Как усилить роль Национального банка в экономических процессах

И не навредить при этом украинской экономике
Как усилить роль Национального банка в экономических процессах
Фото пресс-центр НБУ

В ноябре – декабре 2016 года, перед принятием Советом Национального банка Украины «Основных принципов денежно-кредитной политики на 2017 год и на среднесрочную перспективу», в экспертных кругах начались острые дискуссии (продолжающиеся и сегодня) по поводу того, какой должна быть денежно-кредитная политика, нужно ли менять монетарный режим и каким образом усилить роль НБУ в экономических процессах и т.п.

21 декабря 2016 года Совет НБУ на своем заседании утвердил этот документ, официально подтверждающий: монетарный режим ─ инфляционное таргетирование (как наиболее благоприятный для низкой и стабильной инфляции), среднесрочные цели по инфляции; приоритетные цели ─ поддержание ценовой стабильности; содействие финансовой стабильности, в том числе стабильности банковской системы; содействие соблюдению устойчивых темпов экономического роста и поддержка экономической политики Кабмина Украины.

Самая обсуждаемая сегодня в экспертных кругах тема ─ может ли НБУ эффективно выполнять указанные цели. И каким образом это учреждение может влиять на экономический рост?

Мнения относительно деятельности НБУ можно услышать диаметрально противоположные ─ от обвинений в провалах экономической политики до одобрительных отзывов. При этом никто не возражает против самого экономического роста, важно другое ─ как это сделать?

В декабря 2016 года члены Совета НБУ встречались с главой миссии МВФ Роном ван Руденом и его коллегами. На мой прямой вопрос главе миссии относительно возможности НБУ проводить в Украине «политику количественного смягчения» (это когда Центральный банк выкупает на открытых финансовых рынках активы, тем самым вливая в экономику определенное количество ликвидности (денег)) для поддержания экономического роста и когда это возможно, господин Рон ван Руден ответил отрицательно, добавив, что за экономический рост должно отвечать Правительство Украины. Трудно не согласиться с тем, что это ключевая задача правительства.

Но, вместе с тем, если посмотреть, например, на центробанк ЕС, то можно увидеть, как он запустил в последние годы программу скупки облигаций европейских компаний, вливая в финансовые рынки еврозоны более 100 млрд евро, и объявил о намерении инвестировать не только в государственные, но и в корпоративные ценные бумаги. Все ради одного ─ оживление экономики. Нечто подобное делают и другие центробанки развитых стран. Программы количественного смягчения – это нетрадиционные методы монетарной политики, появились как реакция на неработающий процентный канал после финансово-экономического кризиса 2007-2008 годов. И в основном эти программы имели успех.

Сложившаяся на сегодня структура экономики уже никогда не сможет обеспечить рост ВВП на уровне 7-9% в год, как это было в начале 2000-х

Понятно, что в тех странах другие рыночные условия и институциональная среда, там низкая инфляция или дефляция и т.д., но нам не нужно отбрасывать подобную модель стимулирования экономики в ближайшем будущем. Уже сегодня нужно формировать такие условия, чтобы эта модель смогла работать и у нас.

Уже всем понятно, что докризисное экономическое развитие Украины, построенное на постоянно растущих ценах на зерно, руду и металл, окончательно исчерпано. Сегодня нужно строить модель, базирующаяся на инвестициях в конкурентоспособные производства с высокой добавленной стоимостью.

Сложившаяся на сегодня структура экономики уже никогда не сможет обеспечить рост ВВП на уровне 7-9% в год, как это было в начале 2000-х. Нужно признать, что Украина является низкотехнологической сырьевой державой. Для нас характерны огромные диспропорции во всем.

Повышение доходов граждан при действующей структуре экономики ведет не к развитию национальной экономики, а к росту импорта и ухудшению торгового баланса. И как следствие ─ при очередном падении цен на мировых сырьевых рынках в Украине произойдет экономический и валютный кризис. Кстати, значительные колебания валютного курса, которые мы наблюдаем в январе 2017 года ─ это в первую очередь следствие работы слабой низкотехнологической сырьевой экономики. Ведь не может быть стабильного валютного курса в стране со слабой экономикой.

Почему бы нам не брать пример с КНР? Экономическая политика Китая ─ экспорт. Эта политика позволила Китаю стать второй по величине экономикой мира. Реальным макроэкономическим эффектом экспорта товаров является импорт рабочих мест. И макроэкономическая политика, проводимая Китаем, дала десяткам миллионов китайцев рабочие места, импортировав эти места из развитых стран. И речь идет о создании рабочих мест не в сырьевых секторах экономики и постоянном фискальном и монетарном стимулировании такой политики.

Роль НБУ в экономических процессах должна быть больше, чем сейчас. Но при этом нужно учитывать тот фактор, что успешное выполнение НБУ своих функций формирует далеко не все, а только некоторые условия для экономического роста

Создание условий для высоких устойчивых темпов экономического роста (на уровне близком к 7-10% ВВП, как это было, например, в Китае за последние 30 лет), структурная перестройка экономики ─ должны быть приоритетной задачей правительства и НБУ при проведении экономической политики в Украине.

Поэтому роль НБУ в экономических процессах должна быть больше, чем сейчас. Но при этом нужно учитывать тот фактор, что успешное выполнение НБУ своих функций формирует далеко не все, а только некоторые условия для экономического роста, и действия одного лишь центробанка не могут стать драйвером экономического роста. Должен эффективно работать треугольник взаимоотношений «Верховная Рада Украины ─ Правительство Украины ─ Национальный банк Украины».

Для усиления роли НБУ в экономических процессах в нашем государстве и для обеспечения успешного выполнения этой приоритетной цели необходимо в первую очередь:

1. Обеспечение правительством и Верховной Радой дальнейшего успешного проведения судебной, налоговой, пенсионной, земельной и других реформ и восстановления доверия инвесторов и населения к государственным институтам, политической власти и банковской системе. Низкая инфляция ─ это не только результат успешной политики НБУ по инфляционному таргетированию, но и результат квалифицированного государственного управления, растущей экономики с ориентацией на развитие внутреннего производства с высокой добавленной стоимостью и потребительского спроса для удовлетворения потребностей населения, бизнеса и тому подобное. Это означает, что нужно усиливать роль государства в экономических процессах. Государство должно быть водителем, а не пассажиром. «Невидимой руки рынка недостаточно», чтобы Украина стала экономически развитым государством.

Кстати, в современной западной экономической науке мода на односторонний либерализм проходит. Появляется все больше исследований, посвященных поиску рационального баланса между частным предпринимательством и активной государственной политикой. Например, США, ЕС, другие успешные страны выходят или вышли из последнего экономического кризиса в первую очередь благодаря активной государственной политике правительств и центробанков. Этот успех был достигнут благодаря, в первую очередь, политике национального экономического прагматизма.

Например, избирательная программа Дональда Трампа на выборах Президента США прошла в первую очередь под этими лозунгами. Достаточно вспомнить заявления о том, что он хочет, чтобы Apple построила много заводов в США и перенесла туда свои производства из Китая, Вьетнама и других стран. Или обещания Трампа о значительном сокращении налогов, которое понравится бизнесу. Такие же шаги необходимо делать и в нашей стране.

2. Украине нужна долгосрочная стратегия экономического развития (денежно-кредитная политика должна поддерживать ее реализацию), которая будет выполняться несмотря на смену руководителей государства, министров и депутатов. Это позволит в течение 20 лет выйти на уровень европейских стран и обеспечить увеличение ВВП в течение ближайших 10 лет в 4-5 раз (оптимистический сценарий). Нужно понимать, что даже при реализации такого сценария мы будем простыми «середнячками» среди развитых государств в мире. Сегодня все государства-соседи Украины увеличили ВВП в 2 и более раз по сравнению с 1990 годом, только мы никак не можем этого добиться.

Бывший вице-премьер-министр и министр финансов Польши, ныне ─ профессор Гарвардского университета Гжегож Колодко отметил недавно, что «...государство должно оставаться активным в создании экономической политики не как собственник активов или администратор государственных компаний, а как архитектор институционального взаимодействия, гарант финансовых основ, инвестор к человеческому капиталу, финансист развития инфраструктуры и как менеджер глобальной интеграции». Опять же, это то, что нам нужно делать в первую очередь.

3. Наладить эффективное результативное взаимодействие между Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины и Национальным банком Украины.

Верховной Раде Украины необходимо принимать много новых законов, которые полностью изменят механизм взаимодействия бизнеса и власти (в первую очередь, правоохранительных органов, налоговой, судебной системы и т.д.), сделают эти правила работы европейскими и по сути, и по духу. И здесь важно даже не количество, а качество новых законов.

Для примера, приведу информацию по банковскому сектору. Сегодня в ВРУ на рассмотрении находятся более 20-ти законопроектов по вопросам развития банковского рынка и около 50-ти обрабатываются в Комитете по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. Эти законы позволят банкам активно начать кредитование экономики и восстановят доверие к банковской системе, и их нужно принимать.

Если посмотреть на работу Верховной Рады Украины о принятии законов по финансово-банковскому сектору в 4-м квартале прошлого года, то можно увидеть, что те законы, которые очень нужны рынку, не всегда принимаются. Например, парламент не может принять законопроект №4529 о возобновлении кредитования, который уменьшит риски для банковских учреждений при кредитовании и решит кардинально проблемы с просроченными кредитами. Более того, принятие этого закона позволит активизировать процессы кредитования и инвестирования в государстве.

Сегодня много говорят об инвестиционном голоде в нашем государстве. Это правда. Но если посмотреть на общие показатели ликвидности банковской системы, то можем увидеть ─ более 40 млрд грн находится на корсчетах банков в НБУ, более 40 млрд грн инвестировано банками в депозитные сертификаты НБУ. В общем, более 25% активов банковской системы ─ это средства, которые можно инвестировать в экономику прямо сейчас, но банки этого не делают. Почему?

Ответ прост ─ доля проблемных кредитов, по оценкам экспертов, приближается к 50%. Банки не могут вернуть вложенные средства. Вполне логично, они не вкладывают инвестиции в новые проекты, потому что боятся новых проблем.

Поэтому для того, чтобы коренным образом изменить ситуацию в экономике, в банковской системе, возобновить кредитование и привлечение инвестиций, нужно идти по пути принятия новых правил игры ─ то есть новых законов. Для этого достаточно политической воли депутатов. Кстати, не нужно принимать все законы сразу, можно начать со стратегически важных. Тогда будет результат.

Кстати, замечу, что объем инвестиций компаний зависит от процентных ставок и, соответственно, снижение процентных ставок, как правило, ведет к росту инвестиций.

И в завершение несколько слов о возможности проведения политики количественного смягчения в Украине. Это вопрос не только к НБУ. Как было отмечено выше, денежно-кредитная политика Нацбанка должна поддерживать экономическую политику правительства, как это делается во многих развитых странах мира. Но для этого нужна долгосрочная экономическая стратегия развития страны, отработанные прибыльные проекты и работающая институциональная среда. В Украине активно идет работа над этими вопросами, но для существенных изменений нужны годы.

Если посмотреть на примеры других стран, которые в течение последних десятилетий успешно проводили реформы и «политику количественного смягчения», то можно сделать вывод, что, например, в Польше, Турции, Китае благодаря ускоренной динамике предложения денег, активизировавшей процессы кредитования и инвестирования, уровень экономического развития возрастал. Напротив, сдерживающая монетарная политика привела к низким темпам роста в Венгрии, Бразилии и Украине. Есть смысл вспомнить и Великобританию, которая в 2010 году запустила программу жесткой экономии, тем самым оставив без поддержки только зародившееся восстановление экономики. Следствием чего стала стагнация экономики страны, которая длилась три года. Кстати, именно примененные позже в Великобритании программы количественного смягчения пригодились при исправлении загаданной ошибки, потому что помогли достичь целевого уровня инфляции в 2% +/-1%.

Если посмотреть на общие показатели ликвидности банковской системы, то можем увидеть ─ более 40 млрд грн находится на корсчетах банков в НБУ, более 40 млрд грн инвестировано банками в депозитные сертификаты НБУ

В целом, страны с активной стимулирующей монетарной политикой имели более высокие темпы экономического роста по сравнению со странами, где проводилась ограничительная монетарная политика.

При этом в сфере монетарного стимулирования невозможно идентифицировать какие-нибудь однородные тенденции и правила, гарантирующие успех: все зависит от успешности реформ, которые проводит страна, макроэкономической ситуации, экономической политики, проводившейся в прошлом, и стратегии развития.

Украина в течение последних трех лет практиковала значительно ограничивающую монетарную политику. Это дало свои положительные результаты, особенно в части уменьшения инфляции.

Сейчас перед нашей страной стоят очень важные задачи по формированию устойчивой политики роста и развития. И роль НБУ в этой политике очень весома. Когда Совет НБУ утверждал цели Нацбанка на 2017 год, то содействие экономическому росту было поставлено одной из приоритетных задач. И имеется в виду не только стимулирование экономического роста путем уменьшения инфляции до целевых показателей, а гораздо более широкий смысл ─ НБУ вместе с правительством должен найти сбалансированный механизм как монетарного, так и не монетарного стимулирования роста экономики, не стоять в стороне от этих процессов. При этом все мы должны четко осознавать, что успешная реализация этой цели будет зависеть, в первую очередь, от дальнейшего хода реформ и стратегии экономического роста, которая в конечном счете разрабатывается и утверждается Правительством.

Как писал в 2009 году Пол Кругман, «если говорить о проблеме рецессий и депрессий, экономистам придется проститься с хорошим, но ошибочным ее решением, которое предполагает, что люди всегда рациональны, а рынки работают идеально». Сдержанная денежно-кредитная политика в стиле ортодоксальной монетарной теории хорошо работает, когда хорошо работают и другие законы экономического развития, которые она всего лишь дополняет, но самостоятельно она вряд ли может быть главным триггером экономического роста. А эти другие законы определяются, в том числе и предпринимательской культурой страны, в которой проводится макроэкономическая политика.

Во время иррационального поведения национальных рынков, когда в стране не хватает необходимой ей предпринимательской активности и отсутствуют инвестиции в необходимых объемах для осуществления экономического роста, задачей правительства становится стремление подтолкнуть предпринимателей и инвесторов к активному поведению. И тогда проведение мягкой денежной политики, которой является количественное смягчение, будет разумным и обоснованным...

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
8737
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы
6166
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
2527
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы
Столичные квадраты: в тренде – элитная недвижимость
Рынок элитной недвижимости Киева: основные тенденции прошлого года и прогнозы на нынешний
Традиции и тенденции: с чем Украине жить в 2017 году
О чем говорит новая мировая и европейская реальность
Show Must Go On: чистый ритейл никому не нужен
Бизнес-модель «микрополиса» – формула вечной жизни для ритейла
География в законе: как получить право на указание места происхождения товаров
Подробнее о нововведениях в отношении правовой охраны географических указаний происхождения товаров
Как необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
И чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го