Могучий Днепр: декоммунизация или банальное расточительство

Справедлива ли критика в отношении переименования Днепропетровска
Могучий Днепр: декоммунизация или банальное расточительство
Фото УНИАН

19 мая 2016 года Верховная рада Украины с целью приведения названий географических объектов в соответствие с требованиями закона Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики» приняла два постановления, которыми город Днепропетровск был переименован в Днепр, а Днепродзержинск – в город Каменское.

Часть общественности довольно критично встретила новость о переименовании города-миллионника. Неприятие изменения названий населенных пунктов сводится к трем аргументам:

  • гуманитарному: переименование населенных пунктов несвоевременно, поскольку может спровоцировать дальнейшее обострение конфликта между сторонниками и противниками коммунистического прошлого;
  • макроэкономическому: изменение географических названий обременяет местные бюджеты, поскольку требует выделения дополнительных средств (новые таблички на домах, новые дорожные знаки), которые можно было бы использовать на более насущные социальные нужды;
  • микроэкономическому: процесс декоммунизации дорого обойдется бизнесу ввиду необходимости получения новых свидетельств, лицензий, переоформления прав на недвижимое имущество, изготовления новых печатей и бланков и тому подобное.

Попытаемся проанализировать, действительно ли изменение географических названий потребует от предпринимателей значительных материальных ресурсов для приведения своей деятельности в соответствие с законодательными нормами.

Изменение наименований объектов топонимики населенных пунктов никоим образом не влияет на подлинность правоустанавливающего документа на недвижимое имущество. Поэтому нет необходимости в его переоформлении. «Декоммунизованный» адрес объекта недвижимого имущества будет указываться в новом правоустанавливающем документе уже после его отчуждения. Впрочем, каких-либо дополнительных средств в связи с этим платить не нужно.

Зато изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, необходимо будет зарегистрировать. Более того, за регистрацию таких изменений, очевидно, придется уплатить административный сбор. Дело в том, что законодатель в заключительных и переходных положениях закона Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики» (который, напомним, был принят 9 марта 2015 года) предусмотрел внесение изменений в закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» в части освобождения от уплаты административного сбора за проведение государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, связанных с принятием закона о декоммунизации.

Изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, необходимо будет зарегистрировать. Более того, за регистрацию таких изменений, очевидно, придется уплатить административный сбор

Однако 1 января 2016 года вступила в силу новая редакция вышеуказанного закона, теперь уже под новым названием: закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований». Положения этого нормативного акта не предусматривают освобождения от уплаты административного сбора на упомянутых основаниях. Таким образом, за государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, по состоянию на сегодняшний день уплачивается административный сбор в размере 0,3 минимальной заработной платы, что составляет 435 гривен. Законодательный срок рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации соответствующих изменений, – 24 часа с момента поступления.

Что касается переоформления документов разрешительного характера (к которым относятся, в частности, ветеринарные, экологические, землеустроительные, санитарно-эпидемиологические документы, разрешения на пользование недрами и т.д.), Государственная регуляторная служба Украины информационным письмом №1036/0/20-16 от 22 февраля 2016 года высказала собственную позицию. Согласно ей в случае, когда меняется название населенных пунктов, районов и областей, однако не меняется фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого осуществляется ежедневное руководство деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство), а также управление и учет, оснований для переоформления документов разрешительного характера нет. Таким образом, процесс декоммунизации не потребует внесения изменений в разрешительные документы (с полным перечнем которых можно ознакомиться в законе «О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности»).

Также закон «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» в качестве оснований для переоформления лицензии не предусматривает изменения местонахождения юридического лица. В то же время частью 2 ст. 15 указанного закона предусмотрена обязанность лицензиата уведомлять орган лицензирования об изменении всех данных, которые были указаны в его документах, и прилагались к заявлению о получении лицензии, в срок, предусмотренный лицензионными условиями, но не позднее чем через один месяц с дня наступления таких изменений.

Безусловно, субъекты предпринимательской деятельности будут вынуждены изготовить новые печати, штампы, официальные бланки и маркетинговую продукцию, на которой будет указан новый адрес. Впрочем, это не должно существенно обременить бизнес

В соответствии с разъяснениями Государственной фискальной службы Украины, изложенными в письме №2375/10/28-10-06-11 от 3 февраля 2016 года, в случае изменения сведений, указанных в выданной субъекту хозяйствования лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, выдавший лицензию орган на основании заявления субъекта хозяйствования в течение трех рабочих дней выдает лицензию, оформленную на новом бланке с учетом изменений. Плата за такое переоформление законодательством не предусматривается.

Также в течение пяти рабочих дней после переименования географического названия необходимо осуществить перерегистрацию РРО, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги). Кроме того, следует осуществить перепрограммирование кассовых аппаратов, чтобы в расчетных документах указывался новый адрес.

Безусловно, субъекты предпринимательской деятельности будут вынуждены изготовить новые печати, штампы, официальные бланки и маркетинговую продукцию, на которой будет указан новый адрес. Впрочем, это не должно существенно обременить бизнес. Срок изготовления, например, печатей не превышает нескольких рабочих дней, а цена составляет примерно 150–350 гривен.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы