Потерянный год: украинские власти вновь пытаются имитировать налоговую реформу

Почему фискальные новшества все еще далеки от идеала
Потерянный год: украинские власти вновь пытаются имитировать налоговую реформу
Фото: facebook.com/SFSofUkraine

Кабинет министров в очередной раз вернулся к обсуждению налоговой реформы. Причем, представители бизнеса и экспертного сообщества, казалось бы, получили отличный шанс отстоять свою концепцию перестройки налоговой системы. Дело в том, что за основу будущих изменений в Налоговый кодекс Украины взят проект так называемый «либеральной» реформы, который еще осенью 2015 года был зарегистрирован в парламенте под №3357 и активно лоббировался профильным комитетом Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики. Но этот законопроект встретил ожесточенное сопротивление со стороны прежнего состава правительства, в результате чего реформа была провалена.

Сегодня же, как говорит глава комитета Нина Южанина, есть конструктивный диалог с Кабмином в целом и с Министерством финансов в частности. Более того, работа над налоговой реформой будет курироваться непосредственно со стороны Администрации президента, а уже к осени согласованный законопроект должен появиться в Верховной Раде.

В густом дыму

Если проанализировать ту версию поправок в НКУ, которую обсуждают Минфин и парламентские комитеты, создается впечатление, что власть в который раз решила заняться «заметками на полях», а не решением действительно насущных проблем.

На сей раз в основу реформы легли по большей части административные послабления. Например, сокращение полномочий Государственной фискальной службы, которая будет выполнять исключительно сервисные функции по сбору налогов, учету, консультированию и т.д. Кроме того, для улучшения этих сервисных функций появится полноценный электронный кабинет налогоплательщика, что в теории должно снять с бизнеса и физлиц обязательство обивать пороги территориальных подразделений ГФС.

Еще одно новшество заключается в расширении полномочий Минфина, который будет обладать не только правом законодательной инициативы, но и трактовать применение нормативной базы (сейчас этим занимается ГФС), контролировать и анализировать налоговые поступления.

Не отказались в правительстве и от идеи по ликвидации налоговой милиции. Уже в рабочем варианте проекта изменений в НКУ это словосочетание заменено другим – «финансовая полиция», которая будет подчиняться непосредственно Министерству финансов.  В то же время, о полномочиях, задачах, методике работы нового силового блока, который придет на смену, не сказано ни слова.

Спасти прибыль

В разрезе налогов главное, и, похоже, единственное новшество – это уход от привычной модели налогообложения прибыли с заменой ее налогом на выведенный капитал, который в прежней версии законопроекта называли налогом на распределенную прибыль.

Дискуссия вокруг этого шага ведется уже достаточно давно. Причем, на первый взгляд, и это разумно, аргументов «за» гораздо больше, чем «против», поскольку могут выиграть все – и бизнес, и бюджет. Налог на выведенный капитал предполагает его уплату лишь в момент распределения прибыли. Например, при выплате дивидендов – так называемая «эстонская модель». В идеале это позволит собственникам компаний более эффективно распоряжаться денежными ресурсами.

Локальный подвох кроется в том, что обсуждаемый проект предполагает целый перечень операций, которые приравнены к выведению прибыли

Но локальный подвох кроется в том, что обсуждаемый проект предполагает целый перечень операций, которые приравнены к выведению прибыли. Например, извлечение товаров или активов, а также различные выплаты – процентов, комиссий, финансовой помощи, роялти, задолженности. В результате, возникает ситуация, при которой налогоплательщик фактически не может изъять средства из бизнеса без потерь, что совершенно не мотивирует его работать открыто, как и добросовестно платить налог в бюджет.

Плюс ко всему, в Минфине в принципе не особо довольны планами по введению налога на выведенный капитал по той причине, что недопоступления в госказну в первый же год действия этого налога составят 40-50 млрд гривен. И для того, чтобы перекрыть эту «дыру», министерство намерено искать компенсаторы. Какие конкретно – пока что четкой позиции нет. Но не исключено, что с этой целью будет пересматриваться ставка НДС. Разумеется, в сторону повышения. И бизнес этому явно не обрадуется, даже невзирая на ликвидацию налога на прибыль.

Задний ход

По-прежнему неопределенной остается судьба «нулевого» декларирования, применения непрямых методов контроля доходов и расходов, а также внедрения механизмов деофшоризации (налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, автоматического обмена налоговой информацией, более жесткие подходы к ТЦО и т.д.).

Причем, и в Минфине, и профильном комитете парламента считают, что эти инструменты должны стать неотъемлемой частью налоговой реформы. Однако в Администрации президента, которая, по сути, и стала инициатором борьбы с оттоком капитала за пределы Украины, внезапно решили сбавить обороты.

По одной из версий, критику в адрес того же нулевого декларирования высказал Международный валютный фонд, опасаясь, что этот инструмент поможет целому ряду налогоплательщиков амнистировать доходы, полученные незаконным путем. Кроме того, в части деофоризации и сопутствующих ей процессов есть достаточно сильное сопротивление среднего и особенно крупного бизнеса, который справедливо опасается репрессий со стороны фискальных органов и еще большего ужесточения условий его работы.

Более того, даже если предположить, что парламент в ближайшее время проголосует за проведение всеобщего декларирования с последующим применением непрямых методов, на их внедрение попросту не останется времени. Ведь в комитете Нины Южаниной хотят, чтобы кампания по обнажению скрытых капиталов налогоплательщиков была проведена уже в четвертом квартале, а тотальный контроль доходов и расходов стартовал с 2017 года. Но на практике реализовать это в столь сжатые сроки попросту невозможно.

В обмен на стабильность

Впрочем, МВФ имеет претензии и к самой идее проведения налоговой реформы. Представители Фонда уже не раз давали понять, что одно из условий выделения нового транша – отсутствие радикальных изменений фискального законодательства в обозримом будущем. А учитывая, что получение кредита является на сегодня одним из наиболее насущных вопросов, в правительстве вряд ли решаться ослушаться этого «совета».

Да и Владимир Гройсман, равно как Александр Данилюк и Нина Южанина, настаивают на том, что обсуждаемые изменения – это еще далеко не та реформа, которая должна быть. В правительстве оправдываются, мол, первостепенная задача – либерализация администрирования, снижение давления на бизнес, реорганизация и декриминализация налоговых органов с последующим повышением эффективности их работы.

Даже если предположить, что парламент в ближайшее время проголосует за проведение всеобщего декларирования с последующим применением непрямых методов, на их внедрение попросту не останется времени

Все это, несомненно, нужные и важные меры, призванные облегчить жизнь налогоплательщикам. Вместе с тем, очередное откладывание реальной налоговой реформы в долгий ящик еще сильнее усугубляет бюджетные проблемы, а также ухудшает бизнес-климат, поскольку и частные предприниматели, и крупные компании уже несколько лет работают в условиях перманентной фискальной неопределенности. И все это явно не идет на пользу украинской экономике.

И пусть вопрос реформы даже будет снова поднят в 2017 году, нет совершенно никакой гарантии, что следующая попытка Кабмина исправить «хронические» ошибки завершится успехом. Ведь то, что необходимо здесь и сейчас, с большой вероятностью завтра уже может оказаться совершенно бесполезным.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Oleg12rk
Oleg12rk — 18.07.2016, 11:47

Лес,янтарь,таможня,офшоры,газ,бор ьба с коррупцией - реальное наполнение бюджета и пенсионного фонда.Только нужны законы и работать надо,а не воровать и болтать.

Олег Бойченко
Олег Бойченко — 12.07.2016, 15:11

Не надо изобретать велосипед, вспомните Бендукидзе, а тупо выполнять указания МВФ , как нам все говорят, мягко говоря нелогично и неприемлимо

Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы