«Дизельгейт» по-украински: как защищают свои права владельцы некондиционных авто

И почему украинский потребитель не должен отставать от европейского
«Дизельгейт» по-украински: как защищают свои права владельцы некондиционных авто
Фото Shutterstock

Сегодня, 1 сентября 2016 года, должно состояться судебное заседание, на котором будет рассматриваться дело, способное стать прецедентом для отечественной юриспруденции в части защиты прав потребителей. Это будет первое дело на территории Украины, связанное с так называемым «Дизельгейтом» – скандалом, разгоревшимся около года назад в сфере европейского автопроизводства, о котором ранее писал Forbes. В данном случае речь идет о признании права украинского гражданина на денежную компенсацию за приобретенный ранее автомобиль, который, как позднее выяснилось, был оснащен оборудованием, фальсифицирующим показания вредных выбросов. С ходом развития событий и алгоритмом защиты прав потребителей в подобных ситуациях читателей Forbes знакомит Денис Чухалов, руководитель Днепропетровского филиала юридической компании «Право Гарант», представляющей в этом деле интересы истца.

Напомним: в сентябре 2015 года была выявлена афера компании Volkswagen, оснастившей более 11 млн дизельных автомобилей программным обеспечением (ПО), в десятки раз занижавшим количество вредных газов (NOx оксидов азота) выбрасываемых в воздух. ПО VW Group было установлено в произведенные автомобили с целью выдать «желаемое за действительное».  Производитель заявлял соответствие двигателя стандарту Евро-5 (нормы по выбросам: СН до 0,05 г/км, CO до 0,8 г/км и NOy до 0,06 г/км), а на самом же деле эти нормы помогало «выполнять» установленное программное обеспечение. Нет, оно не занижало реальные выбросы – оно лишь не давало контролирующим органам выявить во время проверок колоссальные объемы выбросов в атмосферу.

В итоге, заявленное VW Group в рекламных акциях преимущество своих автомобилей перед автомобилями конкурентов в соблюдении экологических стандартов – оказалось не более чем пиар-ходом. Такие модели машин, как  Golf (6-е поколение)Passat (7-е поколение)Tiguan, JettaBeetle и Audi A3 2008-2015 года выпуска были оснащены ПО-фальсификатором.

По данным группы AutoConsalting, только в 2015 году в Украине было реализовано 6242 автомобиля VW Group, из которых 2643 дизельных авто. Но среди них есть и другие моторы, которые не были оснащены специальным ПО.

В США и Европе на автомобильный концерн VW Group уже было подано сотни исков в связи обманом потребителей.

Чем мы хуже?

Стандарт Евро-5 в Украине вступил в силу только 1 января 2016 года, тогда как в странах Евросоюза он обязателен с 2009 года. Украинские автовладельцы, приобретающие импортные авто, среди характеристик которых заявлено соответствие этому стандарту, вправе рассчитывать на «поддержку» Закона Украины «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Какими же правами наделяет нас этот нормативно-правовой акт? Изначально необходимо обратить внимание на п.15 ст.1 Закона, который говорит о следующем:

«Недостаток – любое несоответствие продукции требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, условиям договоров или требованиям, предъявляемым к ней, а также информации о продукции, предоставленной производителем (исполнителем, продавцом)».

Из этого следует, что если товар не соответствует заявленной производителем информации – то в нем присутствует недостаток (наличие недостатка в автомобилях VW Group налицо). А дальше начинаются непосредственно права потребителей.

В случае если предоставление недоступной, недостоверной, неполной или несвоевременной информации о продукции и о производителе (исполнителе, продавце) повлекло приобретение продукции, не обладающей необходимыми потребителю свойствами, – потребитель вправе расторгнуть договор и требовать возмещения причиненных ему убытков

Так, п.1 ст. 8  Закона гласит: «В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока недостатков потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать:

  • пропорционального уменьшения цены;
  • безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
  • возмещения расходов на устранение недостатков товара».

Но и это еще не все. В ст. 15 Закона указано, что потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, которая обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа работы (услуги).

А п.7. данной статьи Закона закрепляет за потребителем право расторгнуть договор и вернуть денежные средства в полном объеме. В случае если предоставление недоступной, недостоверной, неполной или несвоевременной информации о продукции и о производителе (исполнителе, продавце) повлекло приобретение продукции, не обладающей необходимыми потребителю свойствами, – потребитель вправе расторгнуть договор и требовать возмещения причиненных ему убытков.

Опираясь на все это, можно констатировать, что по истечении года после разгоревшегося в Европе «Дизельгейта» в Украине все же будет разбирательство, призванное доказать, что украинцы готовы и могут защищать свои права на уровне с европейскими/американскими потребителями. Судебное дело №206/3998/16-ц, которое рассматривается в Самарском районном суде Днепропетровской области, создает правовой прецедент в Украине относительно дизельного скандала с Volkswagen.

Краткая история вопроса

16 октября 2015 года нашими юристами было отправлено письмо в автомобильный салон, в котором совершалась покупка автомобиля, и официальному импортеру Volkswagen (ООО «Порше Украина) в Украине от лица потребителя, который приобрел в 2013 году автомобиль Volkswagen с дизельным двигателем, с просьбой предоставить информацию относительно машин, на которые было установлено вышеупомянутое программное обеспечение. Также в письме была просьба указать реальный выброс углекислого газа в атмосферу. Получив эти письма еще в октябре, ни автосалон, ни импортер вплоть до сегодняшнего дня не изыскали возможности предоставить на них ответы.

Спустя пять месяцев, 25 марта 2016 года, мы отправили еще по одному письму в автосалон и импортеру с просьбой устранить недостаток, который присутствует в автомобиле на протяжении 14 дней (что опять же предусмотрено законодательством).

На эти письма мы получили ответ, краткую суть которого можно изложить следующим образом: «Спасибо, что обратились к нам. В вашем автомобиле недостатка не обнаружено, а вообще во всем мире есть только девять автомобилей с «фальсификаторским» программным обеспечением».

«Дизельгейт» по-украински: как защищают свои права владельцы некондиционных авто
«Дизельгейт» по-украински: как защищают свои права владельцы некондиционных авто

И это после того, как генеральный директор VW Group ушел в отставку в связи с данным скандалом, признав, что предприятия возглавляемой им Группы устанавливали это ПО в автомобили с дизельным двигателем. С тех пор VW Group уже отозвал около 100 000 автомобилей для устранения этого недостатка, а самой Группе грозит штраф порядка $11 млрд.

В ответе также было указано, что наш клиент может проверить, установлено ли в его автомобиле ПО, занижающее показатели выброса CO2, путем ввода V.I.N.-кода на официальном сайте. Воспользовавшись этим предложением, мы получили ответ, что данное программное обеспечение в «нашем» автомобиле присутствует, и что нам необходимо обратиться к представителю Volkswagen для его устранения.

И вот здесь нам на помощь снова приходит Закон Украины «О защите прав потребителей», в котором говорится, что за задержку выполнения ремонта (14 дней) потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента стоимости товара за каждый день просрочки. Итого на данный момент задержка выполнения ремонта составляет 135 дней, то есть 135% от цены товара, и с каждым днем срок задержки увеличивается.

Именно это и дало нам основания инициировать первое в Украине судебное дело, непосредственно касающееся «Дизельгейта». И мы очень надеемся, что оно продемонстрирует нашим согражданам, что у отечественного потребителя также есть права, ничем не отличающиеся от прав европейцев, и он может ими воспользоваться. А крупных производителей (поставщиков/продавцов) товаров оно заставит задуматься о соответствии заявленному качеству и характеристикам реализуемой ими продукции. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы