Отдать в надежные руки: что нового в практике аутсорсинга

И почему кризис – удачное время увеличивать зарплаты и расширять бизнес
Отдать в надежные руки: что нового в практике аутсорсинга
Фото shutterstock

События, которые произошли в Украине и во всем мире за два последних года, оказали существенное влияние на бизнес. А учитывая то, что у кризисных явлений – в основном глубоко негативный окрас, важнейшим достижением для любой компании является поддержание на высоком уровне качества производимых товаров или предоставляемых услуг. Особенно если речь идет о работе людей с людьми, где критично важны мотивация персонала и поддержание бесперебойной работоспособности всей системы. То, что многие называют словом «кризис», служит для аутсорсинга прекрасной почвой для развития. В этом уверен Олег Чернобривцев, CEO Adelina Call Center, который специально для Forbes поделился опытом развития возглавляемой ним компании в кризисные времена.

Экономия путем уменьшения фиксированных затрат, особенно связанных с зарплатой персонала и переводом неосновных бизнес-процессов на сторонних подрядчиков, становится актуальной задачей. Кроме того, в нашей сфере бизнеса в структуре затрат около 70% занимает оплата труда, и всего лишь 25% – аренда и плата за телекоммуникации, где существенных изменений цен не наблюдалось. Это дает резерв для увеличения уровня зарплат и сохранения рентабельности в целом.

Плюс ко всему, экономить можно и за счет оптимизации инвестиций в материальную базу. Например, сегодня достаточно распространена практика, когда при закрытии компаний (особенно в финансовом секторе) их практически новое имущество уходит с молотка по привлекательной цене. В первую очередь это компьютерная техника, серверное и коммутационное оборудование, которое достаточно быстро устаревает, и поэтому продается, как правило, с существенным дисконтом. 

Еще один насущный вопрос, перед решением которого оказались многие украинские компании – защита от внешних вызовов и угроз. В нашем случае, к примеру, таким вызовом стал конфликт с Государственной фискальной службой. Летом 2014 года в головном офисе нашей компании был проведен обыск представителями налоговой милиции. Это, к счастью, не привело к остановке бизнес-процессов, но создало непродуктивные задачи для менеджмента, и спровоцировало дополнительные затраты, которые были понесены в основном на юридическую поддержку.

Каждый решает такую ситуацию индивидуально. Кто-то ввязывается в длительные судебные тяжбы, кто-то пытается «договориться». Мы же запустили процесс разделения компании, и выделили новую структуру по предоставлению аутсорсинговых услуг call-центра. Это позволило диверсифицировать бизнес, максимально защитив его в будущем от подобных ситуаций и рисков давления со стороны контролирующих и правоохранительных органов, с которыми, в частности, в 2015 году столкнулись десятки украинских IT-компаний, где в результате обысков и изъятия имущества деятельность, по сути, останавливалась на неопределенное время. А это – потеря клиентов и убытки.

Вместе с тем, даже имея желание и возможности расширяться, большинство компаний год от года сталкиваются с нехваткой квалифицированного (а зачастую – любого) персонала. Причина кроется в плохой демографии 1990-х, когда рождаемость в Украине стремительно падала вплоть до середины 2000-х. Кроме того, негативная демография усилилась оттоком людей для участия в АТО, переездом на учебу и работу в другие страны. Так, значительное число украинцев уехали в Польшу. 

Даже имея желание и возможности расширяться, большинство компаний год от года сталкиваются с нехваткой квалифицированного персонала

Через нас за десятилетие прошли десятки тысяч резюме. И если в 2004 году из 100 отобранных резюме операторами становилось 12-13 человек, то в 2012 году этот показатель уменьшился до 5-6 человек, а в 2015-м опустился до двоих из ста. У молодежи попросту отсутствует желание работать и строить карьеру. Однако, как показала практика, выходом из такой ситуации может стать привлечение людей старшего поколения. Плюс ко всему, даже те кандидаты, которые в рамках отбора не подходят работодателю, могут быть обучены и переданы другим компаниям (например, крупным гипермаркетам). Причем, этот инструмент аутстаффинга (вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-подрядчика) работает не только в теории, а на практике.

Тем не менее, рекрутинг сам по себе – всего лишь одно из условий построения сильной команды. Людей необходимо научить, адаптировать в проект и коллектив, а потом они еще 5-7 месяцев будут выходить на уровень максимального профессионализма. Соответственно, обучение, тренинги и развитие персонала становятся для работодателя одной из ключевых задач. При этом опыт многих компаний подсказывает, что за последние годы с точки зрения сотрудников и соискателей вложения в их личностный и профессиональный рост приобретают особую важность. В итоге в выигрыше все: работодатель располагает эффективным инструментом мотивации и удержания, а персонал повышает свою квалификацию и получает осязаемый шанс на продвижение по карьерной лестнице.

Таким образом, любая кризисная ситуация может рассматриваться как новая возможность к очищению от ненужного и реализации новых направлений. К тому же, по факту, на сегодня в Украине потребность в передаче многих услуг на аутсорсинг выше предложения. Единственный нюанс – цена. Заказчик не готов сейчас платить в гривнах намного больше, чем это было в 2014 году. Поэтому небольшим компаниям тяжело удерживать низкие цены при небольших объемах предоставляемых услуг. А значит, в 2016 году мы станем свидетелями ухода отдельных игроков и дальнейшей концентрации рынка.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы