Аудит украинских государственных предприятий: проблемы и особенности

Почему отечественные госкомпании не хотят проходить обязательный аудит
Аудит украинских государственных предприятий: проблемы и особенности
Фото shutterstock

В июне 2015 года Кабинет министров Украины принял постановление №390, утвердив критерии соответствия аудиторских компаний, которые могут проводить аудит госпредприятий. Прошло больше года с момента принятия постановления, однако, по данным Министерства экономического развития и торговли Украины, только 15 из 45 крупнейших госпредприятий уже прошли аудит в соответствии с новыми нормами. Еще ряд компаний находится в процессе прохождения аудита. Партнер аудиторской компании KPMG Андрей Цымбал рассказал Forbes о том, почему госпредприятия избегают финансового аудита и с чем сталкиваются аудиторы при работе с компаниями государственной формы собственности.

Новые критерии отбора аудиторских фирм для госпредприятий

Постановление №390 определило критерии отбора аудиторских фирм для двух типов государственных предприятий: стоимость активов которых превышает 2 млрд грн (или размер чистого дохода превышает 1,5 млрд грн в год) и тех, стоимость активов которых превышает 250 млн грн в год.

Для того чтобы аудиторская фирма могла проводить аудит государственных компаний с активами свыше 2 млрд грн, она должна быть включена в Реестр аудиторских фирм и аудиторов, включать не менее 100 сотрудников, непосредственно вовлеченных в проведение аудита, среди которых не менее пяти должны иметь украинский сертификат, и не менее 15 – одну из международных квалификаций.

Ежегодный доход такой аудиторской фирмы должен составлять не менее 30 млн грн. Также аудиторская компания должна иметь определенный опыт предоставления услуг (выполнить не менее двух аудиторских заданий для предприятий соответствующей отрасли в течение последних трех лет) и иметь договор о страховании ответственности перед третьими сторонами.

Почему госпредприятия не стремятся проходить финансовый аудит?

Одна из причин – то, что руководство многих государственных компаний часто не понимает цели проведения аудита. Ключевой целью финансового аудита является подтверждение достоверности финансовой отчетности компании. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы различные стейкхолдеры (англ. «stakeholders»), такие как собственники (например, государство в случае госкомпаний), кредиторы (например, банки), поставщики и т.д. – видели и понимали реальное финансовое состояние и результаты работы компании.

Второе серьезное препятствие – это большое количество информации, которую необходимо подготовить непосредственно для аудита. Например, перед проведением аудита компания должна провести оценку активов. Для этого необходимо задействовать независимых экспертов-оценщиков. Это длительный процесс, сравнимый по масштабам с самим аудитом.

Финансовый аудит проводится не с целью разоблачения сомнительных транзакций. Этим занимаются в аудиторских фирмах специальные подразделения – форензик. В рамках финансового аудита такие транзакции можно выявить, только если они достигают значительных масштабов. Но главным остается то, что аудит должен определить, отражает ли финансовая отчетность компании ее реальное финансовое состояние

Кроме того, предприятия госсектора часто бывают объектом для коррупции и всевозможных махинаций со стороны руководства, которое по этой причине также боится аудиторских проверок. Хотя стоит отметить, что финансовый аудит проводится не с целью разоблачения сомнительных транзакций. Этим занимаются в аудиторских фирмах специальные подразделения – форензик (англ. “forensic”). В рамках финансового аудита такие транзакции можно выявить, только если они достигают значительных масштабов. Но главным остается то, что аудит должен определить, отражает ли финансовая отчетность компании ее реальное финансовое состояние.

Новые нормы аудита госкомпаний – в чем проблема?

Первый спорный момент – это отсутствие в постановлении четких сроков для завершения аудита. Согласно новым нормам, аудит необходимо провести, но нет указания, в каких временных рамках это необходимо сделать. Поэтому компании затягивают процесс проведения тендеров при выборе аудиторской фирмы.

Вторая проблема заключается в том, что постановление не требует, чтобы результаты аудита были положительными. По результатам аудита государственных предприятий могут быть вынесены заключения с оговорками (англ. «qualified opinion») и даже отрицательные заключения и «отказ от выражения мнения» (англ. «adverse opinion», «disclaimer of opinion»).

Основное внимание сейчас уделяется самому факту проведения аудита, а не его результатам, что является большой ошибкой, так как предоставив заключение с оговорками, аудитор по сути не подтверждает полностью финансовый отчет предприятия. Таким образом, по результатам аудита часто не предпринимаются какие-либо действия, направленные на улучшение качества отчетности компании и повышение ее финансовой эффективности.

Аудит частного бизнеса vs аудит госпредприятий

Главное отличие аудита компаний корпоративного и государственного секторов состоит в том,  что частные компании сами заинтересованы в аудите финансовой отчетности и инициируют его. Аудиторское заключение необходимо им для достижения определенной цели, например, получения кредита. Поэтому в большинстве случаев существует тесное сотрудничество между аудиторами и руководством компании, бизнес рассматривает аудиторов как партнеров. Напротив, для большинства государственных компаний аудитор – это тот, кто приходит с ревизией, которую их обязали провести.

Корпоративный сектор имеет больше опыта в прохождении аудита, знает, какую информацию и документы следует подготовить, в то время как для многих госпредприятий аудит международными фирмами проводится впервые.

Основное внимание сейчас уделяется самому факту проведения аудита, а не его результатам, что является большой ошибкой, так как предоставив заключение с оговорками, аудитор по сути не подтверждает полностью финансовый отчет предприятия

Мы часто сталкиваемся с низким уровнем подготовки финансовой отчетности госпредприятий, что касается знания не только Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), но и украинских национальных бухгалтерских стандартов (П(с)БО). При этом многие компании не выполняют требования даже украинских норм. Существует множество примеров ошибок в отчетности – таких как отсутствие начислений различных необходимых резервов (например, в отношении дебиторской задолженности), отсутствие проведения теста на обесценение основных средств (тест на экономическое обесценение) и многих других.

Каковы перспективы?

Одна из целей аудита – помощь руководству компании в повышении эффективности своего предприятия, но в большинстве государственных компаний такая заинтересованность пока отсутствует, что и составляет основную проблему. Если предприятие несет убытки, руководство просто сообщает об этом министерству. В последнее время мы наблюдаем положительную динамику: государство начало процесс смены менеджмента госкомпаний, проводятся открытые конкурсы.

Однако требуется много времени, чтобы достичь реальных результатов. Фактор, который поспособствует стремлению руководства компаний повышать эффективность госпредприятий – создание структуры подотчетности и независимых наблюдательных советов, которые будут оценивать результаты деятельности.  Такие наблюдательные советы должны будут вести тесный диалог с независимыми аудиторами, а также детально анализировать финансовую отчетность компании и результаты аудита. Это обеспечит необходимую подотчетность менеджмента компаний и сделает работу госпредприятий более эффективной.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы