Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»

И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
Фото Shutterstock

13 ноября истек срок, отведенный Министерством инфраструктуры Украины для общественного обсуждения законопроекта «О внесении изменений в закон «О почтовой связи». Документ был ранее опубликован на официальном сайте министерства с призывом ко всем желающим присылать свои замечания в течение месяца. Игроки рынка доставки и участники онлайн-торговли активно включились в обсуждение законопроекта, успевшего стать одиозным. И до сих пор баталии вокруг нового документа не стихают. Почему это так и в чем основные несовершенства законопроекта, предлагает разобраться Андрей Ивасив, замглавы правления компании «Деливери».

Порядок и процедура внесения в реестр операторов почтовой связи

Рынок доставки в Украине достаточно молодой. Он создан не многим более 15 лет назад компаниями, прошедшими путь предпринимательства от «гаража» – до полноценной представительской сети по стране и за ее пределами. На протяжении всего пути эти компании развивались самостоятельно – без инвестиций и протекции со стороны государства. Заслуживали доверие потребителей качеством своих услуг, создавали новые рабочие места, пополняли государственную казну налоговыми отчислениями, развивали смежные рынки.

Шесть лет назад в рамках концепции развития почтовой отрасли государство законодательно закрепило отказ от лицензирования в сфере доставки. Однако в 2016 году законопроектом «О почтовой связи» практика лицензирования возвращается, пусть и в скрытой форме. Для того чтобы начать предоставлять услуги доставки, оператору придется получить у регулятора подобие разрешения на работу.

По сути, законом предлагается ввести своего рода лицензирование почтовой связи. Отметим, согласно Закону о лицензировании и требованиям законодательства Украины относительно дерегуляции хозяйственной деятельности, основными принципами государственной регуляторной политики являются: целесообразность – регуляторной деятельности, адекватность – регулирования, эффективность – регуляторной деятельности.

Полномочия регулятора.
Финансирование регулятора путем введения отдельного специального налога

Реестр будет вести Национальная комиссия, которая сегодня осуществляет государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ). Она будет принимать заявки от субъекта хозяйствования или предпринимателя, и решать, может ли тот предоставлять почтовые услуги.

Однако функции НКРСИ этим не ограничиваются. В соответствии с новым законопроектом, комиссия будет изучать информацию о бенефициарных собственниках и управляющих лицах, получит право на доступ к официальным документам, подтверждающим источники происхождения средств, за счет которых сформирован уставный капитал.

Принятие ЗУ «О почтовой связи» требует существенной доработки в части как полномочий, так и норм, регламентирующих работу участников рынка

Правда, основной фокус заключается даже не в полномочиях регулятора, чье вмешательство в деятельность субъекта может заблокировать работу предприятия на 10 дней, а в источниках, за счет которых планируется этого самого регулятора содержать. Дополнительная группа чиновников будет содержаться за счет самих же контролируемых ею операторов доставки. Взносы на содержание регулятора устанавливаются на уровне 0,2% от дохода каждого оператора рынка: для крупных игроков с большим оборотом – это миллионные расходы.

Такая инициатива была бы целесообразна только при изменении системы налогового законодательства Украины в целом – отмены существующих налогов, и введения отдельных налогов для каждой государственной структуры: для полиции, для Минздрава, для МЧС, для Фискальной службы и т.п.

На данном же этапе правильным и достаточным было бы ввести сбор на администрирование реестра операторов почтовой связи, установить его размер в пределах от 1 до 5 минимальных зарплат (определить в зависимости от количества операторов) и оплачивать его при подаче заявления о внесении информации о почтовом операторе в реестр операторов почтовой связи. Данные же подавать ежегодно, для актуальности информации и содержания регулятора.

Термин «Качественная услуга»

Проектом на регулятора возлагается также функция формирования показателей качества услуг. Термин «качественная услуга» встречается в проекте часто, однако четкое понимание, каким образом она определяется, какие критерии влияют на определение качества услуги – не указывается. Соответственно, по данному пункту возможно возникновение массы спорных вопросов: как между участниками рынка, так и относительно самого регулятора.

Логичным было бы определить суть и наполнить смыслом понятие «качественная услуга» самими участниками рынка или сторонними организациями – профильными ассоциациями и объединениями. За регулятором же оставить функцию контроля выполнения стандартов для каждого вида услуги.

Таким образом, принятие ЗУ «О почтовой связи» требует существенной доработки в части как полномочий, так и норм, регламентирующих работу участников рынка. Потому что наличие регулятора может негативно сказаться на рынке почтовых услуг, рынке логистики в целом и отрицательно повлиять на работу операторов рынка – в частности. 

Министерству инфраструктуры Украины и НКРСИ стоит прервать громкое молчание и публично вступить в конструктивный диалог с представителями рынка, неоднократно подчеркивающими опасность принятия проекта закона в его теперешнем виде.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы