Строить по-новому: что предлагают парламентарии

Плюсы и минусы отмены категорий сложности объектов строительства
Строить по-новому: что предлагают парламентарии
Фото shutterstock

Сегодня, 17 января, украинские парламентарии после новогодних каникул начнут работу в сессионном зале. Данная пленарная неделя станет завершающей в пятой сессии ВР VIII созыва. Один из документов, ожидающих рассмотрения во втором чтении на этой сессии, – законопроект № 4733-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности».

Этим законопроектом предлагается внести изменения в КУоАП, а также законы Украины «Об основах градостроительства», «Об архитектурной деятельности», «О землеустройстве», «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью», «О благоустройстве населенных пунктов», «О регулировании градостроительной деятельности», «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности», «О лицензировании видов хозяйственной деятельности». Как указано в пояснительной записке, все изменения будут проводиться «с целью приведения в соответствие с лучшими европейскими практиками согласовательных процедур в строительстве».

Напомним, в первом чтении проект закона был принят парламентом еще 12 июля прошлого года. В случае же принятия его в целом строительную отрасль Украины ожидает существенный пересмотр условий работы. А учитывая активизацию отечественных застройщиков, наблюдаемую в последние годы, любые законодательные нововведения в этой сфере могут оказать ощутимое влияние на рынок.

Основным нововведением станет отмена категорий сложности объектов строительства. В настоящее время все строительные объекты в Украине делятся на I, II, III, IV и V категории сложности, что предусмотрено ст. 32 закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности». Присвоение одной из таких категорий каждому объекту лежит «на совести» проектной организации и заказчика строительства. При этом отнесение к повышенным категориям сложности – IV и V – регламентировано соответствующим Порядком, который был утвержден Кабмином еще 27 апреля 2011 года (постановление № 557).

Только 0,8% строек в Украине осуществляется на основании разрешений на проведение строительных работ для ІV и V категорий сложности; на основании зарегистрированной декларации ведется 53,2% строек, и еще 46% – на основании уведомлений о совершении строительных работ

Также категория сложности объекта строительства определяется в соответствии с государственными строительными нормами и стандартами на основании класса последствий (ответственности) такого объекта строительства с учетом рекомендаций и требований ДСТУ-Н Б В.1.2-16: 2013 «Определение класса последствий (ответственности) и категории сложности объектов строительства». Класс последствий (ответственности) представляет собой возможные последствия от разрушения или прекращения эксплуатации уже построенного объекта, и соответственно – потенциальную степень ответственности субъектов, участвующих в его строительстве.

Законопроект №4733-1 кардинально меняет эту модель. Так, в соответствии с ним, объекты строительства:

  • I и II категорий сложности относятся к объектам с незначительными (СС1) последствиями;
  • III и IV категорий сложности относятся к объектам со средними (СС2) последствиями;
  • V категории сложности – к объектам со значительными (СС3) последствиями.

Именно от определенной категории сложности объекта строительства зависит, каким образом будет разрабатываться проектная документация, будет ли она подлежать экспертизе, какая разрешительная процедура и порядок введения объекта в эксплуатацию будут применяться. Следовательно, определение категории сложности в настоящее время можно назвать краеугольным камнем начала любой строительной деятельности.

Вместе с тем, согласно свежей статистике, только 0,8% строек в Украине осуществляется на основании разрешений на проведение строительных работ для IV и V категорий сложности. В свою очередь, на основании зарегистрированной декларации ведется 53,2% строек, и еще 46% – на основании уведомлений о совершении строительных работ.

Как отмечалось в ходе круглого стола «Реформирование разрешительной системы в сфере строительства как средство эффективной борьбы с незаконными стройками», организованного Ukrainian Building Community в октябре прошлого года, такая ситуация возникает, в частности, из-за искусственного снижения застройщиками объектов строительства к III категории сложности.

Определение категории сложности в настоящее время можно назвать краеугольным камнем начала любой строительной деятельности

Например, для того чтобы не получать разрешение, застройщики разбивают большие жилые комплексы на отдельные дома и начинают строительство по декларативному принципу, регистрируя декларацию как на объекты III категории сложности. Таким образом недобросовестные застройщики сознательно избегают проверок достоверности документов, указанных в таких декларациях, что, в свою очередь, не дает возможности органам государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) предупредить самовольное строительство. В результате, на каждом пятом объекте III категории сложности фиксируется внесение недостоверных данных в декларации и занижение категории сложности.

Поэтому, как указано в пояснительной записке к упомянутому проекту закона, необходима отмена категорий сложности объектов строительства, объединение разрешительных процедур в пределах одного класса последствий и переход от трехступенчатой разрешительной системы (уведомления, декларации, разрешения) к двухступенчатой системе (уведомления и разрешения).

Теперь рассмотрим более подробно основные новшества, предлагаемые законопроектом.

Изменение разрешительной процедуры на проведение строительства

В соответствии с процедурой, которая действует сегодня, заинтересованное лицо вправе выполнять строительные работы после:

  • подачи уведомления о начале выполнения строительных работ по объектам, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта;
  • регистрации органом государственного архитектурно-строительного контроля декларации о начале выполнения строительных работ – по объектам строительства, относящимся к I-III категориям сложности;
  • выдачи заказчику органом государственного архитектурно-строительного контроля разрешения на выполнение строительных работ – по объектам строительства, относящимся к IV и V категориям сложности.

Проектом закона № 4733-1 предусмотрено, что по объектам строительства со средними и крупными последствиями право выполнения строительных работ предоставляется после выдачи заказчику разрешения на выполнение строительных работ. Соответственно, для строительства объектов, имеющих III категорию сложности, потребуется обязательно получать разрешение.

Для желающих инвестировать в «квадратные метры» Киева это однозначно благоприятная новация: за последние годы было много случаев, когда столичные стройки признавались самовольными, контролирующие органы останавливали проведение строительных работ, в результате чего инвесторы несли убытки. Указанное же изменение позволит контролировать строительство многоквартирных домов и вовремя предупреждать возникновение самовольных строительств.

Новый законопроект устанавливает четкие правила игры при проведении строительных работ: перечень оснований для проведения внеплановых проверок органами ГАСК, основания для отмены градостроительных условий и ограничений, а также внесение в них изменений

Однако для строительных компаний это осложнит ведение хозяйственной деятельности. Кроме того, проекты строительства объектов со средними и крупными последствиями будут подлежать обязательной экспертизе. То есть, на крупные строительные организации ляжет дополнительная финансовая нагрузка.

При этом процедура, предлагаемая законопроектом, будет улучшать условия для малых и средних предпринимателей и небольших строительных компаний. На основании уведомления сейчас можно осуществлять строительство домов не выше двух этажей (без учета мансардного) с площадью до 300 кв. м. Согласно же проекту закона, со следующего дня после подачи уведомления уже можно будет строить частные, малоквартирные дома, административные здания для малого, среднего бизнеса, а также жилые дома до четырех этажей площадью более 300 кв. м.

Положительным новшеством является и то, что на законодательном уровне будут установлены условия отнесения тех или иных объектов к определенным классам последствий (ответственности). Например, к объектам со значительными последствиями (СС3) будут относиться следующие:

  1. Памятники культурного наследия, определенные в соответствии с законом Украины «Об охране культурного наследия».
  2. Объекты повышенной опасности в соответствии с законом Украины «Об объектах повышенной опасности».
  3. Жилые, общественные либо многофункциональные здания высотой более 100 м и/или с уровнем возможной опасности для здоровья и жизни людей более 400 человек, которые постоянно находятся на объекте.

Итак, вследствие ликвидации категорий сложности будет также ликвидирована регистрация деклараций о начале выполнения строительных работ. Но декларации о начале выполнения строительных работ, которые уже зарегистрированы, действуют до завершения строительства объектов, кроме случаев их отмены. Такая норма прописана в Переходных и заключительных положениях законопроекта.

Ответственность за правонарушения в сфере градостроительной деятельности

Проектом закона предусмотрено повышение ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности при строительстве объектов III категории сложности.

В соответствии с ныне действующим законом «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности», за выполнение строительных работ без регистрации декларации о начале выполнения таких работ, а также при указании недостоверных данных в декларации субъектам градостроительства грозит штраф в размере 90 минимальных заработных плат.

После внесения изменений проведение строительных работ без соответствующего разрешения на объектах со средними последствиями (III и IV категории сложности) будет штрафоваться в размере 370 минимальных заработных плат. Учитывая недавнее повышение «минималки» до 3200 грн, штраф составит 1,184 млн гривен.

Необходима отмена категорий сложности объектов строительства, объединение разрешительных процедур в пределах одного класса последствий и переход от трехступенчатой разрешительной системы к двухступенчатой

Анализируя все вышеизложенное, возникает логичный вопрос: можно ли считать рассматриваемый проект закона благоприятным с точки зрения инвестиционного климата в Украине? Ведь строительные организации, возводящие объекты III категории сложности, будут обязаны проводить экспертизу проектной документации, получать разрешения на проведение строительных работ, и в случае нарушений – будут платить бОльшие штрафы, чем было раньше. Несмотря на попытки реформирования органов ГАСК и децентрализации их полномочий, коррупционная составляющая в их работе остается. Посему есть риск бесконечного проведения внеплановых проверок строительства на основаниях, закрепленных в проекте закона. Все эти факторы могут отпугивать добросовестных инвесторов от градостроительного и планировочного развития городов Украины.

Однако следует отметить, что новый законопроект кардинально меняет подход к проведению строительных работ. Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности», принятый 17.02.2011, воплотил декларативный принцип строительства, чем в достаточной степени упростил разрешительные процедуры.

Но в течение нескольких лет стало понятно, что упрощение процедуры практически вывело объекты строительства III категории из сферы контроля ГАСК и привело к злоупотреблению недобросовестными застройщиками. Поэтому и возникла необходимость разграничить объекты, для строительства которых требуется простое уведомление или разрешение на проведение строительных работ.

Новый законопроект устанавливает четкие правила игры при проведении строительных работ: перечень оснований для проведения внеплановых проверок органами архитектурно-строительного контроля, основания для отмены градостроительных условий и ограничений, а также внесение в них изменений. Поэтому в целом для строительной отрасли, и в частности – для инвесторов, этот документ будет иметь положительный эффект, хотя и нуждается в доработке.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы