Дороже денег: как рынок прямых продаж преодолел кризисный 2015-й

Импортную продукцию компаний прямых продаж украинцы покупают в чуть меньших объемах, но так же часто, как и раньше
Дороже денег: как рынок прямых продаж преодолел кризисный 2015-й
Фото shutterstock

Нестабильная ситуация в экономике Украины остается вызовом для отрасли прямых продаж. Поэтому прошлый год соответствующие компании провели в поиске компромисса между экономическими реалиями и важностью сохранения массового покупателя. После рекордных показателей января-марта 2015-го пришлось оптимизировать бизнес-процессы: они готовы поступиться частью прибыли, поскольку видят в Украине перспективный рынок.

Подсчет результатов за прошлый год, проведенный Украинской ассоциацией прямых продаж, показал, что прямые продажи в стране выросли почти на 30% и достигли 5,3 млрд гривен (без учета НДС). Об успехах и дальнейших перспективах этого сегмента рынка специально для Forbes рассказал Томаш Мурас, председатель совета директоров УАПП*.

Прямые продажи занимают значительную долю парфюмерно-косметического рынка, чистящих средств, товаров для здорового образа жизни. И хотя экономические потрясения не обошли нас стороной, и в единицах продукции мы констатируем снижение на 22%, количество покупок осталось практически тем же, что и год назад – 9,3 млн заказов в год. При этом количество дистрибьюторов, которые продвигают продукцию компании прямых продаж на рынке, составляет более миллиона человек – как и в 2014 году.

Дороже денег: отрасль прямых продаж сохранила миллион дистрибьюторов в 2015 году

Другими словами, экономическая ситуация повлияла на объемы разовых покупок украинских потребителей, но существенно не сказалась ни на частоте заказов, ни на количестве заказчиков. Отрасль сохранила своего покупателя, и это большая победа, учитывая, что компании предлагают импортную продукцию из США, ЕС, и напрямую зависят от курса гривны.

Сейчас открытым вопросом остается, насколько долго экономика Украины будет восстанавливаться. Если мы увидим улучшение в ближайшие годы – это один сценарий для участников рынка. Они готовы потуже затянуть пояса и работать в два раза больше, чтобы получить прежний результат. Но если придется настраиваться на длительный кризисный период – это уже другой сценарий, пока малоизвестный, поскольку подобного опыта на украинском рынке еще не было.

Особенность прямых продаж в том, что они опираются на предпринимательскую инициативу. Это дает отрасли дополнительную устойчивость в сравнении с отраслями, использующими другие виды дистрибуции. В прошлом году малый бизнес лихорадило от новостей о налоговой реформе. Несмотря на невысокий уровень ставок налогообложения, массового открытия новых бизнесов в Украине не происходит.

В прошлом году малый бизнес лихорадило от новостей о налоговой реформе. Несмотря на невысокий уровень ставок налогообложения, массового открытия новых бизнесов в Украине не происходит. Неуверенность в будущем и экономическая нестабильность сдерживает украинцев

«Бума» малого предпринимательства, который мы могли наблюдать после реформ в Польше и других странах Восточной Европы, сейчас в Украине нет. Неуверенность в будущем и экономическая нестабильность сдерживают украинцев. Им нужна поддержка, чтобы сделать первый шаг, нужны позитивные новости о содействии предпринимательству, а не устрашающие сценарии об умножении налогов и усложнении администрирования в бизнесе. Предпринимательство остается пока самым реальным вариантом повышения уровня жизни украинской семьи, поскольку сокращение рабочих мест и инвестиций усложняет ситуацию на рынке труда.

Улучшение предпринимательского климата стимулирует отрасль прямых продаж в любой стране мира. По нашим подсчетам, примерно 36% дистрибьюторов в Украине – это молодежь до 35 лет. Молодые инициативные украинцы, которые не боятся пробовать что-то новое, готовы много работать и зарабатывать, и при этом хотят самостоятельно распоряжаться своим временем. Это самая активная часть людей не только для нашей отрасли, но для всей страны. Важно удержать их в Украине, дать им возможности для заработка. 

Дороже денег: отрасль прямых продаж сохранила миллион дистрибьюторов в 2015 году

Прямые продажи во всем мире обычно воспринимаются как «женский бизнес». Тем не менее, доля мужчин-дистрибьюторов в Украине увеличивается примерно на 2% в год, и сейчас составляет уже 18%. Такое же соотношение мужчин и женщин в прямых продажах в целом по Европе.

Наибольшее количество дистрибьюторов мы отмечаем в Киеве (почти 11% от общего числа), Днепропетровске (почти 9%), Одессе (8,5%) и Харькове (7%). Еще два года назад в список топ-регионов входили восточные области Украины, однако многие предприниматели перенесли свой бизнес в другие области, продолжая заниматься тем же делом, и за это время восстановив свои обороты. Все это еще раз подтверждает, что взаимодействие частных предпринимателей и крупных компаний имеет ключевое значение для нашей отрасли. 

Дороже денег: отрасль прямых продаж сохранила миллион дистрибьюторов в 2015 году

Украинская ассоциация прямых продаж (УАПП) – объединение компаний, осуществляющих деятельность в сфере прямых продаж товаров и услуг в Украине. Создана в 2001 году для содействия развитию индустрии путем внедрения высоких стандартов обслуживания потребителей, этического и ответственного ведения бизнеса. УАПП входит в Европейскую ассоциацию прямых продаж (SELDIA) и Всемирную федерацию ассоциаций прямых продаж (WFDSA). Членами УАПП являются ведущие компании прямых продаж: ООО «Эмвей Украина», ДП «Эйвон Косметикс Юкрэйн», ДП «Фаберлик-Украина», ООО «Форевер Ливинг Продактс Юкрейн», ООО «Гербалайф Украина», ООО «Мэри Кэй (Украина) Лимитэд», ООО «Ну Скин Энтерпрайзес Украина», ДП «Орифлэйм Косметикс Украина», ООО «Тиенс Украина».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы