Никто не пройдет: чем опасны пробелы тендерного закона

Законодательные препятствия для обжалования решений заказчика в публичных закупках
Никто не пройдет: чем опасны пробелы тендерного закона
Фото shutterstock

Скоро исполнится год с тех пор, как в Украине начал действовать новый закон «О публичных закупках» (далее ─ закон), которым была внедрена система электронных закупок ─ ProZorro. Реформа тендерных торгов, несмотря на привычный скепсис многих украинских критиков, все же позволила значительно повысить уровень конкуренции в сфере государственных закупок и помогла Украине сделать еще один шаг к «прозрачности» использования бюджетных средств и снижению уровня коррупции.

Стоит отметить, что система ProZorro уникальна не только в Украине, но и во всем мире. Это, в частности, подтверждается международной премией в сфере публичных закупок Public Sector Procurement Award за создание и внедрение электронной системы с уникальной архитектурой. «Все видят всё» ─ один из официальных слоганов ProZorro. Любая информация о тендере (поданные предложения всех участников, решение заказчика, квалификационные документы и т.д.) доступна широкой общественности.

Для обеспечения этой прозрачности законом внедрен принцип обязательности проведения всех действий и процедур публичных торгов исключительно через электронную систему. В свою очередь, использование заказчиками и участниками системы электронных закупок возможно только через коммерческие электронные площадки, обеспечивающие регистрацию и участие своих клиентов в тендерах, размещение, получение и передачу информации и документов при проведении процедур закупок и т. п.

«Все видят всё» ─ один из официальных слоганов ProZorro. Для обеспечения этой прозрачности законом внедрен принцип обязательности проведения всех действий и процедур публичных торгов исключительно через электронную систему

По такому же принципу любые жалобы в рамках публичных закупок нужно подавать не напрямую в орган обжалования (Антимонопольный комитет Украины) в привычной бумажной форме, а исключительно в форме электронного документа через электронные площадки.

После размещения участником в электронной системе жалоба автоматически вносится в специальный реестр, и в тот же день публикуется на сайте ProZorro и с сопроводительными документами направляется в АМКУ и заказчику.

У автоматизированной системы подачи жалоб есть свои жесткие требования. Например, жалобы автоматически не принимаются системой электронных закупок в случае нарушения определенных законом сроков подачи. Любое восстановление срока на подачу жалобы (ввиду уважительности или неуважительности причин его пропуска) законом вообще не предусмотрено.

Сроки подачи таких жалоб регулируются частью 2 статьи 18 Закона и делятся на три вида:

  1. жалобы, касающиеся тендерной документации и/или принятых решений, действий, бездействия заказчика, которые произошли до подачи тендерных предложений ─ подаются с момента опубликования объявления о проведении торгов, но не позже, чем за четыре дня до даты подачи тендерных предложений (абз. 1 ч. 2 ст. 18 Закона);
  2. жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после оценки предложений участников в рамках «классических» открытых торгов ─ подаются в течение 10 дней со дня опубликования на сайте ProZorro сообщения о намерении заключить договор, но до дня заключения договора о закупке (абз. 2 ч. 2 ст. 18 Закона);
  3. жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после рассмотрения тендерных предложений на соответствие техническим требованиям и квалификационным критериям в рамках открытых торгов с публикацией на английском языке, определенных ч. 4 ст. 10 Закона (для товаров и услуг ─ выше 133 000 евро, для работ ─ выше 5,15 млн евро) ─ подаются в течение пяти дней со дня опубликования на сайте ProZorro протокола рассмотрения тендерных предложений (абз. 3 ч. 2 ст. 18 закона).
Любые жалобы в рамках публичных закупок нужно подавать не напрямую в орган обжалования (АМКУ) в привычной бумажной форме, а исключительно в форме электронного документа через электронные площадки

«Классические» открытые торги наиболее распространены, поэтому логично, что при проведении таких торгов возникает больше всего споров. Как уже отмечалось, абз. 2 ч. 2 ст. 18 закона предусматривает, что жалоба на такие открытые торги может быть подана в течение 10 дней со дня опубликования на сайте ProZorro сообщения о намерении заключить договор. Если говорить сугубо юридическим языком, течение срока на подачу такой жалобы начинается именно с момента уведомления заказчиком победителя процедуры закупки о намерении заключить с ним договор.

Представим ситуацию: есть четыре участника открытых торгов. По результатам рассмотрения тендерных предложений предложения трех участников были отклонены заказчиком из-за того, что, по мнению тендерного комитета, поданные ими документы не соответствуют условиям тендерной документации. А последний участник был признан победителем, поскольку его тендерное предложение соответствует всем критериям и условиям. Таким образом, эти три участника могут подать жалобы в АМК на решение заказчика об отклонении их тендерных предложений со дня опубликования на ProZorro сообщения о намерении заказчика заключить договор с победителем. До сих пор эта функция на любой площадке технически заблокирована, и воспользоваться ею невозможно.

Так вот, проблема заключается в том, что если бы в этой ситуации тендерный комитет заказчика отклонил бы тендерные предложения не трех, а всех четырех участников, то ни один из них не сможет обжаловать такое решение заказчика, ведь в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 18 закона, срок на подачу такой жалобы начнется только в случае определения победителя торгов, что ввиду отклонения всех предложений физически невозможно.

При этом функция «подать жалобу в АМК», как уже сказано, будет неактивна с пометкой «Пожалуйста, дождитесь публикации сообщения по одному из участников». В дальнейшем электронная система ждет некоторый период времени, после чего заказчик в порядке, предусмотренном ст. 31 закона, отменяет торги из-за отклонения всех тендерных предложений.

Такой пробел в законе опасен, в первую очередь, для обеспечения антикоррупционной функции системы электронных закупок, ведь при определенных условиях, если заказчик видит, что «его» участник не победил в аукционе, он может по надуманным причинам отклонить предложения всех участников, и никто не сможет обжаловать такое решение.

ProZorro разработана и функционирует в соответствии с положениями закона, абз. 2 ч. 2 ст. 18 которого не дает возможности электронной системе закупок принимать жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика при отклонении тендерных предложений всех участников, поскольку эта процедура привязана к признанию победителя

Следует признать, что таких случаев немало, и об этой проблеме знают и площадки, и ProZorro, и Министерство экономического развития и торговли Украины, и АМК. Но, к сожалению, проблема пока не решена.

Возникает закономерный вопрос: как выйти из этой ситуации? Если раскручивать всю цепочку данной проблемы, то получается, что авторизованные электронные площадки разработаны и функционируют в соответствии с техническим заданием ProZorro. В свою очередь, ProZorro разработана и функционирует в соответствии с положениями закона, абз. 2 ч. 2 ст. 18 которого не дает возможности электронной системе закупок принимать жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика при отклонении тендерных предложений всех участников, поскольку эта процедура привязана к признанию победителя.

Поэтому, чтобы решить эту проблему, нужно вносить изменения в закон Украины «О публичных закупках». При этом изменения следует вносить системно: о начале течения срока подачи жалоб на решения, действия или бездействие заказчика, а также о порядке отмены заказчиком торгов из-за отклонения всех тендерных предложений.

Как стало известно из беседы с представителями Министерства экономического развития и торговли Украины, соответствующие законодательные инициативы о внесении изменений в профильный закон по этому вопросу уже разрабатываются, но конкретные сроки обращения пока отсутствуют. Более того, представители министерства заверили, что они всегда открыты к сотрудничеству по обсуждению и преодолению существующих проблем в системе публичных закупок, а потому практикующие юристы в сфере публичных закупок, в первую очередь, будут приобщаться к разработке законодательных изменений.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы