Понять и принять меры: как возродить буксующий бизнес

5 вариантов поведения для тех руководителей, кто считает кризис крахом
Понять и принять меры: как возродить буксующий бизнес
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»

О кризисе говорят все – это слово ворвалось в нашу жизнь и осело в наших головах, как страшилка для детей. Хотя, в переводе с греческого, кризис – это всего лишь решение, поворотный пункт.

Привлекательна трактовка этого термина и в медицине – это состояние пациента, выход из которого приведет либо к смерти, либо к возрождению. Если перенести аналогию из медицины в бизнес, здесь все точно так же: он либо изменится и начнется новый этап развития и роста, либо уйдет с рынка. Ответить на вопрос, что можно увидеть за этими признаками в случае кризиса в вашем деле – крах или возможность обновления, – специально для Forbes согласилась генеральный директор компании «Группа финансовых решений» Любовь Цымбал.

Очень метко по поводу кризиса высказался гендиректор крупной американской корпорации General Electric Джек Уэлч: «Любые перемены несут с собой новые возможности. Поэтому реакцией организации на изменения должно быть не выжидание, а повышение активности». Как же в момент перехода возродиться, а не умереть?

При первых проявлениях кризиса в компании основное, на мой взгляд, не терять время на поиск виноватых. Время – это тот ресурс, который никогда не восстанавливается, оно не имеет обратного отсчета, только вперед.

Срочно необходим пересмотр стратегии развития – старая модель уже нежизнеспособна. Нужно решить, кто будет лидером изменений вашего бизнеса: проверенный менеджмент или потребуется полная перезагрузка?

Кризис – это возможность обновления и возрождения, возможность роста

Сразу отмечу – единственно правильного решения для всех нет, все зависит от вас лично, от сферы деятельности. Но есть, как минимум, пять вариантов: вы можете сами возглавить процесс изменений в компании, вернувшись к истокам создания бизнеса; можете сделать частичную смену команды; можете провести полную смену команды, пригласить антикризисных управляющих или же проектную команду специалистов.

Хочу акцентировать внимание на некоторых преимуществах и недостатках каждого из принятых решений.

Вариант 1. Вы решили, что лидер изменений и антикризисный управляющий – это вы сами. Бесспорно, вы успешный человек, который смог построить бизнес, знаете последовательность действий, знаете, каким хотите видеть бизнес в дальнейшем. И я уверена, что будет получен необходимый результат, если вы снова вернетесь в управление компанией.

Но при использовании данного варианта развития событий необходимо учесть несколько моментов:

  1. Для обновления стратегии нужны новые знания – учитесь и учите свою команду.
  2. Примите тот факт, что прежним бизнес, тот, который был создан вами однажды, оставаться не может.
  3. Вернитесь к режиму работы нон-стоп 24/7.

Вы готовы к этому? Если нет, следует выбирать какой-нибудь другой вариант решения.

Вариант 2. Частично сменить команду.

Психологи давно установили, что человек теряет интерес к любому процессу уже через три-четыре года после начала его выполнения. Следовательно, при смене рабочей обстановки сотрудник активнее включается в новый процесс. В таком случае будет мотивация нового сотрудника – доказать, на что он способен, и, опять же, «свежий взгляд» для уже существующего коллектива.

Главное при частичной смене персонала – найти человека, который сможет «зажечь» по-новому существующих сотрудников, а не принять правила игры и «поплыть по течению» вместе.

Вариант 3. Вы приняли решение о полной смене команды менеджмента. Для поиска хорошего персонала необходимо время, которого в условиях кризиса всегда недостаточно. Вы вынуждены будете в короткий срок найти сотрудников, которые будут соответствовать требованиям, а это очень рискованное решение. Причины?

  1. Новой команде нужно время на адаптацию, которое для нас сейчас – самый ценный ресурс. В итоге новая команда может «не успеть» вытащить компанию из предсмертного состояния.
  2. Риск того, что новый сотрудник, проработав определенный период времени, решит, что это «не его», и уйдет.
  3. Возможно, сотрудник не подходит как специалист, и тогда потребуется снова искать нового человека в команду.

Все эти факторы влекут за собой потерю драгоценного времени, ну и, конечно, «проседание» в работе в том участке компании, где идет постоянная замена сотрудника. Из преимуществ данного варианта стоит отметить то, что новый сотрудник – это «свежий взгляд» на каждом участке вашей компании.

Вариант 4. Антикризисный менеджер – это специалист высочайшего класса, который может провести анализ бизнеса, выявить слабые и сильные места и выработать ряд мероприятий, позволяющих собственнику выйти из кризиса с минимальными потерями. Такие люди дают достаточно быстрый результат, но важно учитывать, что хороших специалистов на рынке, способных реанимировать компанию – единицы, и вам понадобится время на его поиск и привлечение. Стоимость работы такого сотрудника соизмерима с заработной платой топ-менеджера высочайшего уровня.

В части вывода компании из кризиса одна из основных задач состоит в том, чтобы обучить менеджмент думать и работать по-новому

Также при выборе данного варианта следует задать себе следующие вопросы: готовы ли вы к тому, чтобы полностью передать все права по принятию решений в вашей компании? Что будет дальше, кто будет управлять вашим бизнесом после завершения переходного состояния? Готовы ли вы к увеличению бюджета в разы?

Если у вас крупный бизнес – можно пробовать, а если нет?

Вариант 5. Сейчас все чаще на рынке профессиональных услуг озвучивается потребность в привлечении в бизнес на период изменений многофункциональных команд. Данный вариант рассматривает изменения как проект, в котором параллельно участвуют существующий менеджмент и проектная команда.

Основной причиной неуспешности изменений является неготовность собственника к изменениям. Или неготовность собственника к передаче всех полномочий на период изменений. В случае работы проектной команды этот риск нивелируется, так как все изменения проходят с участием собственника, где финальное решение принимает он. Преимущество работы проектной команды – это обязательное ограничение во времени, поставленные четкие цели и задачи, заранее согласованный бюджет и критерии оценки успешности проекта.

Например, в части вывода компании из кризиса одна из основных задач состоит в том, чтобы обучить менеджмент думать и работать по-новому. Ввиду изменений вы потеряете часть своей старой команды, но с помощью проектной команды, которая всегда готова подхватить «пустующие» участки, данные изменения пройдут незаметно для вас и лояльных сотрудников.

Еще один из важнейших плюсов привлечения проектной команды в том, что это «команда», а вместе с ней – ее знания и умение, а не опыт одного человека, как в случае антикризисного менеджера.

И напоследок, кризис – это возможность обновления и возрождения, возможность роста. Если ваш бизнес оказался на пороге кризиса, не пугайтесь, смотрите только вперед и меняйтесь.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы