Как новый формат государственных услуг может помочь в борьбе с коррупцией

Почему Украине необходимо скорейшее внедрение админреформы
Как новый формат государственных услуг может помочь в борьбе с коррупцией
Фото Shutterstock

Украина признана одной из наиболее коррумпированных стран в Европе и Центральной Азии, наряду с Арменией, Боснией и Герцеговиной, Литвой, Молдовой, Россией и Сербией. Об этом говорится в результатах исследования Международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International.

«Указанные страны получили наихудшие оценки по всем ключевым вопросам, касающимся коррупции. Респонденты Transparency International в частности отметили высокий уровень коррупции среди членов парламента, высокий уровень взяток, а также негативные социальные условия для антикоррупционных действий», – сообщается в документе, обнародованном на веб-сайте организации. Более того, отмечает Transparency International, Украина наименее активна в преодолении проблемы коррупции.

Один из основных путей выхода из подобной ситуации – кардинальное реформирование системы предоставления административных услуг, полагает экс-первый замглавы Киевской ОГА Лев Парцхаладзе.

По какому критерию люди оценивают работу власти? В первую очередь, по качеству жизни граждан, а значит – по сервису предоставления государственных услуг. По скорости и простоте получения разрешительных и регистрационных документов можно судить об уровне развития государства. Украина – молодая держава с огромным «советским» багажом, и делает лишь первые шаги на пути эффективного реформирования. При этом огромную позитивную роль здесь играет процесс децентрализации. Объединение территориальных громад – наиболее подходящий период для переоценки плюсов и минусов существующей системы и перезапуска административных услуг в новом формате – более качественном, современном и комфортном для граждан.

Внедрение новых технологий и эффективных методов работы, уничтожающих коррупцию, должно стать одним из приоритетов для нашей страны. Более того, сейчас регионы получают значительно больше возможностей для развития. Так, государственный фонд регионального развития в этом году составляет 3 млрд гривен, а в следующем будет увеличен в несколько раз – до 9 млрд. Еще миллиард будет выделен в качестве субвенции на формирование инфраструктуры объединенных территориальных громад, что тоже очень важно.

Люди на местах должны сами определять приоритетные направления развития и реформирования. Какие инфраструктурные объекты и сферы требуют первоочередного вложения средств лучше всего знает местная община. В этой связи, внедрение качественных и современных административных услуг – то, с чем люди сталкиваются каждый день, – станет одним из самых эффективных инструментов реформы децентрализации в Украине. Общественный запрос на это назрел уже давно.

Государственный фонд регионального развития в этом году составляет 3 млрд гривен, а в следующем будет увеличен до 9 млрд. Еще миллиард будет выделен в качестве субвенции на формирование инфраструктуры объединенных территориальных громад

Раньше, по сути, не было альтернативы существующей системе. В свое время, стремление людей «оптимизировать» этот процесс – оформить необходимые документы быстрее и не стоять в очередях – и породило коррупционный элемент. Было легче и проще дать взятку, чем месяцами сражаться с ветряными мельницами государственного аппарата. Так, попытки найти «обходные пути» решения насущных вопросов, которые постепенно переросли в массовую практику, просто потопили страну в коррупции. Она, на самом деле, зарождается именно на бытовом уровне, а впоследствии спрос формирует «выгодное» предложение на более высоком уровне. Далее коррупция распространяется как опасная инфекция, поражая все органы общества. Лечение требует комплексных мер и длительного периода восстановления. Но приложив максимум усилий и воли, побороть коррупционную составляющую вполне возможно и реально.

Уже сегодня новый формат качественных бескоррупционных административных услуг в стране существует и активно набирает обороты. Единые стандарты работы, современное программное обеспечение, квалифицированные специалисты, которые действительно хотят помочь, удобство и скорость – это те принципы, которые должны стать основой реформирования сферы по всей стране. Сферы, где нет взяток, где переосмыслено само понятие качества и комфорта. Где менеджер не отсылает человека по N-ному кругу за очередной справкой. Где процедура предоставления админуслуг прозрачна и понятна, причем повсюду – и в городе-миллионнике, и в небольшом населенном пункте.

По сути, речь идет уже о новой культуре и новом уровне государственных услуг. До сих пор, позитивный опыт взаимодействия с государственными органами был скорее исключением для украинцев. К счастью, подвижки есть.  

В свое время Грузии, благодаря запуску домов юстиции, удалось кардинально измениться – в 2012 году она стала первой среди всех стран мира в рейтинге Doing Вusiness по показателю регистрации собственности

В этом году Украина поднялась еще на три ступени в рейтинге Doing Business по сравнению с прошлым годом, заняв 80-е место среди 190 стран мира. По регистрации предприятий мы улучшили показатели на целых 10 строчек, заняв 20 место! На 6 позиций также поднялись в налогообложении – до 84-го места. Позитивные сдвиги есть, они очевидны. Но могут быть куда более существенными, если двигаться в этом направлении системно и последовательно.

В свое время Грузии, благодаря запуску домов юстиции, удалось кардинально измениться – в 2012 году она стала первой среди всех стран мира в рейтинге Doing Вusiness по показателю регистрации собственности. По легкости запуска бизнеса страна заняла седьмую позицию, по получению разрешений на строительство стала четвертой, по кредитованию – восьмой. Благодаря такому прорыву уже в следующем году Грузия вошла в десятку лидеров международного рейтинга, первой среди всех государств с развивающейся экономикой. И, по сегодняшний день, продолжает быть примером для многих стран.

Кроме того, как показывает практика, административная реформа дает ощутимый стимул к развитию остальным сферам. Бизнесу как локомотиву экономики, в том числе, иностранному. Сегодня Украине критично важно создать благоприятные условия для привлечения инвестиций. Ведь успешные проекты и серьезные вложения в экономику возможны только при условии понятных прозрачных правил, гарантиях защиты прав инвесторов и подавлении коррупции.

Это реальнее, чем кажется. Примеры других стран и приобретенный нами опыт подтверждают это. Главное, не останавливаться и продолжать действовать, потому что назад дороги нет.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы