолчанию

Лояльность не может быть обязательной – как и влюбленность. В какой-то мере это эмоционально-позитивное отношение к  работодателю, некая «рабочая влюбленность» в свое место работы. Лояльность можно усилить, ее можно перечеркнуть, но насадить ее, как морковку на грядку, невозможно.

Можно как-то регулировать корректность высказываний, например, публичных лиц – сотрудников компании. Обучать их, развивать, формировать документальную базу (это может быть Кодекс корпоративной этики или Правила внутреннего трудового распорядка) – но это в случае, если такое высказывание идет от имени этого человека как сотрудника компании, спикера, высказывающего официальную точку зрения. Иначе мы можем лишиться свободы слова и прочих конституционных прав.

Не все работодатели понимают или осознают эту разницу, и поэтому у немногих компаний есть комплекс документально обоснованных ограничений в темах публичных высказываний, например. Или пресс-служба, которая «держит под колпаком» все комментарии и публичные замечания сотрудников.  Потому не должно удивлять, что большинство сотрудников компании вольны высказывать свою точку зрения, например, в соцсетях, и работодатель не всегда их контролирует и поощряет/наказывает.

Впрочем, работодатели начинают проявлять активный контроль только после инцидентов либо громких случаев – проверяют странички сотрудников в соцсетях, мониторят прессу и т.д.

Еще один момент, на котором бы следовало остановиться – это возможность публикации заведомо непубличной информации. Например, один из сотрудников компании пишет личное письмо другу с какой-либо критической информацией. Эта информация, как и содержание письма, является информацией конфиденциальной, но ничего не мешает недобросовестному другу поделиться ею, например, в соцсетях. И тогда критик оказывается в крайне неудобном положении – его доверием злоупотребили. К сожалению, таков побочный эффект дигитализации нашей жизни и непонимания уровней конфиденциальности определенной информации у некоторых граждан.

Люди подневольные: почему чиновникам запрещают критиковать своих коллег

Правила или этика

Некоторые компании формируют пул внутренних документов и политик, где довольно подробно описывают правила и практики, которых следует придерживаться или необходимо избегать. Во многих иностранных структурах есть перечень должностей и, соответственно, пул сотрудников-спикеров. Эти специалисты дают комментарии, экспертные оценки как внешней ситуации, так и реакции на них компании-работодателя.

Поскольку к репутационным рискам такие компании относятся серьезно, эти сотрудники проходят тренинги и читают специальную литературу, общаются с коллегами из пиар-службы, чтобы имидж, формируемый компанией, был достаточно комплексным и без внезапных сюрпризов (как приятных, так и не очень).

Но таких компаний не очень много, поэтому в результатах нашего опроса только 31% опрошенных подтвердили, что для них важно соблюдение этикета в соцсетях.

Люди подневольные: почему чиновникам запрещают критиковать своих коллег

Уволенные за инакомыслие

Возможно ли, что критика работодателя станет официальной причиной для увольнения? Такое развитие событий больше возможно в Европе или Америке. Навряд ли в корпоративном секторе Украины есть однозначно прописанные формулировки законодательных документов, позволяющих увольнять за критику. По крайней мере, в Кодексе законов о труде таких пунктов точно нет. И, насколько я помню, в новой версии Трудового кодекса – тоже.

Конечно, ничто не мешает работодателю «выдавить» разговорчивого критикана по другой статье. Впрочем, и сами сотрудники «держат ухо востро» – 55% участников опроса подтвердили, что стараются не размещать компрометирующей их информации в соцсетях.

Корректно ли распространять такой подход на государственный сектор? Государственные учреждения – все же более публичные организации. В принципе, и цена любого слова сотрудника, высказанного даже в приватной беседе, гораздо выше и весомее. Я полагаю, любой специалист, стремящийся на госслужбу, должен понимать, что критика в данном случае «вдвойне больнее», поскольку это все-таки отличная от бизнеса сфера.

И, кстати, медленнее работающая в силу той бюрократичности, которая накопилась за десятилетия, если не века работы государственной машины. Ведь не секрет: критиковать хочется то, что плохо/непривычно/медленно или некачественно работает. И для специалистов, приходящих, например, на госслужбу из бизнеса, очень многое непонятно: государственная машина работает медленно, непривычно и не всегда эффективно. И, конечно же, хочется ее критиковать либо просто высказать свое мнение, эмоциональную оценку происходящего или поделиться своим ощущением в соцсетях.

Однако следует принять во внимание ту паутину государственных законов, инструкций и прочих регулирующих документов, которые еще не утратили силу и должны быть соблюдены при выполнении должностных обязанностей большинства госслужащих – и сделать на это серьезную поправку.

Возможно, если досконально знать подоплеку той медлительности и неэффективности, поводов для критики станет меньше, или она поменяет адресата. К сожалению, законодательная база меняется не настолько быстро, как нам бы хотелось, и иногда сложно понять, что служит причиной неудовлетворительного состояния текущей ситуации – неэффективность, разгильдяйство или невозможность делать все быстро и качественно в рамках закона.

Кроме того, желание государственных работодателей избавить себя от огульной критики требует более тщательного подхода к подбору сотрудников, их серьезной адаптации, к необходимости приучать себя не говорить лишнего, или не делать это публично – но это больше из системы внутренних ценностей.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы