Монополия адвокатуры: предпринимателей ждут новые расходы

Как реформирование украинского правосудия скажется на юридическом сопровождении бизнеса
Монополия адвокатуры: предпринимателей ждут новые расходы
Фото shutterstock

Острую потребность в реформировании украинского законодательства сегодня ощущают не только граждане Украины, но и бизнес, осуществляющий свою деятельность на территории страны. Каждый сектор бизнеса на данном этапе декларирует потребность в глобальных переменах, которые приведут к улучшению инвестиционного климата. 2 июня Верховная рада проголосовала за два законопроекта, направленных на реформирование судебной системы. Среди прочего, эти документы предусматривают введение ограничения на представительство в судах или внедрение так называемой «адвокатской монополии».

Недостаток внимания к такому, казалось бы, далекому от коммерции вопросу, сыграл с предпринимателями довольно злую шутку. В результате введения адвокатской монополии представлять интересы лица (как физического, так и юридического) в суде сможет только адвокат, а штатные юристы предприятий или юрисконсульты теряют такую возможность.

С момента введения в действие изменений, бизнес окажется перед выбором: переквалифицировать штатных юристов в адвокатов или же передать все свои судебные кейсы на аутсорсинг внешним юридическим советникам

При этом, если же последние и получат адвокатские свидетельства, то вместе с ними приобретают целый ряд обязательств и ограничений, никоим образом не связанных со своими должностными обязанностями. Среди них – уплата регулярных членских взносов, необходимость периодического прохождения специального обучения и подтверждения квалификации, а также зависимость от органов адвокатского самоуправления, и все это в дополнение к риску быть «отлученным» от профессии.

Таким образом, с момента введения в действие изменений, бизнес окажется перед выбором: переквалифицировать штатных юристов в адвокатов или же передать все свои судебные кейсы на аутсорсинг внешним юридическим советникам. Очевидно, что внешнее юридическое сопровождение судебных дел может привести к повышению затрат на этот процесс и, возможно, к увеличению сроков. Ведь у внутренних юристов мотивация к наиболее быстрому и эффективному рассмотрению дела в суде гораздо выше, нежели у внешнего адвоката, сфокусированного часто больше на процессе, чем на результате. 

Если же бизнес примет решение в пользу изменения статуса штатного юриста, то стоит быть готовыми к тому, чтобы дать этому юристу возможность отлучиться от работы на довольно длительный срок для прохождения стажировки, подготовку к сдаче экзамена, дальнейшее регулярное обучение и, соответственно, компенсировать затраты на эти услуги.

При этом направление обучения никак не будет связано со спецификой работы предприятия и на эффективность юридической поддержки повлияет весьма косвенно. Стоит отметить, что все эти процедуры должны быть соблюдены независимо от того, насколько часто у юриста возникает необходимость работать в суде. Пусть даже у предприятия возник один единственный юридический спор, а все остальное время штатный юрист вовлечен в другие процессы юридической поддержки (договорная работа, комплайенс, регуляторная деятельность и проч.).

Решение возникшей проблемы на данном этапе видится в законодательном закреплении возможности самопредставительства юридических лиц

Следует отметить, что обещания «симпатиков» принятых законов обеспечить юрисконсультам «мягкий» вход в профессию состоит только в том, чтобы освободить последних, при условии достаточного образования и опыта,  от стажировки и, возможно, квалификационного экзамена. Однако они не освобождают от дальнейших неизбежных затрат, связанных с сохранением статуса адвоката. И если для крупных предприятий такие затраты хоть и лишние, но посильные, то как быть с малым бизнесом или, тем более, с государственными предприятиями? Насколько они готовы сейчас к таким изменениям?

Решение возникшей проблемы на данном этапе видится в законодательном закреплении возможности самопредставительства юридических лиц. Если такие изменения будут приняты, то, возможно, бизнес не так жестко ощутит последствия принятых парламентом законов.

Безусловно, при реформировании законодательства нужно учитывать опыт других юрисдикций. Однако результаты реформ двух последних лет дают основания полагать, что практики, законы и обычаи других стран нельзя просто скопировать для Украины. Стоит учитывать внутренние факторы, особенности, экономическую обстановку, готовность бизнеса к изменениям и реальную потребность в них.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Ivan Vyshnevskiy
Ivan Vyshnevskiy — 08.06.2016, 19:31

Абсолютно вірні слова авторки - цією реформою лише збільшать витрати та понизять якість.
Схожий процес відбувся з аудиторськими послугами - після переходу на Міжнародні стандарт аудиту зріс обсяг звітів, але втратилася конкретика та чіткість позиції аудитора.
Внаслідок цієї реформи адвокати будуть "вести процес", а "не досягати результату".

fulygan
fulygan — 07.06.2016, 08:50

ОООООччень бы хотелось на страничке FORBES УКРАИНА решение Конституционного Суда по процедуре принятия данного закона которым изменяется судебная система... Заключение КСУ должно быть обязательным - потому как данным законопроектом предусмотрено изменение прав и свобод граждан, а любое изменение законов прямо Запрещено Конституцией Украины если эти изменения ведут к ограничению или отмене этих прав. ... . итак! ждем от редакции FORBES УКРАИНА очень интересной дискуссии на данную тему... ;-)))

Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы