Европа под колесами: нужны ли Украине платные автодороги

И как потребности инфраструктуры пересекаются с интересами бизнеса
Европа под колесами: нужны ли Украине платные автодороги
Фото GettyImages

Руководство «Укравтодора» предлагает сделать часть автомобильных дорог в Украине платными. Идея не нова, но в деловой среде относятся к ней сегодня по-разному. Некоторые перевозчики ругают почем зря инициаторов новшества: мол, последнее изымают вместо того, чтобы сделать хорошие дороги. Другие – пытаются отыскать в новации рациональное зерно. А оно в самом деле есть: перевозчики несут большие затраты на амортизацию транспортных средств из-за неудовлетворительного состояния дорог.

Если подсчитать, то эти затраты во много раз превышают любые возможные сборы за проезд по платным, почти европейским дорогам. Логично? Да, но существует одно «но», на котором акцентируют внимание транспортники. Где гарантия, что собранные с бизнеса деньги в самом деле пойдут на ремонт украинских дорог, а не осядут в карманах чиновников, как это бывало прежде, особенно при строительстве новейших автомагистралей.

Подрядчики не то чтобы экономили на материалах, но в конечном итоге предлагали низкопробный вариант путепроводов. Достаточно вспомнить строительство дороги «Киев-Одесса», да и не только его. На протяжении многих лет строительство и ремонт дорог в Украине сопровождались неимоверной коррупцией: на сооружение и починку выделялись деньги двум-трем приближенным к правительству компаниям. Качество полотна при этом постоянно ухудшалось.

Нам любые дОроги дорОги?

Сегодня в Украине о строительстве новых дорог стараются вообще не говорить. Думаю, что новые дороги – это пока из области фантастики или далекого будущего. Финансовые возможности страны – на пределе. Получается, что платный проезд – тоже из области фантастики? Он отодвигается на время, когда появятся новые дороги?

Пессимистов хватает: они начинают калькулировать капиталовложения, которые нужно потратить на создание необходимой инфраструктуры по оплате проезда. Действительно, придется оборудовать пункты оплаты таких дорог, причем их должно быть достаточно много, чтобы не было соблазна обойти «счетчик» по какой-нибудь проселочной тропе.

Но есть и другие варианты, более простые и дешевые. Скажем, ввести систему контрамарок, которые клеятся на ветровое стекло фур. Такой опыт можно позаимствовать у румынских автотранспортников. Или внедрить электронные топ-коллекты. В машине устанавливается специальный электронный прибор, который «отслеживает» оплату, а на дорогах устанавливаются электронные считыватели, которые эту плату с автомобиля  снимают по мере его продвижения по дорогам страны. Такую форму оплаты за проезд использует Германия. Этот опыт пришелся по душе и соседней Беларуси. Так почему бы и нам не воспользоваться? 

Не важно, что покупает потребитель – шоколадку, мешок муки или телевизор – на один килограмм веса товара он получает 12,5 копеек и выше «лишней» стоимости. Поэтому каждый живущий в Украине платит за плохие дороги

Кроме того, можно диверсифицировать процесс такой оплаты. Не все перевозчики сегодня ездят по всей Украине. Для таких бизнесменов можно ввести сниженный внутриобластной тариф, который бы поступал в бюджет конкретной области. Для местных властей это было бы мощным подспорьем, чтобы не только привести в порядок, но и поддерживать в рабочем состоянии региональные дороги. 

Если есть другие варианты. И в «Укравтодоре», и в среде бизнеса готовы их рассмотреть. Главное, чтобы у всех участников дорожного движения появилось понимание, что пути к отступлению нет. Перевозчики давно уяснили, что марсиане к нам не прилетят и дороги не построят, даже не отремонтируют. И если говорят, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, то состояние отечественных  дорог – проблема, которую нужно решать самим перевозчикам.

Пути к Европе

Идея платных дорог только на первый взгляд кажется нежизнеспособной. Но ведь она многие годы успешно работает в других странах. Например, в Австрии проехать по автобану стоит 9 евро за 10 дней, жители Швейцарии могут купить специальный проездной на год – стоит он порядка 80 евро.

Инициатива сделать платными часть украинских дорог в целом правильна. Но здесь необходимо ударение на слове «дороги», а не ямы и колдобины. И бизнес готов поддержать шаги правительства в решении этой проблемы. Однако кроме безоговорочной поддержки, бизнес намерен жестко контролировать, чтобы собранные с перевозчиков деньги целенаправленно шли на ремонт дорог, а не мимо рытвин и ухабов на «латание дыр» в государственном бюджете.

Для того чтобы стремление взимать плату за проезд стала реальностью, нужна широкая разъяснительная кампания.  Взывать к сознательности перевозчиков, конечно, можно и нужно. Но необходимо с цифрами в руках убеждать, что убытки будут снижаться из-за амортизации транспортных средств, преимущественно грузовых. Отсюда – меньше поломок. И как следствие – снижение себестоимости грузовых перевозок.

Структура себестоимости услуг украинских перевозчиков сегодня выглядит следующим образом: дизтопливо – 60%, амортизация автомобилей – 35% и маржа перевозчика – 5%. Из этих 35% – 20% приходится на стоимость запчастей и 15% – стоимость техобслуживания. А ведь повышенная амортизация закладывается в цену товара. И не важно, что покупает потребитель – шоколадку, мешок муки или телевизор – на один килограмм веса товара он получает 12,5 копеек и выше «лишней» стоимости. Поэтому каждый живущий в Украине платит за плохие дороги.

По качеству дорог в рейтинге Global Competitiveness Report 2015–2016 Украина заняла 132-е место из 140. Рядом с нами оказались Мьянма, Мавритания и Мозамбик

Процент амортизации автотранспорта в Украине – вообще головная боль. Особенно если сравнивать этот показатель с европейскими параметрами. В Европе ходовая часть автомобиля ремонтируется после 150-200 тысяч километров пробега. У нас, чтобы проехать эти 150 или 200 тысяч, нужно сдавать автомобиль в капитальный ремонт раз пять или шесть. Амортизация подвижного состава, связанного с ходовой, выше, чем в Европе в пять или шесть раз. Это при условии, что водитель ездит аккуратно и ему удается обходить ямы и ухабы. В противном случае, процент амортизации не поддается здравому исчислению.

Произведя ремонт дорог из средств, полученных от платных услуг проезда, мы можем снизить и процент амортизации, и себестоимость перевозок. И при этом не повысим цены на товары и услуги.

Самое главное – убедить население, что это не очередной налог, придуманный правительством и поддержанный бизнесом. Это – европейская практика, к которой мы должны стремиться. И если страна выбрала европейский путь развития, дорога к ЕС  должна быть качественной и добротной. А пока же по качеству дорог в рейтинге Global Competitiveness Report 2015–2016 Украина заняла  132-е место из 140. Рядом с нами оказались Мьянма, Мавритания и Мозамбик. Из такого положения нужно срочно выходить.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
SanderClubLife
SanderClubLife — 23.11.2016, 17:27

Питання не тільки в якості доріг, а і в кількості перевантажених фур, які їздять у нас і які за це нічого не платять. Навіть, якщо дорога буде платною, а по ній будуть їздити зерновози, з завантаженістю під 80 тонн, то це особливо ситуацію не врятує. Треба комплексний підхід до вирішення цієї проблеми. +не розглянуте таке питання: якщо пряма дорога з пункту А і пункт Б буде платною, чи є альтернатива безкоштовної дороги для водіїв, які платить за проїзд не хочуть?

Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы