Депутатский копипаст: реально ли защитить авторские права на законы

И каким арсеналом можно остановить «парламентских флибустьеров»
Депутатский копипаст: реально ли защитить авторские права на законы
Фото УНИАН

На рассмотрение парламента внесен проект закона №5689 «Об авторском праве на тексты законодательных актов». Один из его инициаторов, Юрий-Богдан Шухевич, уверен, что воровство интеллектуальной собственности процветает даже среди нашей интеллектуальной элиты – народных депутатов, их помощников-консультантов и экспертов аппарата Верховной рады.

«Часто тексты норм предлагаемых законопроектов копируются субъектами законодательной инициативы друг у друга, что в дальнейшем используется для собственного политического пиара», – уверен он. Законопроектом, в частности, предлагается запретить использовать тексты проектов законодательных актов без письменного согласия их авторов. Насколько здрава эта идея – постаралась разобраться Татьяна Харебава, советник юридической компании Spenser & Kauffmann.

Согласно текущей редакции статьи 10 закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», среди прочего, не являются объектами авторского права «изданные органами государственной власти в пределах их полномочий официальные документы политического, законодательного, административного характера (законы, указы, постановления, судебные решения, государственные стандарты и т.п.) и их официальные переводы».

Идея необходимости борьбы с имитацией бурной «интеллектуальной» деятельности власть имущих выглядит вполне обосновано

Судя по пояснительной записке к проекту, именно в этой норме коренится зло. И ее действительно можно трактовать по-разному. Хотя там и перечислены нормативно-правовые акты, в то же время словосочетание  «изданный официальный документ» можно понимать как документ, который создается определенным органом власти в рамках его полномочий. Иными словами, если у органа есть право разработки нормативно-правовых актов (а уж тем более, если этот орган является субъектом законодательной инициативы), то подготовленные ним законопроекты, согласно такому пониманию ст.10 закона, не могут защищаться авторским правом.

И такая трактовка закона вполне обоснована. Здесь будет вполне уместна аналогия со служебным произведением, где государственный орган действует как наемный работник, а налогоплательщики – как работодатель. Таким образом, права (тем более имущественные) на интеллектуальный продукт, разработанный таким органом в рабочее время во исполнение его обязанностей, как минимум, не могут полностью принадлежать самому органу. Такие права принадлежат народу Украины – как «работодателю» органа власти. Кстати, законопроекты, подготовленные частными лицами или неправительственными организациями, не подпадают под это ограничение и вполне могут защищаться авторским правом.

Однако проект №5689 вряд ли будет реализован по сути. По крайней мере в той форме, как это видят его авторы. Сама идея исков между народными депутатами о защите их авторских прав на законопроект с требованиями возместить ущерб или же заключение лицензионных договоров между ними уже вызывает ироническую улыбку. А как вам перспектива уголовных производств по статье 176 (Нарушение авторского права и смежных прав) УК Украины в связи с массовым воровством законопроектов депутатом-рецидивистом?

Привлекать недобросовестных законотворцев к ответственности можно и нужно в рамках законодательства, регулирующего их деятельность. Заимствование чужих законопроектов должно рассматриваться в аспекте невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей госчиновников

Тем не менее, идея необходимости борьбы с имитацией бурной «интеллектуальной» деятельности власть имущих выглядит вполне обосновано. Но ее воплощение должно быть отнюдь не в плоскости авторского права.

Привлекать недобросовестных законотворцев к ответственности можно и нужно в рамках законодательства, регулирующего их деятельность (законы «О статусе народного депутата Украины», «О Кабинете Министров Украины», «О Национальном Банке Украины» и проч.) Иными словами, заимствование чужих законопроектов должно рассматриваться в аспекте невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей государственных чиновников.

К примеру, закон «О статусе народного депутата Украины» перечисляет лишь обязанности избранников, но никаких негативных последствий за нарушение для них не предусмотрено. Так, народный депутат ответственен за свою депутатскую деятельность перед украинским народом, он должен соблюдать депутатскую этику, уважать честь и достоинство других народных депутатов, не использовать депутатский мандат в корыстных целях (что также включает случаи «воровства» положений чужих законопроектов).

Возможно, отсутствие юридических санкций за нарушения вполне обосновано, так как на кону репутация народного избранника и голоса электората. Но, учитывая то, что «политическая» ответственность – не самый надежный предохранитель от злоупотреблений, меры ответственности стоило бы пересмотреть. Ими могут быть как штрафные санкции (например, 10 минимальных заработных плат за каждый факт нарушения), так и лишение мандата. Штрафы будут наполнять государственный бюджет, в то же время народные избранники станут более осмотрительными, выполняя свои непосредственные обязанности.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы