Как культурное развитие может улучшить экономическую ситуацию города

И почему эффективнее окультуривать окраины, а не центр
Как культурное развитие может улучшить экономическую ситуацию города
Работа стрит-артиста из Нью-Йорка Li-Hill
Фото Li-Hill

С 12 мая по 30 июля в Украине проходит Первый международный фестиваль современного искусства в общественном пространстве Mural Social Club, в котором участвуют три десятка художников со всего мира. Результатом события станут 30 муралов и инсталляций, основная часть которых украсит спальные районы Киева, Одессы, Чернигова. О том, как культурное развитие капитализирует города и почему арт-объекты нужны не только в центрах мегаполисов, Forbes рассказал Дмитрий Палиенко, основатель Sky Art Foundation, выступившего организатором фестиваля Mural Social Club. 

В социологии существует понятие джентрификации. Это – рост экономики города, который происходит в результате переселения состоятельных граждан в кварталы, считающиеся подходящими для жителей с более низкими доходами.

Первый этап джентрификации часто связан с культурной миграцией населения: в некогда непривлекательные кварталы (промышленные или спальные районы) переселяются тренд-сеттеры – художники, музыканты, писатели. Они не являются богачами, но их образование, культурные привычки, высокий профессиональный статус позволяют видоизменить район и «привить» ему новые стандарты повседневной жизни. Последние, в свою очередь, привлекают более состоятельное население, которое начинает покупать недвижимость, строить инфраструктуру, капитализируя отдельный квартал, а заодно и город целиком.

В Украине политика децентрализации культурных объектов и событий – на этапе зарождения. Но успешно приживается

Яркий пример – Сохо в Нью-Йорке. Во времена Гражданской войны Сохо был центром текстильной промышленности, а также районом складов с чугунными фасадами. В 1970-1980-х годах молодые бедные художники перебрались в Сохо – лофты с большими окнами и низкой арендной платой. С тех пор район стал домом богемы, а склады превратились в шикарные апартаменты и многочисленные художественные галереи. Сейчас это один из самых престижных уголков Нью-Йорка, где квадратный метр обходится примерно в $15 000, хотя еще в 1999 году он стоил в три раза меньше.

Рост культуры мегаполиса, строительство новых арт-объектов, реставрация исторического наследия, безусловно, повышают привлекательность города. Причем как для его жителей, так и для гостей. Даже один знаковый культурный объект способен исправить экономику города. «Эффект Бильбао» – термин, который появился в конце 1990-х. Связан он с культурно-экономическим расцветом столицы Страны басков. В 1997 году в Бильбао был сооружен Guggenheim Museum, строительство обошлось в 90 млн евро. Благодаря новому музею и туристам экономика города резко выросла, а имидж населенного пункта кардинально изменился – вместо славы «террористического и опасного города» его стали называть «культурным центром». Сейчас город ежегодно посещает около 1,5 млн человек, они приносят Бильбао 200-250 млн евро в год.

Схожая успешная история приключилась с французским Лансом, который до 2012 года был известен как заброшенный шахтерский городок на севере страны. Реноме Ланса резко изменилось, когда в упомянутом году там открыли филиал Лувра. Строительство суперсовременного музея обошлось в 150 млн евро, зато культурный центр привлек огромное количество туристов – около 500 000 человек в год.

Администрации многих населенных пунктов давно уяснили: для полноты эффекта окультуривать необходимо не только центр, но и отдаленные районы. Таким путем в свое время пошли Берлин, Брюссель, Копенгаген и многие другие города Европы. Причина во многих случаях таилась в финансах и дефиците необходимого пространства – открывать галереи, художественные мастерские, устраивать масштабные культурные ивенты и тому подобное в центрах недешевых европейских столиц было дорого, да и места для многолюдных мероприятий и арт-пространств было недостаточно. Поэтому многие события, связанные с искусством, музыкой, кино, постепенно переместились из центров в отдаленные части города. В конце 1990-х – начале 2000-х в Европе стало настоящим трендом открывать арт-центры, музеи современного искусства, устраивать фестивали и прочие мероприятия не в сердце города. Такая тенденция длительное время существует и в США.

К примеру, Нью-Йорк является домом для более чем 700 галерей, 130 музеев, 380 театральных и 330 танцевальных студий. Большая часть этих культурных заведений расположена отнюдь не в центре, и это неслучайно. Власти города регулярно выделяют сотни миллионов долларов на развитие культуры мегаполиса. Причем, всех его районов. На ближайшие четыре года бюджет нью-йоркского департамента по делам культуры (крупнейшее учреждение в стране, финансирующее культуру) составляет $822 млн.

Эффективный и довольно простой способ привития культуры мегаполису и его жителям, а также метод привлечения туристов – фестивали, от праздников еды до музыкальных и художественных событий

В Украине политика децентрализации культурных объектов и событий – на этапе зарождения. Но успешно приживается. Правда, примеров пока слишком мало. Среди них – арт-завод «Платформа», арт-кластер Closer.

Эффективный и довольно простой способ привития культуры мегаполису и его жителям, а также метод привлечения туристов – фестивали, от праздников еды до музыкальных и художественных событий. Тут важна регулярность. Например, в шестом по величине городе Канады – малоизвестном Миссиссога (провинция Онтарио) – в год проходит около 100 фестивалей, так что туристами он всегда заполнен.  

Еще лучше, когда после фестивалей остается не просто хорошее воспоминание, а культурный след. Тогда город из года в год наполняется, к примеру, арт-объектами. Собственно, Первый международный фестиваль современного искусства в общественном пространстве Mural Social Club в Киеве – как раз такое событие. Бюджет фестиваля – около 100 000 евро (с учетом непрямых затрат в виде партнерской помощи). Причем большая часть «живых» денег собрана самими горожанами по их собственной инициативе. И это еще один аргумент в пользу таких ивентов – за достаточно скромный бюджет можно постепенно превратить непривлекательные спальные или индустриальные районы в арт-кварталы не хуже берлинского Шенеберга или лондонского Брикстона.   

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы