Нетворкаут: как заводить полезные связи в бизнес-сообществе

О важности нетворкинга для стартапера и особенностях коммуникации с иностранными бизнес-партнерами
Нетворкаут: как заводить полезные связи в бизнес-сообществе
Фото shutterstock

Выстраивание отношений внутри любого бизнес-сообщества – это важный навык, которым должны владеть все участники – от топ-менеджера до программиста. Стартаперское комьюнити здесь тоже не исключение – с помощью нетворкинга находятся инвесторы, сотрудники, партнеры, запускаются новые проекты.

Развитая сеть контактов для амбициозного стартапа – это половина успеха. В отличие от большого бизнеса, первоочередная цель нетворкинга в стартапе – попадание в хороший бизнес-акселератор, где затем налаживание контактов будет возрастать в геометрической прогрессии. Тут все и начинается.

Трамплин для прыжка: стартовый капитал визиток

Инкубационная программа – идеальный старт как для запуска и развития проекта, так и для поиска инвесторов, партнеров и перспектив. Когда начинающий стартапер попадает в акселератор, то контакты и знакомства начинают происходить сами собой, в огромном количестве. Чем выше по уровню инкубатор, тем больше он приглашает успешных профессионалов проводить лекции и мастер-классы. На таких ивентах чаще всего и нарабатываются полезные связи и знакомства.

В 2013-м мы с партнерами основали собственный проект Gigmngr.com, который вскоре стал Poptop.fm с несколько измененной бизнес-моделью. Poptop – это маркетплейс, который помогает организаторам ивентов и артистам разных жанров находить друг друга и сотрудничать. С этим стартапом и стали резидентами киевского акселератора EastLabs, где прошли очень насыщенную встречами и знакомствами программу – ежедневные лекции и мастер-классы различных гостей, приглашенных в инкубатор, в том числе и иностранных.

Помимо этого, мы как стартап несколько раз в неделю участвовали в сессиях, которые также подразумевали непрерывное общение внутри стартаперского сообщества, налаживание связей с гостями, коллегами и менторами, которые обучали нас, каким должен быть продукт, и как его выводить на рынок.

После пребывания в акселераторе мы не только определили для себя нужный вектор развития, но и нашли новых бизнес-партнеров, завязали множество важных рабочих контактов, практически со всеми нашими коллегами общаемся, обмениваемся опытом и поддерживаем связь через социальные сети, которые на сегодняшний день являются мощнейшим инструментом поддержки деловых отношений.

Совет 1: От знакомства к дружбе

Не бойтесь перейти границу и начать общаться более близко. Даже в деловых контактах прежде всего я стараюсь перейти от формальных отношений к дружеским. Это касается и общения в социальных сетях, и при личном контакте. Ведь несложно иногда поинтересоваться у человека, как у него дела или над чем он сейчас работает. Это создает дружескую атмосферу в общении и помогает развиваться дальнейшим контактам.

Совет 2: Pay forward

Если есть возможность оказать услугу человеку, с которым познакомились – сделайте это. Можно считать это своеобразной инвестицией в будущее – когда понадобится, сможете обратиться к этому человеку с ответной просьбой. Мелочь, но довольно-таки важная. В принципе, все общение, и деловое в том числе, состоит из таких вот важных мелочей.

Social Media Boom, или Визитки больше не нужны

Нетворкаут: как заводить полезные связи в бизнес-сообществе
Фото shutterstock

Социальные сети и мессенджеры – это основа современного нетворкинга. Вы абсолютно интегрированы во все процессы, которые происходят в обществе, и в бизнесе, если активно пользуетесь Facebook, LinkedIn, Skype, Viber, WhatsApp и другими приложениями.

Еще на стадии запуска «Ленточки», когда появилась идея закупать контрольные браслеты для вечеринок и концертов, встал вопрос о поиске поставщиков. И здесь помогли интернет и социальные сети – мы просмотрели много разных компаний, производящих браслеты, в итоге нашли нужную в США и договорились о поставках.

С помощью одних только социальных сетей прекрасно можно подобрать штат сотрудников, и все они будут работать либо хорошо, либо очень хорошо

В определенный момент поняли, что необходимость в визитках отпала, потому что нужного человека всегда можно найти в LinkedIn, и необязательно тратить свое и чужое время на встречу, когда можно все рабочие вопросы обсудить в скайпе. Каждое знакомство закрепляется follow-up в Facebook и в LinkedIn, где сейчас у меня 5000 и более 500 контактов соответственно. Важно стараться оживлять контакты с потенциальными партнерами время от времени, напоминать о себе, не терять связь – никогда не знаешь, в какой момент тебе может понадобиться тот или иной человек. Разумеется, стоит делать это не слишком навязчиво, но и не только тогда, когда вам необходима какая-то услуга, а например, поздравлять с личными праздниками и успешными проектами, интересоваться тем, что у них происходит.

С помощью одних только социальных сетей прекрасно можно подобрать штат сотрудников, и все они будут работать либо хорошо, либо очень хорошо. Мы набрали в свой проект DelFast, который вышел на польский рынок, сотрудников через Facebook, все уже больше года работают, и отлично справляются. Через социальные сети легко посмотреть и понять, чем человек увлекается, как мыслит, и что его занимает. Этого достаточно, чтобы сделать вывод о его профпригодности.

Совет 3: Принцип «шести рукопожатий»

Нетворкинг происходит по закону больших чисел – чем больше контактов у знакомых, тем большим количеством контактов располагаешь. Несмотря на то, что контакты через других абсолютно случайны, они могут быть крайне полезными.

С миру по нитке: еще немного опыта

Стоит помнить о том, что и инвесторы пользуются социальными сетями, анализируют активность и открытость стартаперов. В июне прошлого года мы запустили производство в Китае, и инвестор для китайской фабрики нашелся именно через Facebook, а не благодаря бесконечным питчам, звонкам и штату сотрудников. Разумеется, главными факторами для инвесторов остаются конкурентное преимущество проекта и жизнеспособность бизнес-модели, но и роль социальных сетей становится все более значимой.

Кроме того, мы ощутили важность «правильных» знакомств, когда начали выводить Poptop на рынок Великобритании в рамках программы Sirius от британского правительства. Благодаря очень сплоченному стартап-сообществу мы смогли достаточно быстро решить все юридические и финансовые вопросы. Мы также быстро нашли партнеров, которые помогли нам построить эффективную команду поддержки клиентов (что не всегда очень просто на новом «иностранном» рынке). В этом большая заслуга непосредственно самого Торбена Майгаарда, который не только вложил средства в проект, но и предоставил нужные для работы в Британии контакты и поделился опытом работы на этом рынке.

Через социальные сети легко посмотреть и понять, чем человек увлекается, как мыслит, и что его занимает. Этого достаточно, чтобы сделать вывод о его профпригодности

С другой стороны, несмотря на общую открытость людей к нетворкингу на Западе, самые «нужные» и важные знакомства получать очень сложно. Если вы нацелены на крупного инвестора или бизнес-партнера – по правилам хорошего тона, вас должны представить. Вы, конечно, можете написать холодное письмо, но шансы, что на него ответят, гораздо ниже. Именно в таких случаях систематическое общение с коллегами по индустрии особенно важно. Благодаря эпизодическим знакомствам за пивом и пиццей мы получили несколько очень важных для нас партнерств, включая партнерства с такими компаниями, как Eventbrite.

Совет 4: Отнеситесь к своим профилям как к бесплатному промо – подготовьте почву для нетворкинга

Это очевидно, но все еще не многие «поддерживают форму своих страниц». А ведь каждый потенциальный «друг», «инвестор» или «сотрудник» почувствует себя некомфортно на пустой странице и закроет ее ( «ему, наверное, есть что скрывать»). Facebook должен отражать в равной степени не только интересную личность, но и профессионала. Так как уделять этому время становится все сложнее, не забывайте, что есть сервисы автоматического подбора контента по категориям – многие ими пользуются.

Совет 5: Интро

Всегда проще предстать в более выгодном свете перед новым знакомым, если вас представят, или еще лучше, если дадут положительную рекомендацию, поэтому надо попросить кого-то из общих друзей сделать интро и  коротко рассказать о вас и вашей деятельности.

Умение заводить нужные связи и знакомства, как и любой другой навык, нарабатывается и оттачивается годами, появляются какие-то свои лайфхаки, взращенные на личном опыте. За то время, что занимаюсь бизнесом и стартапами,  понял, что хорошо работают простые и всем знакомые принципы, следуя которым, можно использовать возможности нетворкинга по максимуму.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы