»звлечь из недр: как ”краина учитс€ зарабатывать на открытых аукционах дл€ недропользователей

Ћюба€ компани€ уже может прийти на аукцион и купить себе участок, но остаетс€ каста избранных и нечестных претендентов.  ак с ними боротьс€?
»звлечь из недр: как ”краина учитс€ зарабатывать на открытых аукционах дл€ недропользователей
‘ото Shutterstock

22 марта 2016 года в ”краине прошел первый в этом году открытый аукцион по продаже спецразрешений на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых. Ќе обошлось без скандала. Ќепосредственно перед торгами из числа участников был исключен Ђётекснафтогазї, зато два нефтегазовых участка достались фирмам, созданным буквально за мес€ц до самого аукциона Ц ќќќ ЂЌафтогазэнергопромї и ќќќ Ђ”кргаздобї.  роме того, их руководители также оказались неизвестны в профессиональной среде.

”краина перешла на полностью открытые аукционы по продаже месторождений в 2015 году. »нициатива принадлежала √осударственной службе геологии и недр ”краины, и соответствовала рекомендаци€м ≈— и јссоциации геослужб ≈вропы по реформированию отрасли недропользовани€. ¬ прошлом году было проведено три аукциона, которые в определенной мере можно назвать пилотными. Forbes обратилс€ к Ќиколаю Ѕо€ркину, врио главы √осгеослужбы, с просьбой подвести первые итоги такой практики, прокомментировать сложные моменты, с которыми столкнулась аукционна€ комисси€, а также озвучить, какие изменени€ необходимо внести в законодательные акты.

√лавный критерий Ц цена

¬ результате трех аукционов, проведенных в 2015 году в формате открытых торгов, в госбюджет было привлечено пор€дка 45 млн гривен, при том, что стартова€ цена участков составл€ла всего 12 млн. —овокупна€ стоимость продажи лотов превысила стартовую в 3,7 раза, а мартовские торги 2016-го принесли в бюджет дополнительные 3 млн гривен.

ќднако были случаи, когда выставленные участки не выкупались: фирмы вели торги, и, подн€в максимально цену, просто отказались от выкупа лота. ”частки пришлось выставл€ть повторно.   сожалению, риски по срыву аукционов остаютс€, новые фирмы, подавшие за€вки на участие в аукционе, также могут отказатьс€ от выкупа лота. ѕоэтому дл€ нас очень важно найти механизмы более тщательной оценки предпри€тий на предмет их реальных намерений при участии в торгах.

„тобы нивелировать риски прихода в отрасль недобросовестных недропользователей, еще в 2015 году —лужба по собственной инициативе внедрила практику их дополнительных проверок перед выдачей спецразрешений

Ќа аукцион 22 марта 2016 года из изначально предложенных 11 участков на торги попало восемь. ѕо двум участкам аукционна€ комисси€ не получила ни одной за€вки, еще на один участок была подана всего одна. ¬ целом мы получили 31 за€вку на восемь участков Ц и это очень хороший показатель, подтверждающий, что рынок начал понемногу оживать, у потенциальных недропользователей по€вилс€ реальный интерес. ƒл€ сравнени€, в 2015 году на первом аукционе была подана 21 за€вка на шесть лотов, на втором Ц 14 за€вок на п€ть лотов, в третьем Ц 13 за€вок на шесть лотов.

«а€вки на участие в аукционе принимаютс€ от всех претендентов, которые подали необходимый пакет документов. ¬ торгах 22 марта т.г. к участию не было допущено ќќќ Ђётекснафтогазї из-за отсутстви€ документов, подтверждающих регистрацию юридического лица. ќбоснованность решени€ аукционного комитета √осгеонедра уже подтверждена судом. ¬ то же врем€ спецразрешени€ на разработку двух нефтегазовых месторождений приобрели компании, зарегистрированные незадолго до проведени€ торгов. ¬о-первых, √осгеонедра придерживаетс€ принципов равной конкуренции. ¬о-вторых, согласно действующему законодательству (а именно, постановлению  ћ є594, которое регулирует пор€док проведени€ аукционов), у —лужбы нет оснований отказать кому-либо из за€вителей на участие в аукционе по признаку даты регистрации или личности его представител€.

„тобы нивелировать риски прихода в отрасль недобросовестных недропользователей, еще в 2015 году —лужба по собственной инициативе внедрила практику их дополнительных проверок перед выдачей спецразрешений. ѕрежде чем выдать спецзразрешение (как по результатам аукциона, так и вне аукционной процедуры), мы отправл€ли запросы в јнтимонопольный комитет ”краины, √осударственную фискальную службу, —Ѕ” и ћ¬ƒ. ¬ ходе таких проверок правоохранительные органы вы€вили несколько фирм с подозрением на финансирование терроризма и другие правонарушени€ Ц и мы, безусловно, отказали таким компани€м в выдаче спецразрешений.

„тобы закрепить подобную практику на законодательном уровне, мы предложили внести изменени€ в постановление  ћ” є594.ѕредлагаетс€ раскрытие конечного бенефициара дл€ всех участников аукциона, а также об€зательные проверки каждого предпри€ти€ (в т.ч. финмониторинг), претендующего на получение спецразрешени€, на предмет финансировани€ терроризма и легализации денег, полученных преступным путем.

ћы просим увеличить срок от объ€влени€ аукциона до его проведени€ с 30 до 75 дней, чтобы у —Ѕ”, ћ¬ƒ, √‘— и јћ ” было больше времени на проверку недропользователей и их бенефициаров, и чтобы максимально избежать по€влени€ на аукционах одиозных личностей и компаний. ”величение этого срока также необходимо крупным международным компани€м, которые ввиду сложных корпоративных процедур порой просто не успевают подготовить документы и подать за€вку.

