Перспективы-2017: тяжкий груз на плечи перевозчиков

Возможно ли в Украине облегчить жизнь грузоперевозчикам и потребителям?
Перспективы-2017: тяжкий груз на плечи перевозчиков
Фото Shutterstock

Следующий год обещает быть тяжелым для грузоперевозчиков. Особенно это касается мелких игроков рынка, прогнозирует Дмитрий Лёушкин, директор группы компаний Prime. Специально для Forbes он проанализировал нынешнее непростое состояние украинского рынка грузоперевозок и назвал основные его проблемы. Всему виной, по словам автора, – несколько причин, которые достаточно легко устранить. Было бы желание.

Закрытость рынка и отсутствие планирования

Рынок грузоперевозок, как и многие другие сферы, в Украине предельно закрытый. Другими словами, лучшие заказы получают те, кто кого-то знает и с кем-то дружит. Уже сейчас у нас есть неутешительная статистика: каждый четвертый мелкий перевозчик разоряется и уходит с рынка. Они просто не выдерживают конкуренции, потому что она – нечестная.

Сказать, что самые «вкусные» заказы получает лучший – по качеству, цене и сервису, – язык ни у кого не повернется. Такой заказ получит тот, у кого есть связи. И это кумовство приводит к тому, что грузоперевозчик не вкладывает денег в улучшение качества сервиса или обновление автопарка – зачем? Он «покупает» знакомства, налаживает отношения с чиновниками или грузоотправителями.

Еще один фактор, из-за которого в отрасли нет прогресса – в стране отсутствует понимание того, как в средне- и долгосрочной перспективе будет развиваться тот или иной сектор экономики. Как поменяется конъюнктура рынка. Что будет более прибыльным, а во что не стоит вкладывать деньги.

Каждый четвертый мелкий перевозчик разоряется и уходит с рынка. Они просто не выдерживают конкуренции. Потому что она – нечестная

В качестве примера можно назвать рынок перевозок новых автомобилей. Пару лет назад был настоящий бум таких перевозок, но как только грянул кризис, рынок свернулся, и все, кто делал на него ставку, обанкротились.

То же самое – с сельскохозяйственной техникой. Как только она перестала быть востребованной, перевозчики комбайнов и тракторов оказались не у дел. До тех пор, пока в стране не будет долгосрочного плана развития каждой стратегически важной отрасли экономики, рынок грузоперевозок по-прежнему будет лихорадить. И это скажется на качестве его работы.

Дураки и дороги

О том, что перегруженные фуры, курсирующие по дорогам Украины, убивают дорожное полотно, не говорил только ленивый. При этом смешно спрашивать с водителей фур – это стараются сэкономить их заказчики. Производственные предприятия, аграрные и строительные компании делают все, чтобы за один рейс «впихнуть» в машину как можно больше грузов. В результате превышается тоннажность, и асфальт быстро приходит в негодность.

Решить вопрос помог бы закон о введении ответственности грузоотправителей за перегруз машин. Такой документ – №4660 – Рада недавно пыталась принять. Но вместо необходимых 226 он набрал лишь 211 голосов. Депутатов, по-видимому, мало интересует, что из-за их безответственности и жажды наживы 97% украинских дорог (согласно утверждению главы «Укравтодора» Славомира Новака) – в плохом состоянии.

Между тем сами грузоперевозчики выступают за введение наказания за перегруженные фуры. Ведь чем меньше тонн будет приходиться на одну машину, тем больше автомобилей понадобится. А значит, будет больше занятых водителей, больше работы и отчислений в бюджет. Кроме того, с принятием закона у них появится серьезный аргумент для отказа грузоотправителю, если его груз превышает установленные весовые нормы.

Бензин дорожает, потому что кому-то так хочется

Еще одна серьезная причина, усложняющая жизнь грузоперевозчикам – неконтролируемые и ни к чему не привязанные цены на топливо. Как бы ни дешевел Brent и ни падал доллар, цены на бензин в Украине либо остаются на месте, либо растут.

Стоимость топлива регулируют не рынок, мировые цены на нефть или курс доллара, а украинские политики

Все потому, что стоимость топлива регулируют не рынок, мировые цены на нефть или курс доллара, а украинские политики. Они сделали все, чтобы уничтожить здоровую конкуренцию, и установили монополию. В результате грузоперевозчики вынуждены устанавливать завышенные тарифы – чтобы перестраховаться и заложить любое повышение цен на бензин и дизельное топливо. Кто в результате проигрывает? Правильно, потребители.

Тарифы все выше, товары все дороже

Если в начале года рынок грузоперевозок будет традиционно «спать», то к марту следует ожидать резкого скачка стоимости грузоперевозок. Большой – это на уровне 20%. Естественно, разница будет заложена в цену товаров для потребителей.

Откуда эта цифра? Во-первых, нас ждет неизбежное повышение стоимости дизтоплива – поскольку выросли акцизные ставки. Во-вторых, аукнутся те самые «3200» – минимальная зарплата, которая повлечет за собой повышение налогооблагаемой базы. Кроме того, из-за плохих дорог многие фуры придут в плачевное состояние, что скажется на стоимости их ремонта.

Что делать, чтобы нивелировать эти факторы и облегчить жизнь как грузоперевозчикам, так и потребителям? Очевидно, не допускать дальнейшей девальвации гривны, уменьшить налоговое бремя на бизнес. Например, снизить налоговую нагрузку на растаможку дизельного топлива, которая сегодня составляет около 40% розничной цены. Во-вторых – сразу после каникул принять законопроект, запрещающий перегруз на фурах. И, в-третьих, должен быть урегулирован рынок грузоперевозок. Чтобы игроки соревновались не в том, у кого знакомства круче, а в том, у кого самые современные и новые машины, лучшая логистика и оперативность доставки.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Алексей Прохоров
Алексей Прохоров — 04.01.2017, 15:01

Глазам не верю, что начали поднимать тему автомобильных грузоперевозок!!!
Я бы сказал - "лучше поздно чем никогда". Этот рынок уже нужно откапывать лопатой... похороны его уже прошли!
Большое спасибо автору!!!! Все сказано как есть. Жаль текст не передает степень всех этих проблем.

Мое мнение: Ответственность грузоотправителей за перегруз машины - супер, но до конца не решит проблему. Налоговая нагрузка на ДТ - скорее я стану президентом США...:) А вот регулировать рынок нужно было уже давным давно! Заняться тарификацией. Например, установить минимальные ставки за пробег (таможня на импорт тарифы устанавливает). И тогда перевозчику не будет смысла лезть в тень и кумовство, т.к. он сможет получить необходимый уровень рентабельности для существования предприятия и обновления автопарка!

Алексей Прохоров
Алексей Прохоров — 04.01.2017, 15:10

Уточню: "Например, установить минимальные ставки за пробег" - Акт выполненных работ по услугам грузоперевозок строгого образца по приказу уполномоченного ведомства. В нем километраж перемноженный на тариф грузоперевозки (не ниже установленного законодательством). Перевозчик получает объективную рентабельность, налоговая - отчисления в бюджет.
Конечно подход должен быть комплексным и нужно залатать все "дыры" данного подхода к перевозкам. Нужно "брать лопату"...

Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы