Шашечки или ехать: чем рискуют адепты Uber

Реализация сервисных инноваций в Украине может во многом противоречить закону
Шашечки или ехать: чем рискуют адепты Uber
Фото Shutterstock

Потенциальный запуск мобильного сервиса заказа такси Uber в Украине вызывал рекордный ажиотаж, вплоть до акций протеста представителей перевозчиков. Основные опасения критиков: появление сервиса повлечет за собой ухудшение качества услуг, таксисты в компании будут работать нелегально, государственный бюджет недосчитается налогов, и никто в итоге не будет нести ответственности за безопасность пассажиров.

25 февраля киевские таксисты провели мирную акцию протеста против запуска Uber в Украине под названием «Uber'ный сговор Кличко». Перевозчики требовали от мэра объяснений, почему выход американского сервиса на украинский рынок всячески поддерживается, хотя работать он будет не вполне легально. 

В преддверии очередного витка конкуренции различных служб извоза следует ожидать и бума рекламы мобильных приложений, предоставляющих услуги такси. Оценить некоторые юридические аспекты этого процесса специально для Forbes постарался Илларион Томаров, старший юрист, руководитель практики ИС МЮГ AstapovLawyers.

В странах Евросоюза, где сервис Uber уже работает, к нему тоже довольно неоднозначное отношение. Услуги американского стартапа значительно дешевле, поскольку нет необходимости выплачивать стоимость лицензии, и не требуется уплата крупных налогов и сборов. Водителям достаточно подписаться на сервис, получить смартфон с необходимым софтом – и можно выходить на работу. В то время как официальным таксистам в Европе надо покупать лицензию стоимостью свыше сотни тысяч евро в год.

Ратующие за прозрачность рынка забывают добавить, что около 80% водителей такси в Украине не зарегистрированы как частные предприниматели и работают без лицензий

Следует понимать, что сервисы Uber, «Уклон» и другие похожие приложения сами не осуществляют перевозок, у них нет в штате водителей, поскольку их функция сводится к обработке и передаче водителям заявок пассажиров. Согласно пункту 24 статьи 7 закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», перевозка пассажиров подлежит лицензированию, и за осуществление такой деятельности без лицензии грозит штраф от 17 000 гривен до 34 000 гривен (ст. 164 КУоАП). Большинство водителей, осуществляющих перевозки с использованием сервисов диспетчерских служб и мобильных приложений, в нарушение требований законодательства осуществляют перевозку без соответствующего разрешения.

При таких обстоятельствах, например, Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей может посчитать, что реклама данных мобильных приложений является ненадлежащей, поскольку она нарушает закон Украины «О рекламе». Согласно этому закону, распространители не могут размещать рекламу, если вид деятельности требует соответствующей лицензии, а рекламодатель не предоставит распространителю рекламы копию лицензии. По прочтении закона складывается впечатление, что отвечает за нарушение распространитель, но, как показывает практика, штраф в размере трехкратной стоимости распространенной рекламы взыщут с заказчика.

Можно предположить, что Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей будет придерживаться практики взыскания штрафов за нарушения законодательства о рекламе с компании, которая рекламирует себя не как диспетчерский пункт, а как такси, но разрешений на перевозки пассажиров и багажа легковым такси нет как у самой компании, так и у ее перевозчиков.

Деятельность по разработке мобильных приложений, как и деятельность по их распространению и использованию, не подлежит лицензированию, и не может рассматриваться как деятельность по осуществлению перевозок. Однако эти приложения при рекламировании будут конкурировать со службами такси.

Мобильные приложения услуг такси позиционируют себя не как службы такси, а как информационные сервисы, посредники которых не несут ответственности за качество предоставленных конкретным водителем услуг, вред и другие возможные негативные последствия

Привлечет ли это внимание Антимонопольного комитета Украины, и, как следствие, риск взыскания штрафа за распространение информации, вводящей в заблуждение (статьи 15-1 закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»)? Сейчас мобильные приложения услуг такси позиционируют себя не как службы такси, а как информационные сервисы, посредники которых не несут ответственности за качество предоставленных конкретным водителем услуг, вред и другие возможные негативные последствия.

Uber, очевидно, стоит перед выбором: обозначить себя как информационный сервис и не брать ответственности за предоставление услуг, или же взять такую ответственность, а вместе с этим – и обязанность по лицензированию услуг перевозки пассажиров. Сегодня в Украине есть два законных варианта такой деятельности:

  1. Регистрация каждого водителя как ФЛП и получение каждым лицензии для осуществления перевозок как самозанятый автомобильный перевозчик; 
  2. Регистрация службы такси и получение лицензии с набором в штат профессиональных водителей, заключив с ними трудовые договоры. Однако, исходя из бизнес-модели Uber в других странах, второй вариант перевозки пассажиров маловероятен.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua
Лидеры мнений
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
8867
Визуализируй это: на что ориентироваться маркетологам в будущем году
Каковы тенденции маркетинга-2017 и на какие инструменты следует опираться
7801
Укроскептики: почему европейские страны тормозят безвизовый режим для Украины
И каковы настроения западного истеблишмента в этом вопросе
4923
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Irina Fruhling
Irina Fruhling — 12.10.2016, 13:12

Я работала в Убер лично, на своей машине, еще два флюенс в аренде. Зарабатівать на своем авто реально от 5-8 тіс в неделю. Убогие таксисты брызжут слюной, пытаясь испортить нам репутацию. Убер платит сполна, и тариф и бонусы. Партнер, через которого подключалась : www.youber.com.ua , 3 дня назад партнеры помогли купить запчасти на Рено, по цене практически вдвое дешевле, чем в среднем в Киеве!

Максим Бужор
Максим Бужор — 10.03.2016, 23:41

И вот ответ, как загадочный Uber может легально работать, не нарушая законов Украины:
- Регистрация каждого водителя как ФЛП и получение каждым лицензии для осуществления перевозок как самозанятый автомобильный перевозчик.
Аналогично и с PayPal - хочешь работать, бери и работай, тебе дают технологично-инновационный продукт. А если ты обезьяна, это твои проблемы))).

Последние мнения
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
Визуализируй это: на что ориентироваться маркетологам в будущем году
Каковы тенденции маркетинга-2017 и на какие инструменты следует опираться
The EX-Files: что стоит за борьбой с украинскими файлообменниками
И возможно ли таким образом преодолеть использование нелицензионного контента в стране
Частная медицина Украины: плохие и хорошие новости
Зачем врачам изучать базовые правовые вопросы, нюансы налогообложения и элементарный маркетинг
Самый важный стимул, или Дерегуляция по-польски
Как польский опыт поможет украинскому бизнесу выжить и конкурировать на мировом рынке
Запасаемся выдержкой: будет ли Украина с качественным украинским коньяком
И почему норма о минимальном содержании отечественных спиртов благотворна для отрасли
Соискательство в Сети: особенности виртуального рынка труда
И как проявляется его доминирующая роль в «цифровой» экономике
Укроскептики: почему европейские страны тормозят безвизовый режим для Украины
И каковы настроения западного истеблишмента в этом вопросе