“акже мы выступаем за то, чтобы заседани€ аукционной комиссии шли в пр€мом эфире, а запись и все данные об участниках аукционов были открыты и доступны на сайте √осгеослужбы

ƒиалог с облсоветами

–аньше недропользователь сам подавал в √осгеослужбу все разрешительные и сопутствующие документы от ћинприроды, √осгорпромнадзора, облсоветов. Ќо в декабре 2015 года –егул€торна€ служба и ћЁ–“ внесли изменени€ в постановление  ћ є615, которые соответствуют закону Ђќ разрешительной системеї. » сегодн€ —лужба должна самосто€тельно в 60-дневный срок подготовить весь пакет документов по за€вке и прин€ть решение: дать недропользователю лицензию или отказать.

ћы честно поделили этот срок: 30 дней отвели ћинприроды, √осгорпромнадзору и облсоветам на выдачу согласований, и 30 дней определили дл€ —лужбы Ц на изучение документов аукционной комиссией и прин€тие соответствующего решени€. ¬плоть до последнего времени без получени€ согласований от облсовета —лужба де-юре не имела права выдать спецразрешение за€вителю.

ѕо нашей статистике, за последние два года 73% за€вок недропользователей облсоветы не согласовали, а восемь облсоветов не удовлетворили вообще ни одной за€вки. —огласно новым законодательным нормам, если в облсовет был направлен запрос, и на него не получен ответ, решение считаетс€ автоматически прин€тым в пользу недропользовател€. ƒействует так называемый принцип Ђмолчаливого согласи€ї.

¬месте с тем мы понимаем, что срок 60 дней Ц слишком мал. ѕо законодательству, областные советы должны проводить сессии раз в квартал, то есть раз в 90 дней. »менно поэтому мы предлагаем увеличить срок рассмотрени€ документов облсоветами до 90 дней. ѕри этом норма Ђмолчаливого согласи€ї останетс€ неизменной.

—огласно новым законодательным нормам, если в облсовет был направлен запрос, и на него не получен ответ, решение считаетс€ автоматически прин€тым в пользу недропользовател€. ƒействует так называемый принцип Ђмолчаливого согласи€ї

” √осгеонедра есть еще один мощный ресурсный сегмент дл€ расширени€ практики аукционов Ц это сн€тие преференций дл€ государственных предпри€тий, так как сейчас компани€ даже при 25%-ной доле госсобственности имеет право получить спецразрешение в обход аукциона. “ака€ же возможность есть у предпри€тий, владеющих целостными имущественными комплексами (÷» ).

ћы выступаем за то, чтобы преференцию по первому признаку однозначно исключить, даже дл€ предпри€тий со 100%-ной госсобственностью. ¬о втором случае нужно подойти более взвешенно. —овсем упразднить норму про ÷»  как основу дл€ получени€ спецразрешени€ было бы некорректно, потому как дл€ предпри€ти€, к примеру, по производству воды Ц водна€ скважина €вл€етс€ частью замкнутого цикла производства. ѕохожа€ ситуаци€ и по √ќ ам, когда предпри€ти€ стро€т в непосредственной близости к карьеру. ѕоэтому предлагаем, чтобы в случае геологического изучени€ ÷»  можно было брать в аренду (поскольку изучение Ц это большие инвестиции и риски), а в случае добычи он должен быть в собственности компании, что гарантирует сохранность целостного производства.

¬ 2015 году из 136 выданных спецразрешений 22 пришлись на участки, подпадающие под норму ÷»  и, соответственно, не выставленные на аукцион. ќни принесли 200 млн гривен дохода в госбюджет, потому как при получении спецразрешени€ вне аукциона недропользователь в об€зательном пор€дке оплачивает стоимость этих разрешений и стоимость пользовани€ недрами.

“акже предлагаем сократить срок действи€ лицензии на геологоразведку с п€ти до трех лет. Ѕыли случаи, что по истечении срока действи€ спецразрешени€ никакие полезные ископаемые не подтверждались. ј при изменении сроков —лужба сможет эти участки выставить на новый аукцион раньше, либо стимулировать действующего недропользовател€ выполн€ть свои об€зательства. —егодн€ эта и другие нормы обсуждаютс€ в  абинете министров, и мы надеемс€ на их прин€тие в ближайшее врем€.

≈сли вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES ¬ —ќ÷»јЋ№Ќџ’ —≈“я’
 омментариев 0
¬ойдите, чтобы опубликовать комментарий
ѕоследние мнени€
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
 акие задачи л€гут на плечи команды, а какие Ц непосредственно на владельца
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
„ем отличаетс€ поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
—кромное оба€ние биткоина: украинские реалии использовани€ криптовалют
ѕри том, что криптовалюты пока официально запрещены, ”краина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Ќовый-старый пор€док аттестации от ћинюста: что изменилось
ќб особенност€х нового пор€дка аттестировани€ состава √осударственной уголовно-исполнительной службы ”краины
Ёкспортные мифы, или  ак покорить ¬еликую  итайскую стену
–ынок  Ќ– сверхпривлекателен дл€ экспортеров всего мира, продукци€ которых сегодн€ китайскому потребителю кажетс€ гораздо интереснее, чем украинска€
—колько стоит профессиональное выгорание персонала
» как бизнес может застраховатьс€ от проблем с сотрудниками
–азрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложени€
 аковы новые правила налогообложени€ процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых Ђоблигаций участи€ в кредитеї на международных рынках капитала
ѕринуждение в частном пор€дке: новшества в сфере исполнени€ судебных решений
—танет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы