Зачем Минюст открыл реестр юрлиц и физлиц-предпринимателей

Каковы причины такого шага и так ли безупречно его исполнение
Зачем Минюст открыл реестр юрлиц и физлиц-предпринимателей
Павел Петренко, министр юстиции
Фото УНИАН

На прошлой неделе – 18 апреля – государственное предприятие «Информационно-ресурсный центр» открыло доступ к данным Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, которые теперь возможно загрузить в виде файла с Единого государственного веб-портала открытых данных. Это было сделано в соответствии с несколькими законодательными актами, принятыми в Украине ранее.

Так, еще год назад – 9 апреля 2015-го – Верховная рада приняла Закон №319-VIII, которым были внесены изменения в законодательство, регулирующее доступ к публичной информации. Целью этих изменений была названа «реализация права на доступ к информации, которая представляет общественный интерес, обеспечивает прозрачность в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления».

Затем правительственным постановлением №835 от 21 октября 2015 года был конкретизирован способ размещения подобной информации и перечень баз данных, распорядителями которых выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Среди них – единые реестры, нормативы, перечни, справочники, обзоры и т. п. В целом было названо более 300 информационных систем. 

Рассмотрим причины, побудившие открыть доступ к подобного рода базам данных.

Причина первая: европейская интеграция

Подписав соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, Украина взяла на себя обязательство проводить адаптацию действующего законодательства нашей страны к законодательству Евросоюза (статья 114 соглашения). Подобного рода правоотношения в законодательстве Европейского Союза регулируются директивами 2003/98/ЕС от 17 ноября 2003 года и 2013/37/EU от 26 июня 2013 года, а также согласуются с запущенной Европейской Комиссией в 2011 году стратегией Open Data Strategy for Europe (IP/11/1524).

В данных актах государства-члены Евросоюза взяли на себя обязательства проводить открытую информационную политику, поощряя широкую доступность и повторное использование информации публичного сектора как для личных, так и для коммерческих целей, с минимальными правовыми, техническими или финансовыми барьерами либо вообще без таковых.

Причина вторая: борьба с коррупцией

Данная причина тесно связана с предыдущей, но уже в правовом поле нашей страны. 8 августа 2015 года украинскими законодателями был принят закон «Об основах государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014-2017 годы», которым прописывается обеспечение доступа к информации как одной из важнейших предпосылок для предотвращения коррупции.

В качестве одной из антикоррупционных мер указана   «необходимость внесения изменений в законодательство с целью свободного доступа к данным Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей через интернет, в частности к данным о конечных выгодоприобретателях (бенефициарах) юридических лиц».

Причина третья: международная инициатива

20 сентября 2011 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН была основана международная инициатива «Партнерство «Открытое Правительство». Целью инициативы является расширение доступа к публичной информации о деятельности органов власти, привлечение гражданского общества к формированию государственной политики, внедрение высоких стандартов профессиональной честности в государственном управлении и использование новых технологий для открытости и подотчетности.

Украина заявила о своем присоединении к данному начинанию в апреле 2012 года, соответствующее решение было оформлено распоряжением Кабинета министров Украины № 220-р. Для реализации программы «Открытое правительство» 26 ноября 2014 года был утвержден план действий по внедрению инициативы в 2014-2015 годах, которым, среди прочего, предусматривалось внедрение ряда мероприятий по обеспечению открытости и прозрачности государственной политики.

Европейской Комиссией еще в 2011 году было подсчитано, что использование информации в виде «открытых данных» может принести экономике Европейского Союза дополнительно 40 млрд евро дохода ежегодно

Положительные эффекты от соответствующего новшества следует рассматривать в комплексе с другими инструментами доступа к публичной информации. Европейской Комиссией еще в 2011 году было подсчитано, что использование информации в виде «открытых данных» может принести экономике Европейского Союза дополнительно 40 млрд евро дохода ежегодно, поскольку это будет средством контроля над органами государственной власти и органами местного самоуправления, способствовать предотвращению коррупции, а также повысит эффективность деятельности государственных органов и качества их услуг. Конечно, в наших реалиях рассчитывать на столь ошеломляющий результат не приходится, вместе с тем подобные решения будут способствовать улучшению общего инвестиционного климата, развитию рынка информационных услуг и повышению уровня доверия населения к деятельности представителей публичной власти Украины.

В то же время опубликование открытых данных Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований нельзя назвать каким-то революционным шагом в сфере доступа к информации о субъектах хозяйствования и общественных формирований. Начиная с 2011 года, соответствующие данные были доступны для бесплатного просмотра на официальном веб-сайте Государственного предприятия «Информационно-ресурсный центр» – для этого функционировал поиск по контексту (по наименованию юридического лица, его коду ЕГРПОУ или имени физического лица-предпринимателя, его ИНН).

В дальнейшем доступ к соответствующей услуге был перемещен на веб-ресурс Министерства юстиции Украины, где существует и по сегодняшний день. При этом, в отличие от сведений, доступных для онлайн-просмотра, опубликованные 18 апреля 2016 года базы данных содержат информацию в весьма сокращенном виде. То есть это нововведение, кроме как для возможности просмотра данных без доступа к сети интернет, фактически плюсов не имеет.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы