Что происходило на украинском концертном рынке в 2016 году

И чего ждать от 2017-го
Что происходило на украинском концертном рынке в 2016 году
Иван Дорн
Фото ivandorn.com

В 2016 году украинский концертный рынок переживал процесс трансформации. Что это были за трансформации и во что они выльются в ближайшем будущем, рассказывает председатель Украинской ассоциации организаторов зрелищных мероприятий, основатель и CEO karabas.com Максим Плахтий

Количество выступлений и интерес публики к украинским артистам росли весь год. Рост продолжится и в 2017-м, чему будет способствовать введение квот на радио. В эфире стало звучать такое количество украинских артистов, что нишевые и инди-музыканты перешли в разряд массовых.

На выступления украинских артистов приходится три четверти выступлений за 2016 год. Пятая часть – на западных исполнителей, и только 5% – на российских (хотя еще в 2013 году их было 60%).

Что же касается топ-10 наиболее успешных в 2016 году украинских артистов, первое место бескомпромиссно удерживает «Океан Эльзы», собравший прошлым летом стадионы в разных городах Украины. Следом за коллективом Святослава Вакарчука идет Иван Дорн, отыгравший Randorn Tour-2016. В десятку входят группы «Неангелы», The Hardkiss, «Время и Стекло» и «Бумбокс».

Значительно вырос интерес к рок-музыке. Артисты, которые ранее считались «неформатными», в 2016-м начали чаще появляться на радио и ТВ и собирать на своих концертах полные залы. Прекрасный пример – группы O.Torvald и The Hardkiss. Оба коллектива в 2016-м с успехом проехали по стране, а The Hardkiss уже анонсировали дополнительный тур на весну 2017 года.

Во многом популяризации рока способствовало освобождение рынка от российской поп-музыки, которая держала его в «оккупации» много лет. Когда путь был расчищен, оказалось, что рок-коллективы лучше подготовлены к новым возможностям, имеют более слаженные команды и быстрее реагируют на запросы слушателей.

Всего в прошлом году в Украине состоялось более тысячи выступлений местных и зарубежных звезд. На концерты поп и рок исполнителей суммарно пришлось порядка 65% всех концертов (из них 35% – поп- и 30% – рок-исполнители). При этом рок-концерты оказались популярнее: 45% всех проданных билетов в Украине. Тогда как на поп-исполнителей пришлось менее 35% билетов.

В 2017-м интерес к рок-музыке сохранится, но и поп-индустрия будет развиваться. Уже сейчас мы видим такие успешные проекты, как Alekseev или Monatik. Скорее всего, в 2017-м в Украине появятся новые поп-артисты, которые предложат слушателю качественный продукт.

Интересы украинцев существенно варьируются в зависимости от территории их проживания. Самые активные – жители столицы, северной и центральной частей страны. А вот запад – пассивен. 80% всех проданных в 2016 году билетов разошлись в Киеве. Следом идут Днепр с 5% и Харьков с 3%. Остальные регионы – не более 12% продаж. 

Одними из наиболее доступных в 2016-м оказались концерты рэп-исполнителей. Однако проводились они нечасто, как и концерты представителей электронной сцены. Это можно объяснить тем, что аудитория таких жанров ограничена в своей платежеспособности. В то время как гонорары популярных электронных артистов высоки.

Из новых форматов, получивших особый толчок для развития в 2016-м, можно отметить джазовые вечера и вечера классической музыки. Эти аудитории готовы платить за развлечения, а возраст посетителей подобных концертов – в среднем 35+. В 2017 году тенденция получит развитие: только на февраль в Киеве заявлено около десяти джазовых вечеров и несколько больших концертов с оркестром.

В 2016-м на рынке появился еще один тренд – ностальгия по 1990-м. Артисты, начинавшие свою карьеру в то время, внезапно начали снова вызывать интерес у слушателей. Отсюда череда реюнионов и выступления групп из прошлого. Некоторые новые проекты тоже умело используют эстетику 1990-х в своем творчестве. Особенно хорошо это получается у проектов ЛУНА и «Грибы».  Тренд будет продолжаться в первой половине 2017-го, после чего начнется его спад.

Фестивальный бум, начавшийся в Украине прошлым летом, продолжится и в 2017 году. Ему будут способствовать достаточное количество лояльной аудитории, приятные для иностранцев цены на жилье и еду. В то же время достаточное количество отечественных слушателей готовы платить за хедлайнеров уровня Muse и Red Hot Chili Peppers. В 2016-м это было доказано фестивалем U-Park. Тем не менее, из всех новых фестивалей в 2017-м выживут только те, чьи организаторы начнут работать над уникальностью продукта и его эмоциональной составляющей. Фестивали, которые не предлагают ничего, кроме музыки, украинцев уже не интересуют. 

Динамику, по которой украинский концертный рынок развивался в 2016 году и продолжит это делать в 2017-м, можно назвать «скачкообразной»: заметны ярко выраженные всплески и падения. В последний раз в своей активной фазе рынок находился весной 2016-го. На начало 2017-го мы наблюдаем спад. Сейчас заявлено колоссально малое количество громких мероприятий на летне-весенний период. Изменится ли эта ситуация в дальнейшем, прогнозировать сложно. Главный фактор, от которого зависит активность промоутеров – «страновой риск», связанный с нестабильной экономической и политической ситуацией в стране.

Однозначно можно предположить появление большего количества нишевых мероприятий. Это связано с приходом на рынок более молодых промоутеров. Они тщательнее анализируют рынок и в силу своего возраста лучше чувствуют аудиторию. Прекрасный пример промоутера новой формации – Сергей Малецкий и его концертное агентство H2D. Они в 2016-м привезли в Киев Moderat, Apрarat и Бенджамина Клементайна. В 2017 году количество подобных концертов будет только расти. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
8737
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы
6166
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
2527
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы
Столичные квадраты: в тренде – элитная недвижимость
Рынок элитной недвижимости Киева: основные тенденции прошлого года и прогнозы на нынешний
Традиции и тенденции: с чем Украине жить в 2017 году
О чем говорит новая мировая и европейская реальность
Show Must Go On: чистый ритейл никому не нужен
Бизнес-модель «микрополиса» – формула вечной жизни для ритейла
География в законе: как получить право на указание места происхождения товаров
Подробнее о нововведениях в отношении правовой охраны географических указаний происхождения товаров
Как необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
И чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го