Станет ли инфляционное таргетирование спасением для гривны

И на какие особенности для украинской экономики следует делать скидку стратегам НБУ
Станет ли инфляционное таргетирование спасением для гривны
Фото shutterstock

В марте Национальный банк Украины заполнил информационное пространство новостями о грядущем переходе к инфляционному таргетированию. Аргументируя необходимость новых ориентиров денежно-кредитной политики требованиями МВФ и примером других развивающихся стран, уже прошедших данный путь – правда, в несколько иных трендах мировой экономики – Нацбанк рассчитывает, что данный механизм позволит обеспечить стабильность цен и вывести украинскую экономику из пике. Эксперт Forbes предлагает разобраться, действительно ли таргетирование инфляции является столь действенным инструментом, и каковы предпосылки и трудности внедрения данного подхода.

В первую очередь стоит отметить, что, несмотря на популистски-критические заявления в адрес НБУ о необходимости поддержания стабильного обменного курса со ссылкой на 99-ю статью Конституции Украины: «Забезпечення стабільності грошової одиниці є основною функцією центрального банку держави – Національного банку України», в Законе о НБУ (статья 6) расшифровывается, что не валютный курс, а именно ценовая стабильность понимается под стабильностью денежной единицы. А согласно глоссарию того же закона (статья 1), «цінова стабільність – збереження купівельної спроможності національної валюти шляхом підтримання у середньостроковій перспективі (від 3 до 5 років) низьких, стабільних темпів інфляції, що вимірюються індексом споживчих цін».

Такое расхождение в трактовке вызвано тем, что до 2010 года под ценовой стабильностью в законе понимали «утримання системи цін на певному рівні шляхом підтримки стабільного курсу грошової одиниці України». Кстати, изменение мандата НБУ произошло еще в 2010 году, при президенте Викторе Януковиче и главе НБУ Владимире Стельмахе, однако лишь сейчас мы действительно наблюдаем попытки реализации этого подхода.

Инфляционное таргетирование не означает полный отказ от контроля обменного курса национальной валюты

Что же такое «инфляционное таргетирование» и действительно ли оно соответствует целям «ценовой стабильности»? Алан Гринспен описывал ценовую стабильность как макроэкономическую среду, в которой инфляция не влияет на решения бизнеса и потребителей. В свою очередь, инфляционное таргетирование задает ориентиры динамики индекса потребительских цен, которые бизнес и потребители будут закладывать в свои прогнозы и учитывать в своих ожиданиях.

Кроме того, инфляционное таргетирование не означает полного отказа от контроля обменного курса национальной валюты. По данным МВФ, в 2014 году данного режима в его традиционном понимании (когда валютные интервенции рассматриваются как экстраординарные меры) придерживались лишь 10 стран, из которых только две развивающихся. Отрадно, что Национальный банк демонстрирует понимание необходимости взаимосвязанного управления валютной и денежно-кредитной политиками и готов проводить интервенции для сглаживания чрезмерной волатильности обменного курса.

Реализация политики инфляционного таргетирования осуществляется через механизм монетарной трансмиссии. Путем изменения учетной ставки Национальный банк влияет на стоимость своих активно-пассивных операций с коммерческими банками, и далее, опосредованно – на стоимость краткосрочных средств для конечного заемщика и инвестора. Согласно «методичке» Нацбанка, повышение процентной ставки происходит при реализации политики «дорогих денег» с целью сдерживания инфляции, а снижение ставки – для предоставления «дешевых денег» и активизации экономики.

И тут возникает понятийный диссонанс: согласно экономической теории, политика «дорогих денег» реализуется в случае перегрева экономики, избытка предложения денег, роста  доходов и производства, и, следовательно, надувания «экономического пузыря» и высокого значения инфляции. В украинской экономике действительно наблюдается высокая инфляция, однако ее причины кардинально противоположны: ухудшение покупательской способности населения вследствие гиперинфляции и спада производства по политическим и военным причинам. На этом фоне сохраняются девальвационные ожидания населения и недоверие к финансовой системе. В этих условиях политика «дорогих денег» и сохранение высокой учетной ставки оказывают исключительно негативное влияние на экономику Украины.

К сожалению, «топорные» действия Нацбанка по очистке банковского рынка не только устраняют неработающие финучреждения, но и негативно влияют на нормально функционирующие, вредят успешным мелким банкам, а также подрывают доверие к банковской системе в целом

Необходимо снижать учетную ставку и, как следствие, доходность депозитных сертификатов, стимулировать банки к кредитованию реального сектора. Только работающая экономика позволит обеспечить стабильность валютного курса; повышение доли товаров, произведенных в Украине, позволит снизить влияние курса на инфляцию, и, в результате, инфляция станет более управляемой монетарными методами. Кроме того, работающая экономика позволит повысить рейтинги и инвестиционную привлекательность страны и обеспечит приток иностранных инвестиций в реальный сектор.

Следует учитывать, что степень развития финансовых рынков определяет скорость реакции денежного рынка, а следовательно и экономики в целом, на изменения процентной ставки. Слабость финансового сектора существенно ограничивает эффективность политики инфляционного таргетирования.  К сожалению, «топорные» действия Нацбанка по очистке банковского рынка не только устраняют неработающие учреждения, но и негативно влияют на нормально функционирующие, вредят успешным мелким банкам, а также подрывают доверие к банковской системе в целом.

Одной из базовых предпосылок для внедрения режима ИТ является открытость коммуникационных каналов. Центральному банку необходимо качественно разъяснять свою денежно-кредитную политику, доказывать эффективность своих методов работы, несмотря на недовольство общественности. И по моему скромному мнению, на сегодняшний день в Нацбанке очень сильная пресс-служба, однако доверие будет формироваться не через прессу, а через реализацию прогнозов и достижение поставленных целей.

Инфляционное таргетирование по своей сути есть управление ожиданиями, и если они не будут оправдываться, то доверие к регулятору будет подорвано. Здесь также следует отметить необходимость ответственности руководства НБУ за неэффективную реализацию монетарной политики. Например, в Бразилии, Великобритании, Израиле, Таиланде, Турции в случае несоблюдения таргета инфляции управляющий центробанка должен направить министру финансов или правительству открытое письмо с указанием причин отклонения, необходимых мер и временного горизонта, в течение которого эти меры станут эффективными.

Кроме того, во многих странах предусмотрены регулярные (от ежеквартальных до ежегодных) парламентские слушания главы центробанка по ключевым вопросам монетарной политики, однако, учитывая удручающе низкий уровень финансовой грамотности наших депутатов и настолько же высокий уровень их популизма, на пользу этого механизма подотчетности в нашей стране рассчитывать не стоит.

В Бразилии, Великобритании, Израиле, Таиланде, Турции в случае несоблюдения таргета инфляции управляющий центробанка должен направить министру финансов или правительству открытое письмо с указанием причин отклонения, необходимых мер и временного горизонта, в течение которого эти меры станут эффективными

Анализируя эффективность реализации политики инфляционного таргетирования, нельзя обойти вниманием альтернативную точку зрения в исследовании Болла и Шеридана в 2005 году. Авторы сравнили страны с альтернативными монетарными режимами и пришли к выводу, что успехи стран с режимом ИТ вписываются в общемировые макроэкономические тенденции.

Ряд вопросов остаются открытыми: есть ли у Нацбанка план Б на случай непредвиденных шоков, вызванных как внутренними геополитическими или экономическими причинами, так и влиянием внешней макроэкономической среды? Кто и как будет считать индекс потребительских цен? Сложная методика Госстата, основанная на 335 товарах, открывает большое поле для потенциального манипулирования цифрами. Поэтому для формирования доверия к регулятору и его таргетам крайне необходимо, чтобы публикуемая статистика подтверждалась эмпирическим ощущением «пересічного споживача», заходящего в магазин за дежурным набором продуктов. Удастся ли Нацбанку (совместно с налоговой) снизить долю теневой экономики в ВВП Украины (скромно оцениваемую МЭРТ на уровне 40-50%), которая не поддается влиянию монетарных инструментов?

Резюмируя, можно отметить: для успешной реализации политики инфляционного таргетирования необходима эффективная бюджетно-налоговая система, гибкий обменный курс без сомнительных валютных ограничений, здоровая и сильная банковская система, работающие рынки капитала и доверие к центробанку. При совокупности вышеупомянутых факторов украинская экономика будет демонстрировать впечатляющие темпы роста, что позволит повысить благосостояние народа и страны в целом.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы