Самый важный стимул, или Дерегуляция по-польски

Как польский опыт поможет украинскому бизнесу выжить и конкурировать на мировом рынке
Самый важный стимул, или Дерегуляция по-польски
Фото GettyImages

В Украине часто слышны разговоры о том, что бизнес испытывает чрезмерное регуляторное давление, и при этом государство его практически не поддерживает. Но как показал опыт Польши, чрезмерная поддержка также может обернуться негативными последствиями. Цезары Казьмерчак, председатель Союза предпринимателей и работодателей Польши, специально для Forbes проанализировал польский опыт внедрения различных европейских программ стимулирования экономики и поделился выводами относительно целесообразности их применения в Украине.

Так, после вступления Польши в состав Европейского Союза действовало немало разнообразных программ стимулирования экономики со стороны европейских властей. Во-первых, это всевозможные гранты, с помощью которых можно было открыть свое дело. Во-вторых, финансирование уже работающего бизнеса, выделение средств на его развитие. В-третьих, гранты на изобретения, разработки, инновации. Кроме того, немалые средства инвестировались в развитие национальной инфраструктуры. Совокупный объем таких дотаций был внушительным. Их ежегодный размер достигал 3% ВВП Польши.

Но лишь спустя много лет поляки осознали, что бездумное дотирование имеет немало недостатков, главный из которых – нецелевое и неэффективное использование предоставляемых средств. Например, если в контракте было указано, что финансирование того или иного проекта рассчитано на три года, то по истечении этого срока многие компании попросту прекращали свою деятельность. Это приводило к тому, что развитие проекта останавливалось, а в некоторых случаях – замораживалось на полпути.

Украине ни в коем случае нельзя отказываться от льгот для предпринимателей, поскольку они являются фундаментом для развития экономики, и для крупного бизнеса – в том числе

Нечто похожее происходило и в сфере малого бизнеса. Одна из крупнейших программ поддержки называлась 8.1. Ее смысл заключался в том, что практически любой человек, который хотел открыть в Польше свой бизнес, используя в его названии слово «инновационный», получал грант в размере 1 млн злотых (приблизительно 250 тыс. евро). Все это обернулось тем, что чуть ли не 90% подобных проектов попросту прогорели, а полученные инвестиции никто не вернул.

С оглядкой на этот поучительный опыт сегодня в Польше выступают за то, чтобы деньги предоставлялись в виде кредитов. Пусть даже льготных. Но на конкретных условиях и с четкими условиями возврата. Более того, наилучший вариант, чтобы эти средства были использованы для крупных инфраструктурных проектов государственного масштаба. В то время как бизнес (малый и средний – прежде всего) должен иметь право пользоваться налоговыми льготами, а также работать без регуляторных барьеров.

Именно поэтому Польша продолжает идти по пути дерегуляции, что означает уменьшение бюрократии, упрощение различных процедур, связанных с деятельностью предпринимателей.  Причем этот путь еще не пройден, и законодательство в сфере госрегулирования постоянно совершенствуется.

Второе направление связано с налогообложением. Не так давно был обнародован законопроект «О малой экономической деятельности», который радикально снизит налоговую нагрузку для начинающего бизнеса, а также для предпринимателей с небольшим уровнем дохода. Планируется, что вновь созданные компании будут уплачивать только один налог в размере 22,17% от оборота.

При этом сумма до 1200 злотых (половина средней зарплаты) полностью освобождается от налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей налогообложение будет еще менее обременительным – 19% от оборота и обязательный взнос на соцстрахование в размере 1150 злотых в месяц. Более того, для некоторых юридических форм бизнеса в Польше уже с 2016 года снижена ставка налога с 19 до 15% от оборота.

В то же время не менее важная задача – увеличить налогообложение больших компаний и корпораций. К примеру, на сегодняшний день совокупная налоговая нагрузка в Польше на малый и средний бизнес составляет в пределах 50%, на крупный – около 20%. Поэтому необходимо восстановить налоговую справедливость и заблокировать вывод капитала в офшоры крупными налогоплательщиками. Единственный способ этого добиться – упразднить налог на прибыль, заменив его налогом на продажи.

Следовательно, если рассматривать польский опыт через призму украинских реалий, Украине ни в коем случае нельзя отказываться от льгот для предпринимателей, поскольку они являются фундаментом для развития экономики, и для крупного бизнеса – в том числе.

Следует проводить политику, направленную исключительно на укрепление национальной экономики. Речь об увеличении инвестпривлекательности, исправлении недочетов в регуляторно-правовой и налоговой среде, а также о борьбе с социально-демографическим кризисом

Если, к примеру, произойдет ликвидация упрощенной системы налогообложения, Украина неминуемо столкнется с еще бóльшим экономическим спадом, деморализацией предпринимателей и их массовым уходом в «тень». Бесспорно, вполне возможно, что механизм единого налога требует пересмотра. Например, снижения предельного оборота, чтобы исключить использование упрощенной системы для минимизации базы налогообложения. Но забирать льготы целиком и полностью – неразумный шаг.

Вообще, судя по всему, в обозримом будущем Украине следует проводить политику, направленную исключительно на укрепление национальной экономики. И уже после этого выходить на другие рынки, конкурируя там. Например, до 20-х годов прошлого столетия США были полностью закрытой территорией. В первую очередь необходимо наверстать то, что было упущено за годы социализма. Речь об увеличении инвестпривлекательности, исправлении недочетов в регуляторно-правовой и налоговой среде, а также о борьбе с социально-демографическим кризисом. Ведь не секрет, что Украина уже несколько лет живет в условиях массовой трудовой миграции.

С одной стороны, миграционные тенденции – вполне распространенное в современном мире явление. Его нельзя считать негативным, поскольку подавляющее большинство переселенцев предпочитают вернуться домой, привозя с собой иное мышление и опыт, которые они конвертируют в валовой продукт уже у себя на родине. Польша в первой половине 2000-х годов это тоже проходила.

Но с другой стороны – украинским властям чрезвычайно важно не допустить потерю человеческого капитала, к которой рано или поздно может привести неконтролируемая миграция. И Польша готова оказывать всяческую помощь. Например, Союз предпринимателей и работодателей Польши совместно с Всеукраинской ассоциацией компаний по международному трудоустройству работает над концепцией изменений в законодательство, которые необходимы для того, чтобы отрегулировать миграционные процессы. И уже в ближайшее время они намерены представить эту концепцию украинскому правительству.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
SanderClubLife
SanderClubLife — 01.12.2016, 13:09

"Планується, що новостворені компанії будуть сплачувати тільки один податок у розмірі 22,17% від обороту."©
Це ж яка має бути прибутковість бізнесу, щоб платити 22% податку від ОБОРОТУ?

ledov_nikolai
ledov_nikolai — 01.12.2016, 08:18

Если в Польше кредит физ лицу можно получить в среднем 2.8% ГОДОВЫХ, то что говорить о наших КРАХОБОРАХ под 38% за год.

Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы