Криминальный ренессанс: к чему привела ликвидация УБОПа

И велики ли шансы Украины преодолеть организованную преступность
Криминальный ренессанс: к чему привела ликвидация УБОПа
Фото УНИАН

В мае 2016 года исполнилось бы ровно 25 лет с момента создания одного из сильнейших подразделений Министерства внутренних дел Украины – Главного управления по борьбе с организованной преступностью. Тем не менее, еще год назад, в апреле 2015-го, в рамках реорганизации МВД УБОП был ликвидирован. Правда, формально речь шла не о полном исчезновении этого органа, а о том, чтобы заменить его новым блоком. Однако в действительности ничего сделано не было. И возникает резонный вопрос: чем это грозит нашей стране, где уровень преступности достигает катастрофических масштабов? На этот и другие вопросы специально для Forbes отвечает Олег Мандзюк, кандидат юридических наук, руководитель Института исследований экономических систем.

Изначально первые структуры по борьбе с оргпреступностью в бывшем СССР появились именно в Украине – в Днепропетровске. Считается, что их зарождению во многом поспособствовало обострение криминогенной обстановки в конце 1980-х годов. В частности, особо резонансной стала деятельность днепропетровской банды из 40 человек во главе с Александром Мильченко, носившим кличку «Матрос». Под его началом процветал шантаж руководителей предприятий и заводов города. Они в буквальном смысле платили Мильченко дань, общий объем которой, по разным оценкам, достиг суммы в $3 млн. Примечательно, что все это происходило при попустительстве со стороны сотрудников МВД и прокуратуры.

Именно на волне такого «сращивания» правоохранительных органов и криминалитета в 1988 году в Днепропетровске и был сформирован первый в СССР экспериментальный отдел по борьбе с организованной преступностью в составе 10 человек. Сотрудники этой структуры стали прообразом так называемых «6-х отделов», а затем и самого УБОПа.

Не стоит забывать, что рейдерство или коррупция – это лишь одна из составляющих организованной преступности

Да, сложно однозначно оценивать работу этого подразделения за годы его существования. В послужном списке УБОПа были и злоупотребления, и случаи превышения должностных полномочий, и скандалы, связанные с «оборотнями в погонах». В то же время сложно не признать и тот факт, что именно благодаря появлению УБОПа Украина окончательно не скатилась в 1990-х в пучину преступности. И что как раз дееспособность спецподразделений милиции, куда входили лучшие специалисты, стала важным фундаментом для раскрытия многих организованных преступных групп, разрушения криминальных пирамид и т.д.

И за это тем людям, когда-то создававшим УБОП, профессионалам, честно в нем работавшим, бывшим фанатами своего дела, все гражданское общество должно выразить благодарность.

Вместе с тем каждому из нас, и тем лицам, которые проводят в Украине реформы, следует задаться очень важным вопросом. Неужели ликвидация УБОПа подразумевает, что проблема оргпреступности полностью решена? Увы, нет.

Все мы видим, сколь остра проблема преступности в Украине, стране, которая, к тому же, находится в состоянии перманентного военного конфликта. Так, в 2013-2014 годах количество похищений в Украине выросло на 264%, угонов – на 100%, убийств – на 67%, разбоев – на 46%, краж – на 33%. Кроме того, на руках у населения, по разным оценкам, находится от 6 до 8 млн единиц не зарегистрированного (то есть нелегального) оружия. При этом почти 90% резонансных преступлений так и остаются нераскрытыми. 

Можно смело утверждать: на сегодня преступность стала серьезной внутренней угрозой национальной безопасности

Все это говорит о том, что структуры, чья деятельность направлена на борьбу с системными проявлениями криминала (это не только УБОП, а и «Сокол», например), нужно было усиливать, а не расформировывать. Провести переаттестацию, сократить некоторое число сотрудников, оптимизировать их работу, но не рубить с плеча.

Ведь не стоит забывать, что рейдерство или коррупция – это лишь одна из составляющих организованной преступности. Помимо этого, есть устойчивые бандформирования, которые занимаются сбытом наркотиков, угонами, квартирными кражами, и попросту убивают или похищают людей. И если у государства не будет мощного и эффективного инструмента борьбы с этими явлениями, в какой-то момент беда может коснуться каждого из нас. Как это, например, произошло 11 июля в 2015 года в Мукачево, где в ходе масштабной перестрелки был убит один и ранены четверо гражданских лиц, шестеро правоохранителей, а выстрелами из гранатометов и пулеметов уничтожены три милицейские машины. Но, что самое ужасное – дело «замяли», и наказания никто не понес.

В таких условиях Украина рискует встать на путь криминального ренессанса, разрушительные последствия которого более чем очевидны. Как метко выразился английский драматург Джон Уэбстер, «каждое убийство, оставшееся ненаказанным, уменьшает безопасность других людей».

Впрочем, шанс пресечь рост преступности в нашей стране еще не утрачен. Каким путем следует пойти Украине? Как минимум, обратить внимание на опыт других государств. В Западной Европе нет ни одной страны, в которой отсутствовало бы самостоятельное подразделение по борьбе с организованной преступностью. В той или иной форме в европейских правоохранительных органах существуют структуры, которые расследуют убийства, задерживают группы киллеров, воров в законе, и даже отыскивают преступников, сбежавших за пределы страны.

Не менее показателен пример Мексики, где в 2000-2009 годах число преступлений, связанных с наркотрафиком, возросло на 260% и достигло 63 000. Только в 2009 году в стране было совершено 19 000 убийств, из-за чего по данному показателю Мексика вышла на шестое место в мире. В итоге невиданный рост криминала сподвиг правительство Фелипе Кальдерона (2006-2012) на радикальные шаги: не только провести масштабную «чистку» в органах полиции, но и привлечь к борьбе с наркомафией армию и флот. Это вылилось в массовые аресты глав многих картелей и их последующую ликвидацию.

В Западной Европе нет ни одной страны, в которой отсутствовало бы самостоятельное подразделение по борьбе с организованной преступностью

Поэтому в Украине необходимо завершить реформу МВД, вернуть доверие к полиции, которое она за неполный год своей работы успела растерять, а также возродить систему органов, основной задачей которых станет именно борьба с оргпреступностью. Ведь такая функция у государства осталась, а структуры, которая выполняла бы ее – нет. И совершенно неважно, каким будет название «нового» УБОПа. Главное – видимые результаты работы.

Это означает, что представителям государственной власти и общественности необходимо обращать свое внимание не только на то, какие правонарушения совершил сотрудник полиции, а скорее на то, каков уровень преступности в стране и какова в целом эффективность новой полиции, а также СБУ и прокуратуры. Причем деятельность силовиков должна предаваться регулярной огласке в форме публичных отчетов руководства о выявленных преступных группах, задержанных нарушителях, в том числе тех, которые находятся в международном розыске, осужденных авторитетах и организаторах банд.

Только при выполнении этих условий спустя некоторое время мы сможем говорить о том, что реформа правоохранительной системы себя оправдала. В конце концов, признак сильного государства – это прежде всего эффективные органы безопасности. И Украине явно пора показывать пример такой силы.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 3
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Sergey Lysov
Sergey Lysov — 07.06.2016, 17:26

Вам никогда не приходила голову мысль, что убоб был создан как представительство в структуре государства (типа официального канала для коммуникации между государством и преступными группировками)?

Sergey Lysov
Sergey Lysov — 07.06.2016, 17:26

Вам никогда не приходила голову мысль, что убоб был создан как представительство в структуре государства (типа официального канала для коммуникации между государством и преступными группировками)?

Andriy Pyvovar
Andriy Pyvovar — 31.05.2016, 22:28

Поліція "за неповний рік своєї роботи встигла розгубити"? Звідки такі гучні заяви?.. Чи, точніше, на основі чиїх думок такі твердження?
Щодо решти важко не погодитись із автором.

Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы