Show Must Go On: чистый ритейл никому не нужен

Бизнес-модель «микрополиса» – формула вечной жизни для ритейла
Show Must Go On: чистый ритейл никому не нужен
Дубай, Palm, ТЦ

В 2017 году Киев ждет шесть громких открытий торгово-развлекательных центров. Развитие ритейла по пути построения мультифункциональных моллов, способных держать внимание потребителя несколько суток – главный мировой тренд. Шопинг – уже не банальная покупка товаров, а способ социализации. Приходя в торговый центр, люди хотят приключений, а не новый шарф. Ответ на потребительский вызов требует новых подходов со стороны архитекторов и возросших затрат со стороны собственников. Но этот подход оправдал себя в мировой практике, уверен учредитель группы компаний AVG Андрей Войтко.

Развлечения вытесняют ритейл

Торгово-развлекательные центры в мире давно перестали быть торговыми. Они стали развлекательными. Ритейл сжат до минимума. А сам ТРЦ является ядром микрополиса, состоящего из жилых зданий, отеля и офисных корпусов. Люди больше не хотят тратить время на трансферы. Они хотят получать все необходимое – работу, развлечения, спорт – в одной точке.

Например, жизнь Zorlu Center в Стамбуле сосредоточена вокруг развлекательного центра, включающего театральную сцену, кинотеатр, концертные залы. Микрополис Zorlu включает также отель, жилой комплекс, офисный центр, шопинг-мол и подземный пятиуровневый паркинг.

Мировые центры – токийский Midtown Tower или Dubai Mall в ОАЭ – пронизаны атмосферой шоу. Dubai Mall каждый год посещают около 80 млн человек. Они обедают в двух сотнях ресторанов и покупают драгоценности и одежду в 1000 бутиков. 14 000 авто могут одновременно припарковаться.

Больше нет смысла строить отдельно стоящие здания под те или иные цели. Потребитель хочет жить в микрополисе

Все это удобно и современно. Но главное, что заставляет людей оставаться в центре – развлекательная составляющая. Подводный зоопарк и инновационный детский эдьютейнмент-парк KidZania, сочетающий развлечения с образовательными компонентами, дополнены крытым тематическим парком аттракционов, кинотеатром на 2800 мест и олимпийского размера катком.

Информация призвана спасать от скуки

Даже информационная составляющая переходит в новые, развлекающие форматы. Несколько лет назад компания Nike запустила маркетинговую кампанию. Одним из элементов наружной рекламы стала парящая в прозрачном кубе голографическая модель кроссовок. Виртуальная обувь без остановки вращалась и гнулась, демонстрируя качество. Голографическая реклама как часть дизайнерского решения предлагается и при разработке концепции мультифункциональных комплексов для нашей страны.

Ведь и в Украине скоро не останется чистого ритейла. Потребитель будет требовать все больше и больше развлечений. Уже сегодня необходимо внедрять самые инновационные форматы. Работая над архитектурой ритейла, проектировать пространство, как хепенинг, закладывая шоу-философию в каждый сантиметр. Это требование времени. Вместо классического потолка – иллюзия толщи воды, наполненной морской фауной.

Кроме креатива в интерьере – звуковые зоны, меняющиеся по мере движения по торговому центру. Шаг вправо – гость попадает на шумопоглощающую территорию и движется в полной тишине.  Шаг влево – и он окружен звуками тропических джунглей. Огромное число новейших, впечатляющих решений доступны в Украине. Технологии не нужно «выписывать» из кремниевой долины. Но потребитель таких high tech подходов пока все еще чаще за рубежом.

Подземные паркинги, не продающие шоу-румы и эксплуатируемые кровли – тотальная экономия места

Наземное пространство – чрезвычайная ценность. Эксплуатируемые кровли, отказ от складов в магазине, smart-паркинги позволяют экономить дорогой «метр». Во всем мире одноуровневые стоянки считаются непозволительной роскошью, занимающей инвестиционно привлекательную территорию. Машины размещаются на многоуровневых автоматизированных парковках – подземных или наземных. При этом остекленение или фито-технологии в оформлении фасада парковки способны сделать из функционального сооружения арт-объект, украшающий городскую среду. 

Любые форматы ритейла, не содержащие сильную развлекательную составляющую, в течение ближайших десяти лет просто «умрут»

Магазины переходят в формат шоу-румов, где можно примерять лишь размер костюма, а цвета определяются по образцам тканей и фото на планшете. Больше никто не выходит из бутика с пакетом в руках. Выбранные покупки доставляются с роботизированного склада потребителю домой. А потребитель, уделяя минимум времени шопингу, продолжает заниматься главным делом, которое пропагандирует индустрия – развлекаться.

Перспективы и метаморфозы украинского ритейла

В Киеве также есть ряд примеров, отражающих мировые тренды. Проектная группа AVG разработала серию жилых многофункциональных комплексов Smart Plaza, следуя философии «живи – работай – отдыхай». Это самодостаточные микрополисы, не требующие контакта с внешним миром. Философия развлечений заложена в каждом проекте с ритейл-составляющей. В частности, Smart Plaza Polytech спроектирована как модное «тусовочное» место, социальный хаб, наполненный возможностями, которые сложно исчерпать за один день.

Lavina Mall – это не только про покупки, это про впечатления, захватывающие посетителя от входа. Концепцией дизайна предусмотрены подвесные движущиеся кинетические инсталляции, арт-скульптуры, предвосхищающие приключения в огромном развлекательном парке аттракционов Galaxy, 12-зальном «Мультиплексе» и экстремальном аквапарке. Разрабатывая одну из главных композиций центрального атриума, светомузыкальный фонтан, специалисты проектировали не сооружение, а шоу, продумывая детально сценарий его работы. Согласно концепции, каждый час в зоне фудкортов приглушается освещение, а внимание посетителей переключается на театр музыки, воды и света.

И в заключение следует отметить, что по мнению экспертов, любые форматы ритейла, не содержащие сильную развлекательную составляющую, в течение ближайших десяти лет просто «умрут». Самое время задуматься о формуле вечной жизни. А она заложена в одном слове – entertainment.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы